1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и — презентация
logo
1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • Эволюция отношения российского государства и общества к инвалидам (детям с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью), к детям с ОВЗ (ООП) Эволюция
  • Основы. Опоры. Детерминанты
  • I период эволюции отношения. Право младенца на жизнь в языческом славянском обществе
  • Киевская Русь: принятие православия и знакомство с византийским опытом церковного призрения
  • Милосердие на Руси: нищелюбие
  • Соборное Уложение 1649 г.: первое упоминание о «ненормальных» в российском законодательстве
  • Европа XIV в.: п ересмотр отношения к нищенству и подаянию: бедняк или дармоед?
  • Апокалипсис: 1666-1669 гг.
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • Последний царь всея Руси (1682), первый Император Всероссийский (1721)
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • Решайте, какой Петр вам ближе
  • Возможен ли возврат «на свое место»?
  • Цивилизация и почва: расколовшееся общество по-разному относится к убогим
  • Цивилизация и почва: расколовшееся общество по-разному относится к убогим
  • Эволюция отношения российского государства и общества к инвалидам (детям с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью), к детям с ОВЗ (ООП) Эволюция
  • 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и
  • Смена курса: регресс или поиск своего пути?
  • « Дурацкие потехи» при дворе Анны Иоанновны или возврат к старине (1730-1740)
  • Светская благотворительность в правление Елизаветы : слово и дело (1741-1761)
  • « О необучении детей известной персоны грамоте до указу » 1750
  • Екатерина II: от слов к деятельной благотворительности (1762-1796)
  • Показательная система заведений общественного призрения
  • И.И. Бецкой: идеолог Воспитательного дома
  • Павел I : Ведомство благотворительных учреждений во главе с императрицей Марией Федоровной
1/30

Первый слайд презентации

1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и умственно отсталым детям) Древняя Русь / Московское царство / Российская империя ( X-XVII вв.) I период Обретение права на жизнь Малофеев Николай Николаевич профессор, доктор педагогических наук, академик РАО nikolay.n.malofeev@gmail.com

Изображение слайда

Слайд 2: Эволюция отношения российского государства и общества к инвалидам (детям с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью), к детям с ОВЗ (ООП) Эволюция отечественной ССО

VIII BC X XIII AD XVIII XVIII 1806 / 1807 начало XX в. 1936 7 0-е гг. ХХ в. 1991 периодизация Н.Н. Малофеева

Изображение слайда

Слайд 3: Основы. Опоры. Детерминанты

Базовое отношение к человеческой инакости. Архетип культуры, склад культурного поведения, культурная традиция. « Традиционное сознание защищается от всякого сбоя в установленном порядке вещей, от всякой инакости». Геоэтническая специфика. Юг – Север. Опирающееся на религиозную веру религиозное мировоззрение ; представление о добре и зле, нравственности, цели и смысле жизни. Христианское милосердие. Светское законодательство. Гражданские права. Признание большинством населения страны ценности школьного обучения. Состояние экономики.

Изображение слайда

Слайд 4: I период эволюции отношения. Право младенца на жизнь в языческом славянском обществе

Родовой обычай допускал убийство соплеменников, оказавшихся обузой для семьи, смерть грозила и хилому, и здоровому новорожденному, появившемуся на свет в голодный год. Она настигала младенца не по приговору суда, а по обычаю. Особо жестоко обычай контролировал приход в мир детей женского пола. Наших пращуров трудно заподозрить в мягкости характера, особой добродетельности, не сдерживал их и закон, который в древнерусских землях был развит весьма слабо, восточнославянские племена следовали закону неписаному – обычаю. Древние законы свободных россиян «изъявляют какое-то удивительное простосердечие: кратки, грубы, но достойны людей твердых и великодушных, которые боялись рабства более, нежели смерти» Н.М. Карамзин

Изображение слайда

Слайд 5: Киевская Русь: принятие православия и знакомство с византийским опытом церковного призрения

