Первый слайд презентации: В 1699 году Пётр I издал указ о переносе Нового года с сентября на январь. А когда кто то из бояр сомневался в справедливости этого указа, потому что бог не мог создать Землю посреди зимы, Пётр предлагал им ознакомиться с этим предметом. Что это за предмет?
Слайд 2: Чтобы переубедить бояр, которые сомневались в справедливости указа о переносе Нового года с сентября на январь, Пётр I предложил им ознакомиться с глобусом и объяснил, что Россия — это ещё не весь мир и что по другую сторону экватора в это же время всегда царит лето
Слайд 4
20 декабря 1699 г. - Петр I ввел в стране новый юлианский календарь. Это означало, что впредь новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше. До указа Петра летоисчисление велось от Сотворения мира, после — от Рождества Христова. (7208)
Слайд 6
Особенности культуры ¼ XVIII в. Петр I проводит реформы, направленные на модернизацию и европеизацию государства. Но несмотря на это, русская культура наследует лучшие национальные традиции. Идет развитие капитализма, расцвет мануфактур. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития. Идет процесс обмирщения культуры, утверждается новый взгляд на человеческую личность, преодолевается замкнутость культурного развития. Светское направление становится ведущим в культуре. В большинстве отраслей накопленные разрозненные знания стали превращаться в науки.
Слайд 7
Стране требовались опытные инженеры и строители, артиллеристы и моряки, офицеры и картографы и многие другие специалисты: 1701 г. 1707 г. Медицинская школа Школа математических и навигацких наук 1701 г. Артиллерийская школа 1712 г. Инженерная школа 1715 г. Морская академия
Слайд 8
Детей дворян отправляли учиться за границу. По возвращении их на родину Пётр I устраивал экзамены, чтобы проверить знания юношей. Если они не справлялись с испытанием, то император запрещал им вступать в брак. Вопрос: для чего Пётр I принимал такие строгие меры ? Для детей провинциальных дворян и чиновников была создана сеть цифирных школ (начальное образование) Для детей солдат – гарнизонные школы
Слайд 9
1708-1710 гг. – создание гражданской азбуки, введение гражданского шрифта.
Слайд 11
1703 г. – первая газета в России («Ведомости») При Алексее Михайловиче в Кремле издавалась рукописная газета «Куранты». «Ведомости» сообщали о ходе войны и событиях за рубежом, биржевых ценах, строительстве заводов и поиске минералов. Какое значение имело появление газеты с точки зрения развития культуры? Верхушка русского общества обрела регулярный источник информации.
Слайд 12
1714 г. – первая библиотека. 1714 г. – первый музей – Кунсткамера (собрание редкостей на базе личной коллекции Петра I. С 1719 г. – доступна для обозрения. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов.
Слайд 13
1725 г. – открытие Петербургской академии наук. Первым президентом стал придворный врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.
Слайд 14: Развитие науки
Среди иностранных ученых, ставших членами Петербургской Академии Наук, были математики Н. и Д. Бернулли Л. Эйлер, астроном и географ Ж. Делиль, историк Г.Ф. Миллер, и другие. Какую цель преследовал Петр, создавая Академию Наук и приглашая иностранных ученых? Петр полагал, что развитие науки необходимо всякому современному государству, а добиться этого без иностранцев и без поддержки государства нельзя. Леонард Эйлер. Худ. Э. Хандманн. 1756. ?
Слайд 15: Живопись
Живопись начала XVIII в. окончательно стала светской. На смену парсуне пришел портрет. Крупнейшие живописцы эпохи – И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Картины И.Н. Никитина: Портрет царевны Натальи Алексеевны. Портрет напольного гетмана. Портрет барона С.Г. Строганова.
Слайд 16: Живопись
Чем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.? В чем, кроме техники живописи, состоит новаторство художника в картине «Автопортрет с женой»? Картины А. М. Матвеева: Автопортрет с женой. Портрет врача И.А. Ацаретти. Портрет И.А. Голицына. ?
Слайд 17: Театр
В 1702 г. был открыт первый в России общедоступный театр – «Комедийная хоромина» на Красной площади. Труппа состояла из немецких актеров и разыгрывала иноземные пьесы. Позднее появился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Здесь играли уже пьесы российских авторов. Например, в пьесе Ф. Журовского «Слава Российская», написанной после персидского похода 1722 г., соседние страны (Польша, Швеция, Турция, Персия) признавали первенство России. Воспитательные или развлекательные задачи преобладали в театральном искусстве начала XVIII в.? ?
Слайд 18: Архитектура
В архитектуре 1-й четверти XVIII в. впервые появились типовые проекты зданий. Именно такими зданиями застраивался Петербург. Столица строилась по плану: с прямыми широкими улицами, пересекающимися под прямым углом. На центральных улицах столицы строились каменные дома в два-три этажа, окнами не во двор, а на улицу. Типовой проект для строительства каменных домов в Санкт-Петербурге, «присланный от его царского величества». 1717 г. Гравировал Я. Ростовцев.
Слайд 19: Архитектура
Если вплоть до конца XVII в. каменными были, в основном, культовые здания, то в начале XVIII в. велось широкое гражданское строительство. Летний дворец Петра в летнем саду. Арх. Д. Трезини. Здание 12 коллегий. Арх. Д. Трезини. Старый гостиный двор. Арх. Д. Трезини. Перестроен Росси.
