Первый слайд презентации: 18 января 2025 года исполняется 215 лет подвигу казаков на Ольгинском кордоне
Сражались храбро до последнего казака, Когда пришла подмога было поздно. Ольгинский пал, сожжён, была атака. Тела везде и ворон каркал грозно. А. Светлова
Слайд 2
Ольгинский кордон — казачье пограничное укрепление, построенное в июне 1794 года на правом берегу реки Кубани на опушке Красного (Красивого) леса на месте бывшего фельдшанца Римского возведённого ещё А. В. Суворовым для контроля над Старинным бродом (или Талызинская переправа).
Слайд 3: Предпосылки
В январе 1810 года на Черноморской кордонной линии из за Кубани участились случаи вторжения в русские пределы (земли черноморских казаков) отдельных черкесских отрядов с целью грабежа и захвата пленных, для дальнейшей их продажи в рабство. Набег закубанских черкесов на Черноморскую кордонную линию 18 (30) января 1810 года, ровно как предыдущие и последующие, являлся одной из составляющих Русско-турецкой войны
Слайд 4
Ранним утром 18 (30) января 1810 года близ Ольгинского поста закубанские черкесы в числе около 4 тысяч человек принялись по льду переходить Кубань. Горцы шли открыто с распущенными двумя красными и двумя белыми знамёнами. Конный казачий разъезд из 15 человек под началом зауряд -хорунжего Жирового обнаружил их в 9 часов утра и осведомил об этом Ольгинский пост. Войсковой полковник Л. Л. Тиховский, произведя с вала три орудийных сигнальных выстрела, тут же разослал в смежные кордоны и селения гонцов, однако все пути сообщения к тому времени были уже перекрыты горцами. Из всех гонцов смог проскочить только один, направленный с донесением к войсковому старшине.
Слайд 5: Битва
На помощь в Ольгинский кордон через Красный лес из Ново- Екатериновского поста сумел пробиться с казачьей полусотней, услышавший пушечные выстрелы, 11-го конного полка полковой есаул Ф. Гаджанов. У переправы оставались или ещё продолжали переходить реку около 2 тысяч пеших горцев. Тиховский с двумя сотнями конных и пеших казаков (включая полусотню Гаджанова ) и 3-фунтовой пушкой с боезапасом в 25 ядер и 25 картечи вышел из кордона и направился к месту прорыва. Завидев пеших черкесов, двигавшихся густой колонной по дороге, ведущей на Славянский пост через многие селения, казачий отряд открыл по ним огонь. Горцы, увидев позади себя неприятельский отряд, развернулись и устремились на него в атаку. Тиховский тем временем, отослав коней обратно на кордон, построил свой отряд в пеший боевой порядок. Первые же орудийный выстрел и ружейный залп остановили атаку горцев. Тем временем, пока последние подбирали своих убитых и раненных, казаки успели перезарядить орудие и ружья, после чего повторили артвыстрел и ружейный залп. В результате горцы, понеся очередные потери принялись отступать.
Слайд 6
После 4-часового сражения у казаков начали иссякать боеприпасы. Именно в это время черкесская конница, которая возвращалась от Ниже- Стеблиевского и Ивановского селений и услышав, что идёт бой, устремилась на помощь своим. Казаки, увидев несущуюся на них с тыла неприятельскую конницу, повернули орудие с последним зарядом и произвели выстрел. « Последний пушечный выстрел скосил передние ряды нападавших», однако это не остановило стремительно несущихся в атаку горцев. К тому моменту у казаков закончились и ружейные патроны. Черкесская конница, окружив казачий отряд, вступила с ним кровопролитный рукопашный бой.
Слайд 7
Из окружения сумели пробиться только 18 человек, включая тяжело раненного Гаджанова, которого казаки вынесли на себе. Им помогли пробиться прибывшие на помощь из станицы Мышастовской 60 казаков под командой полкового есаула Голуба. Последний ещё по первой тревоге поспешил к Ивановскому селению, но по прибытии туда нападение горцев было уже отбито. Тогда он тут же направился к Ольгинскому кордону. Из-за наступления темноты горцы не решились преследовать прорвавшихся казаков и забрав орудие и 40 «покрытых ранами» казаков в плен, а также своих раненных и часть убитых соплеменников ушли за Кубань.
Слайд 8: Последствия
26 января (7 февраля) горцы повторили набег, но на этот раз они не имели такого успеха, как в предыдущий. Наказной атаман Черноморского казачьего войска генерал-майор Ф. Я. Бурсак неоднократно ходатайствовал о дачи разрешения на проведение военной карательной экспедиции (репрессалии) за Кубань. Наконец военный губернатор Херсона генерал-лейтенант Дюк де Ришельё сумел исходатайствовать то разрешение лично у Александра I.
Слайд 9
17 февраля (1 марта) Ф. Я. Бурсак с отрядом из казаков и регулярной пехоты переправился на левый берег Кубани и, вторгшись в земли чичинейцев и абадзехов, то есть тех племён, которые участвовали в нападениях на казачьи селения и в частности в деле у Ольгинского кордона, принялся истреблять их аулы. Застигнутые врасплох горцы, обратились в беспорядочное бегство, «жёны и дети их искали спасения, бросаясь полунагие в реку и окрестные болота, вязли в грязи, утопали».
Слайд 10: Награды
Император Александр I по получении Всеподданнейшего донесения о подвиге 18 (30) января велел представить оставшихся после того сражения в живых казаков к Знаку отличия Военного ордена. Торжественное награждение состоялось 5 (17) сентября на Крепостной площади Екатеринодара. Крепостная площадь Екатеринодара 1907г.
Слайд 11: Памятник
В 1848 году подполковник Барыш-Тыщенко ходатайствовал о возведении памятника « Тиховскому и его сподвижникам». Однако высшая военная администрация не дала разрешение на подписку пожертвований среди казаков на его возведения. Жители же станицы Новокорсунской, не испрашивая на то разрешения начальства, соорудили в станичной церкви образ с перечнем имён павших в той битве. Во второй половине 1850-х годов наказной атаман генерал Г. И. Филипсон дал разрешение на подписку пожертвований, однако главнокомандующий войсками Отдельного Кавказского корпуса генерал от инфантерии князь А. И. Барятинский нашёл неуместным «чествование казачьих героев памятником», аргументируя это тем, что «все они были или убиты, или изранены». Впрочем, вместо монумента разрешено было установить обелиск с надписью о событии.