988 Князь  Владимир Великий - крещение Руси. Распространения христианства на Руси (XI-XII вв.) Устав кн. Владимира Великого. Правила о церковных людях и о десятинах и судах епископских и о мерилах градских : «Убогие, <…> монастыри и бани их, врачи, их больницы, даны <…> Епископу, <...> да ведет их той и управу дает и рассуждает ». Ответственность церкви - «нищих кормление и чад многих, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обиженным заступничество, в напастях помощь, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в голоде прокормление, в бедности умершим покровы и гробы». Средства - «десятина». Распространение письменности (Кирилл и Мефодий )

Изображение слайда

Слайд 6: Милосердие на Руси: нищелюбие

Изначальные попытки организации призрение убогих (сирот, нищих, калек) обусловлены принятием православного христианства, заимствованием византийского опыта церковного призрения. Отношение к убогим – сострадание, милосердие. Русские города, попав под «сень варварства», обескровили и обессилили. Церковь, за долгие столетия междоусобиц обнищала не имела средств для развития монастырского призрения. Многовековое монголо-татарское иго разорило русские земли, но усилило традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим. Присущее славянам-язычникам отношение к немощным, обогащенное идеалами христианского благочестия, оформляется в особое отношение к убогим - традицию нищелюбия.

Изображение слайда

Слайд 7: Соборное Уложение 1649 г.: первое упоминание о «ненормальных» в российском законодательстве

« Ст. 15. Если после умершего останутся глухие и немые дети, а братья или сестры начнут обижать их, и от родительского наследства начнут их отлучать, и тем детям родительское наследство разделить по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто обижен не был» « Ст. 23. Люди глупые, глухие, слепые и немые, которые службы не служат, а поместьями начнут распоряжаться как им вздумается, а их матери, жены, дети, родственники начнут оспаривать решение, как поступать? «Поместья свои сдавать всякому вольно, а прошения от родственников не принимать» (1676) «Ст. 27. Дополнение. «Которые люди глухи и немы и слепы, тем поместья свои сдавать вольно; а которые будут объявлены [ по суду ] глупыми и пьяницами, тем поместьями не распоряжаться» (1677 ) «Пункт 28: Глухих и немых и бесноватых, и которые в малых летах, при учинении повального обыска в обыск не писать» Кодификация законов поставила монарха (государство) перед необходимостью определить имущественные и иные права инвалидов. Уложение де-юре должно было изменить их жизнь, де-факто – этого не случилось: слишком велика была дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью.

Изображение слайда

Слайд 8: Европа XIV в.: п ересмотр отношения к нищенству и подаянию: бедняк или дармоед?

Законы о бедных. Англия, Указы о работниках ( 1349, 1350). Чума к сокращению населения более чем на 1/3. Демографическая катастрофа требует свободных рук, нищих заставляют работать. «Кембриджский устав » (1388) - ограничения на передвижения нищих. Города Священной Римской империи с кон. XIV в. регулярно принимают указы запрещающие попрошайничество. Конфликт закона с церковной традицией. Попрошайки должны приносить пользу! Протестанты введут налог на благотворительность. Подаяние перестает быть частным вопросом.

Изображение слайда

Слайд 9: Апокалипсис: 1666-1669 гг

Духовенство перестает видеть в чтимых юродивых святость, их имена вычеркивают из богослужебных книг. 1664 Запрет впускать бесноватых в храм. Кон. XVII в. многие образованные москвичи разделяют политику неприятия юродства. «В Нижегородском крае с осени 1668 забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 г. бросили и избы. Собираясь толпами, люди молились, постились, каялись друг другу в грехах » Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры

Изображение слайда

Слайд 10

Армия. Флот. Территории. Образование. Ремёсла (новые технологии). Кораблестроение. Наука. Градостроительство. Искусство. Музеи. Гражданский шрифт и книгопечатание. Смена календаря. Мода. Петр I: реформы мирской жизни

Изображение слайда

Слайд 11: Последний царь всея Руси (1682), первый Император Всероссийский (1721)

Петр I (1672-1725) «Увидел чудеса и дива заморские и захотел пересадить их на родную почву, не думая о том, что эта почва была слишком еще жестка для иноземных растений, что не по ним была и зима русская; увидел он вековые плоды просвещения и захотел в одну минуту присвоить их своему народу. Подумано - сказано, сказано - сделано: русский не любит ждать. Ну - русский человек, снаряжайся, по царскому наказу, боярскому приказу, по немецкому маниру...» В.Г. Белинский Около 3,5 тыс. указов, уставов и регламентов, в т.ч. предписания по организации государственного призрения, искоренению церковно-монастырской и частной милостыни, борьбе с профессиональным нищенством и бродяжничеством.