Слайд 20: Архитектура
Преобладающий архитектурный стиль 1-й четверти XVIII в. – петровское барокко. Характерные черты: простота объёмов, чёткость членений, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Архитекторы, работавшие в стиле петровского барокко, ориентировались на зодчество северной Европы. Вид дворца А.Д. Меншикова в 1725 г. Арх. Дж. М. Фонтана и Г.И.Шедель. 1710–1714 гг. Реконструкция.
Слайд 21: Архитектура
Пример петровского барокко – самая знаменитая церковь эпохи, Петропавловский собор в Петербурге. Он построен не в традициях древнерусского зодчества, не похож ни на пятиглавые, ни на шатровые церкви. Более всего собор напоминает немецкие и прибалтийские протестантские кирхи. Такой тип храма – зальный. Шпиль колокольни достигал 112 м (увеличен в 1858 г.), т.е. был выше колокольни Ивана Великого в Москве. Петропавловский собор. 1712–1733. Арх. Д. Трезини.
Слайд 22: Архитектура
В Москве на рубеже XVII – XVIII вв. преобладало нарышкинское барокко, сочетавшее традиции русского зодчества с приемами украинского и европейского барокко. Характерные черты – центрические ярусные храмы, сочетание красного кирпича и белого камня отделки. Ц. Архангела Гавриила (Меншикова башня). Арх. И. Зарудный. 1707 г. Реконструкция. Ц. Иоанна Воина на Якиманке. Арх. И. Зарудный. 1706–1713 гг.
Слайд 23: Архитектура
Еще одно направление русского барокко начала XVIII в. – голицынское барокко, восходящее к австрийскому и итальянскому зодчеству. Название связано с именем Бориса Алексеевича Голицына. Здания голицынского барокко в плане не крестово-купольные и не зальные, а эллиптичесие, напоминают ротонды. Архитекторы голицынского барокко неизвестны, но предполагается участие западноевропейских зодчих. Ц. Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1690–1704. Здание увенчано не куполом, а короной.
Слайд 24: Дворянский быт
Укажите основные различия во внешнем облике служилых людей XVII в. и начала XVIII в. Сразу по возвращении из Великого посольства Петр провозгласил указ о брадобритии. В 1700 г. вышел указ об обязательном ношении немецкого или венгерского платья. Ношение русской долгополой одежды было запрещено. Служилый человек XVII века. Современный рисунок. Портрет офицера петровской эпохи. Худ. И.А. Горностаева. ?
Слайд 25: Дворянский быт
Для желающих носить бороды была установлена пошлина: для дворян – 60 руб. в год, для купцов гостиной сотни – 100 руб., для прочих посадских людей – от 30 до 60 руб., смотря по доходам. Уплатившим выдавался особый знак для ношения на груди. С крестьян-бородачей при входе в город и выходе из него взималась пошлина в размере 1 копейки. Беспошлинно носить бороды в городах могли только церковнослужители. Медные знаки 1710 и 1725 гг. об уплате пошлины за ношение бороды.
Слайд 26: Дворянский быт
Человек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде на улице, рисковал тем, что его поставят на колени и обрежут полы вровень с землей. Чем объяснялась такая ненависть Петра I к традиционному облику русских людей? По-видимому, для Петра борода и традиционное русское платье были зримыми символами старины, противостояния Европе. Бояре возвращаются от Петра I, остригшего им бороды. Гравюра 1894 г. ?
Слайд 27: Дворянский быт
1 декабря 1701 г. «женам и дщерям» дворянским было приказано носить европейскую одежду, чтобы они с мужчинами «в платье были наравне, а не розные». Одежда женщин (дворянок и горожанок) XVII в. Слева – летник, справа – охабень. Дамские платья начала XVIII в. ? В чем состояли важнейшие изменения женского костюма в эпоху Петра?
Слайд 28: Дворянский быт
Рассмотрите картину. В чем состояло главное отличие ассамблей от московских приемов в XVII веке? ? На московских пирах присутствовали только мужчины, а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми. Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончил с изоляцией женщин в теремах.
Слайд 29: Дворянский быт
Рассмотрите картину. Чем занимались на ассамблеях? Ассамблея сочетала черты пира и бала. Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли в карты и шашки. ? На петровской ассамблее. Какое влияние оказали ассамблеи на весь быт дворянства? ? С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым, пришлось учиться музыке, иностранным языкам, политесу (хорошим манерам). Дочерям надо было шить модные туалеты.
Слайд 30: Дворянский быт
Из книги «Юности честное зерцало»: «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем… Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою … Ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай. Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши; не проглотив куска, не говори». О чем говорят подобные наставления? Юности честное зерцало. Титульный лист факсимильного издания. Оригинал – 1717 г. ?
Слайд 31: Две русские культуры
Петровские преобразования в сфере культуры не коснулись массы крестьянства и городских низов. Крестьян не затронули ни образование, ни изменения в быту. Культура простонародья оставалась традиционной, дворянская культура стала чуждой и непонятной народу. Портрет помещика Н.И. Тишинина. Худ. И.Я. Вишняков. Странник. Худ. В.Г. Перов. ? Как вы думаете, к каким последствиям это должно было привести?
Слайд 32: Прочитать § 6. «Преобразования в области культуры и быта». Прочитать исторический источник на стр. 49 учебника и ответить на вопросы после него (письменно в тетради)
Домашнее задание: Задание на доп. оценку: Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времён Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. (Можно в форме зарисовок, комиксов, дневника, отчёта. «Историческое путешествие»