Слайд 4: Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней»
Слайд 5
На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.
Слайд 6: Как пели?
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. В. Маковский Певчие на клиросе Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)
Слайд 7: Система записи церковной музыки
Запись музыки велась с помощью специальных знаков (по-русски «знамя», «крюк»). Крюковая нотная запись
Слайд 8
Знаменный распев – сплав народной русской культуры с византийской церковной (от славянского слова знамя – знак ). « Богородице Дево, радуйся » - знаменный распев в исполнении мужского хора "Оптина пустынь "
Слайд 9: Партесное пение - многоголосное пение (от лат. слова partes – голоса )
К 16 веку в музыке происходит постепенный отход от одноголосного унисонного пения к трёхголосию. Оно получило название «строчное трёхголосие » : три голоса – три строки, главный голос (путь) – средняя строка, крайние ( верхники и нижники ) – сопровождающие. В дальнейшем – четырехголосное пение. «Воскресение твое, Христе Спасе» - исполняет хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Слайд 10: Духовный концерт
Духовный концерт - это многоголосное вокальное произведение для солистов и хора. Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.
Слайд 11: Не отвержи мене во время старости»
Считается одним из самых значительных произведений в этом жанре. Сочинён Березовским в возрасте 16-и лет (!). Написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета».
Слайд 12
Какой характер мелодии? Как она развивается? Духовный концерт М. Березовский Хор капеллы им. Глинки, дирижер В. Чернушенко
Слайд 13
Далеко не все сочинения на церковные тексты предназначены для исполнения в Церкви. Часть их из-за сложности композиторского замысла доступна лишь профессиональным коллективам. Хор Московского Сретенского монастыря Хор братии Валаамского монастыря
Слайд 14: Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней»
Дорогу осилит идущий!