Изображение слайда

Слайд 12

Предшественники царя-реформатора, говоря словами Костомарова, вершили дела христианского милосердия «по обряду ». Петр I милосердия к убогим не испытывал, православный обряд игнорировал, нищелюбие презирал. Указ 31.01.1712 г. «Об учреждении во всех Губерниях госпиталей ». «По всем Губерниям учинить госпитали для самых увечных, которые работать не могут; для слишком старых; для приёма незаразных и прокормления незаконнорожденных младенцев, дабы их не убили, по примеру Новгородского Архиерея ». ПСЗ Российской Империи Указ 1722 г. «Слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, а кормятся миром, чьи они были, отдавать в богадельни. <…> Малолетних, которые десяти лет и выше, писать в матросы и присылать в СПБ в Адмиралтейство. Которые младше 10 лет, тех отдавать для воспитания тем, кто их принять захочет, в вечное владение. Если же малолетних принимать к себе никто не будет, таковых отдавать на пропитание в богадельни до 10 лет, а потом присылать в матросы же». Петр I: попытка сломать традицию и организовать призрение на европейский манер

Изображение слайда

Слайд 13

Митрополит Иов Новгородский Епископ Русской православной церкви, митрополит  Великоновгородский и Великолуцкий. На свои вотчинные доходы основал в епархии странноприимные дома и первый в России (1706) приют для подкидышей и незаконнорождённых. Привлёк в епархию средства богатых жертвователей, на которые при Знаменском соборе была построена богадельня для сирот и престарелых людей духовного звания.

Изображение слайда

Слайд 14

Петр I: знакомство с голландской медициной (1697 – 1698) Анатомический театр Фредерика Рюйша. Лейден. Голландия.

Изображение слайда

Слайд 15

Петр I: попытка сломать традицию и организовать призрение на европейский манер Указ «О свидетельствовании дураков в Сенате» 1723 Именной, объявленный из Сената, в дополнение указа 1722 года указ «О свидетельстве в Сенате дураков» 1724 Учреждена Академия наук (Петербург). Управление богоугодными заведениями передано Камер-коллегии (финансовому управлению)

Изображение слайда

Слайд 16

На протяжении веков бездействие светской и духовной власти отчасти компенсировалось участливым и милосердным отношением к нищим и убогим всех слоев общества, личной благотворительностью. Смутное время существенно ослабило и поколебало эту традицию. Петр I попытался преградить путь стихии жалости и участия, противопоставить традиции систему организованного государственного призрения по европейскому образцу, однако для создания таковой не было ни предпосылок, ни условий. В результате проводимых « европейских» преобразований калека и убогий начинают терять покровительство нищелюбивого населения, все более попадая в зависимость от государства, от бдительности нижних полицейских чинов и усердия местных служивых. Петр I: попытка сломать традицию и организовать призрение на европейский манер

Изображение слайда

Слайд 17: Решайте, какой Петр вам ближе

Изображение слайда

Слайд 18: Возможен ли возврат «на свое место»?

