Первый слайд презентации: 18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг
Слайд 2: План урока
Контроль над интеллектуальной жизнью общества Сменовеховство. Культура русской эмиграции. Власть и церковь. Развитие образования. Наука и техника Начало «нового искусства». Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях.
Слайд 5: 1. Контроль над интеллектуальной жизнью общества
В августе 1921 г. состоялся процесс над «Петроградской боевой организацией», участниками которой были известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. Тихвинский и поэт Н. Гумилёв.
Слайд 6
В 1922 г. был учреждён Главлит, который осуществлял контроль за выпуском всей печатной продукции.
Слайд 7
В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Н. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамёна рабочей диктатуры и марксистской идеологии».
Слайд 8: 2. Сменовеховство
После Октябрьской революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн ее граждан. Они были враждебно настроены к советской власти ; Июль 1921 г. В Праге выходит сборник статей «Смена вех» ; Революция, как «бессмысленный и беспощадный» русский бунт ; Большевики вогнали страну в анархию, но стали ее восстанавливать ; Сменовеховцы – сторонники примирения с большевиками ; Большевиков удовлетворяло « сменовехство », так как оно раскололо русскую эмиграцию и освящало результаты Октябрьской революции.
Слайд 9: Вернулись А.Н. Толстой, С.С. Прокофьев, М.И. Цветаева, М. Горький, А.И. Куприн ;
Слайд 10: 3. Культура русской эмиграции
И. Сикорский - конструктор самолётов и вертолётов С. Нефёдов ( Эрьзя ) - скульптор В. Зворыкин - изобретатель телевидения
Слайд 11
«Люди придут, новые люди, начнут всё стараться поновому делать, по-своему. Потом, поглядев, побившись, догадаются, что новое без старого фундамента не выживет, развалится, что прежней культуры не обойдёшь» М. Осоргин Иван Алексеевич Бунин на вручении Нобелевской премии
Слайд 12: Большевики и церковь
Цель большевиков - воспитание «нового человека» : Атеистические воззрения ; Необходимость устранения духовного конкурента в жизни страны. 23 января 1918 г. декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви»: - Повсеместное закрытие храмов и монастырей ; Имущество и предметы культа конфисковывались «для нужд революции» ; Аресты священнослужителей, их отправляли на принудительные работы ; Священнослужителей лишили избирательных прав, обложили самыми высокими налогами, их детей лишали возможности получить специальное или высшее образование. Подрыв храма Христа Спасителя в декабре 1931 года.
Слайд 13: Большевики и церковь
В 1921 г., разразился голод в Поволжье, патриарх призвал помочь голодающим ; => В феврале 1922 г. СНК принял декрет о конфискации церковных земель в пользу голодающих, что породило грабеж церковного имущества ; Апрель – май 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы суды над церковными иерархами, которых приговорили к смертной казни за контрреволюционную деятельность. Патриарх находился под домашним арестом и переведен в тюрьму ; Усиление антирелигиозной пропаганды. Выпуск журнала «Безбожник» ; В 1925 году не допустили выборов нового патриарха, а когда того избрали, то он был сослан на Соловки.
Слайд 14: Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы
Неграмотность – враг революции ; «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (30 сентября 1918 г.): + Педагогическое новаторство ; + Уважение к личности ребенка ; + Школьное самоуправление ; + Бесплатное обучение ; Отсутствие парт ; Отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право на поступление в вузы получили рабочие и крестьянская беднота ; Создание рабочих факультетов (рабфаков) ; = > Формирование советской интеллигенции.
Слайд 15
Политика в сфере образования оказалась эффективной. В 1926 г. грамотными были уже 3/4 населения в городах и почти половина в сёлах. Значительно расширилась сеть образовательных учреждений. В 1927 г. в стране работало 119 тыс. школ и 1200 вузов и техникумов. Достигнутые результаты позволили в 1930 г. перейти к всеобщему обязательному обучению.
Слайд 16
Больших достижений добился педагог и писатель А. Макаренко. Он разработал методику воспитания детей в детских трудовых коммунах для беспризорников, где проходила их успешная социализация.
Слайд 17
Вслед за комсомолом и пионерией в младших классах школы возникли объединения младших школьников — октябрят. Численность пионерской организации к концу 1920-х гг. превысила 3 млн человек.
Слайд 18: 6. Наука и техника
В. Вернадский и его ученик А. Ферсман - разведка полезных. Ф. Цандер разрабатывал теорию реактивных двигателей. Н. Вавилов сформулировал теорию наследственной изменчивости. Он же на основе обработки фактических данных выделил географические центры происхождения культурных растений и собрал в них ценнейший семенной материал. И. Павлов - исследования об условных рефлексах, В. Бехтерев - исследования в области психиатрии и неврологии, М. Бахтина - исследования в области философии и культурологии. С. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Н. Семёнов успешно работал над теорией цепных реакций.
Слайд 20: 7. Начало «нового искусства»
«Булыжник — оружие пролетариата». Скульптор И. Шадр Памятник III Интернационалу («Башня Татлина»). Скульптор В. Татлин. 1920 г.
Слайд 21
В сокровищницу мирового кинематографа вошли фильмы С. Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь».
Слайд 22: 8. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях
Массовые общегородские демонстрации проходили 1 мая — в Международный день солидарности трудящихся и 7 ноября — в годовщину Октябрьской революции. Стали проводиться субботники — бесплатный и добровольный труд на производстве в выходные дни (впервые субботник был проведён в ночную смену в субботу 12 апреля 1919 г. рабочими-коммунистами депо «Москва-Сортировочная»). Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952)
Слайд 23
В летние месяцы проводились массовые спортивные соревнования и демонстрации. Парад физкультурников на Красной площади, 1937 год
Слайд 24
Отличительной чертой общественной жизни советского общества в 1920-е гг. было большое культурное разнообразие. Поступательно развивалась наука и система образования. Молодёжь была искренне увлечена революционной романтикой
Последний слайд презентации: 18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг: Подведём итоги
Политика советской власти в области культуры вдохновлялась стремлением к демократизации культурной жизни, приобщению всего общества к достижениям культуры и искусства, ранее доступным только образованной элите. Несмотря на эмиграцию многих деятелей культуры, была сохранена преемственность в развитии науки и образования. Открытость и динамичность общественной жизни способствовали тому, что 1920-е гг. были весьма плодотворны для развития отечественной культуры.