Усилия правительства заменить традицию законом, желаемого результата не приносили. «Законы <…> вторгнулись в область, состоящую долго под управлением народных обычаев; с другой стороны, они вторгнулись в область, долженствующую оставаться вечно под управлением церкви. <…> Как сделать, чтобы гражданскому закону отдано было действительно только то, что должно принадлежать гражданскому закону; чтобы обычаям было возвращено то, что должно оставаться во власти обычаев, и чтобы за церковью вновь утверждено было то, что должно вечно принадлежать церкви? Словом, как возвратить все на свое место ?» Н.В. Гоголь

Изображение слайда

Слайд 19: Цивилизация и почва: расколовшееся общество по-разному относится к убогим

« Цивилизация» и «почва» (В.О. Ключевский), «интеллектуалы» и «народ» (Г.В. Вернадский), «просвещение» и «рабство» (Н.Я. Эйдельман) - две несоизмеримые по масштабам части населения России. Малочисленный лагерь «цивилизации» («интеллектуалов», «просвещения») объединял образованную и социально активную часть населения. « Цивилизация» закладывалась, поощрялась и принудительно насаждалась государством, ее мировоззрение складывалось под влиянием европейских просветительских идей, современных достижений западной науки, философии. Взгляды «почвы» формировались под влиянием православия, общинных ценностей, отличалось антисобственническими настроениями и стремлением к общинной демократии. Благочестивые пастыри: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Тихон Задонский, с их идеалами терпимости, смирения, жертвенности, оказывали благотворное влияние на отношение «почвы» к убогим и немощным.

Изображение слайда

Слайд 20: Цивилизация и почва: расколовшееся общество по-разному относится к убогим

« Когда на общество повеяла иноземная культура, богатая опытами и знаниями, она, встретившись с доморощенными порядками, вступила с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение <...> До тех пор русское общество отличалось однородностью, цельностью своего нравственно-религиозного состава. При всем различии общественных положений древнерусские люди по своему духовному облику были очень похожи друг на друга, утоляли свои духовные потребности из одних и тех же источников. <…> Такие однообразные изгибы автоматической совести помогали древнерусским людям хорошо понимать друг друга, составлять однородную нравственную массу, устанавливали между ними некоторое духовное согласие вопреки социальной розни и делали сменяющиеся поколения периодическим повторением раз установившегося типа <...> Западное влияние разрушило эту нравственную цельность древнерусского общества. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних его классах, по самому положению своему наиболее открытых для внешних веяний, оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось <...> разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т.е. иноземного, западного ». В.О. Ключевский

Изображение слайда

Слайд 21: Эволюция отношения российского государства и общества к инвалидам (детям с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью), к детям с ОВЗ (ООП) Эволюция отечественной ССО

VIII BC X XIII AD XVIII XVIII 1806 / 1807 начало XX в. 1936 7 0-е гг. ХХ в. 1991 периодизация Н.Н. Малофеева

Изображение слайда

Слайд 22

II период эволюции отношения государства и общества к инвалидам: : обретение права на призрение

Изображение слайда

Слайд 23: Смена курса: регресс или поиск своего пути?

1712 Столица - Санкт-Петербург (заложен в 1703) Введено обязательное бесплатное обучение для детей дьяконов и священников. Дворянам, не умеющим читать и писать, запрещено вступать в брак 1724 Указ Петра I об учреждении Академии Наук и Художеств («академии наук и курьезных художеств») Петр I умирает, не успев назначить наследника. Екатерина I Алексеевна (1721-1725) Петр II Алексеевич(1727-1730) 1725 Указ Екатерины I «О приглашении учёных людей в Российскую Академию Наук и о выдачи, желающим ехать в Россию, нужных пособий » ( 16 - француз, 3 швейцарца, немцы + 8 студентов ) Указ о слиянии в целях экономии арифметических ( светских) и епархиальных (духовных) школ Указ «О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам »   (Екатерина I )

Изображение слайда

Слайд 24: Дурацкие потехи» при дворе Анны Иоанновны или возврат к старине (1730-1740)

1727 Царский двор возвращается в Москву 1729 Пожар уничтожает Немецкую слободу в Москве Потрачено на содержание : императорской конюшни 100 000 двора 260 000 двух Академий (Наук и Адмиралтейской) 47 371 Медицинской канцелярии 16 006 геодезистам и школьным учителям 4 500 арестантам и ссыльным кормовых 1 746 придворной прислуге, певчим, нищим и на отопление богаделен 4 876 Первая попытка переноса западных моделей светской благотворительности на отечественную почву завершилась полным крахом.

Изображение слайда

Слайд 25: Светская благотворительность в правление Елизаветы : слово и дело (1741-1761)

1748 Указ «О невыдаче паспортов слепым, дряхлым и увечным крестьянам для прохода в СПБ и в другие места, под взысканием штрафа за невыполнение сего указа». (1711 - Николас Саундерсон избран на должность профессора в Кембридже)

Изображение слайда

Слайд 26: О необучении детей известной персоны грамоте до указу » 1750

1741-1780 Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейг-Люнебургский – Холмогоры // Принцесса Екатерина (1741-1807) / Екатерина II / Дания /Александр I « Теперича впервое раз покорнеше благодарю вам потому, - пишет 62-х летняя глухая принцесса, - что вы мне, нещасной, всякий год изволите посылать деньги изруской земли для моего содержания <…> я осталась только одна нещасная, на старости моей <…> я потеряла совсем слышанья на восьмом году жизни моей <…> я всегда одна <…> всякий день поминаю Холмогор, потому что мне там был рай, а тут ад <…> изволте мене нещасну в манастир, и тогда не надобно будет сюда посилить всякои где многи денги для моего содержания …» ( Гаюи и Люизер ) ,

Изображение слайда

Слайд 27: Екатерина II: от слов к деятельной благотворительности (1762-1796)

Императорское Воспитательное общество благородных девиц - Смольный институт « Общий регламент по воспитанию детей обоего пола» Воспитательный дом ( Москва) 1765 Смольный институт. «Мещанское отделение» для дочерей чиновников, купцов и мещан Для подготовки из юношей дворянского происхождения элиты военного и гражданского чиновничества переписывают устав Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса 1770 Отделение Воспитательного дома (СПБ)

Изображение слайда

Слайд 28: Показательная система заведений общественного призрения

Образцовый (модельный) комплекс включал : сиротское учреждение (Воспитательный дом, 1764 ); детские приюты; две больницы (Павловская, 1763; Екатерининская, 1776 ); психиатрическое отделение (1776); женские и мужские работные дома (1775); инвалидный дом для неимущих отставных младших офицеров (1777); смирительный дом (1785 ) Фундамент будущих перемен в деле светского призрения. Первые частные инициативы организации приютов для детей: Тверская губ. (1772; 1773) // Осташково, Олонец, Вытегра, село Капустинец Киевской губ., Архангельск, Калуга, Смоленск, Старая Русса, Белозерск, Боровичи

Изображение слайда

Слайд 29: И.И. Бецкой: идеолог Воспитательного дома

1789 По качеству задатков (уровню развития) Бецкой разделил питомцев на 3 категории, выделив, в частности, воспитанников, «коих понятия тупы, из простых работников ». Ученики с «тупыми понятиями » - способности исключительно к самой простой работе, а потому их и не следовало перегружать знаниями, довольствуясь обучением простому ремеслу. « Никогда не должно хотеть против здравого рассудка и возможности, чтобы, например, яблоня приносила ананасы». Глухие ученики Детская смертность – до 90%

Изображение слайда

Последний слайд презентации: 1 Э волюция отношения государства и общества убогим (к глухим, слепым и: Павел I : Ведомство благотворительных учреждений во главе с императрицей Марией Федоровной

Мальтийский орден госпитальеров 1797 «создать во всех (за исключением столичных) губерниях врачебные управы, введя в них инспекторов «для лучшего наблюдения над аптеками и госпиталями ». Ведомство учреждений императрицы Марии ( ВУИМ ) Волею Павла I продолжено строительство отечественной системы государственного призрения – создан орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений, впоследствии получивший название «Ведомства учреждений императрицы Марии» (ВУИМ), открываются внесословные больницы, возникают медицинские коллегии и врачебные управы. Мария Федоровна словом и делом на протяжении всей своей жизни доказывала поданным, что благотворительность может приносить истинную пользу, если движется искренним чувством милосердия, сострадания, любви к людям. Деятельная благотворительность вменяется должностным лицам в обязанность. Подлинное повсеместное развитие светской благотворительности возможно лишь при условии обретения гражданских прав большинством населения, признания ценности образования.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено