Слайд 3: Интересный факт
Л.Н. Толстой написал "После бала" в 1903 году. Рассказ основан на реальных воспоминаниях автора о своём брате Сергее, влюблённом в дочь военного начальника А.П. Корейша. 3
Слайд 4: Николай Палкин?!
4 Прозвище «Николай Палкин» связано с жестоким и авторитарным стилем правления Николая I. Оно возникло из-за его политики, которая характеризовалась усилением цензуры, репрессиями против инакомыслящих и созданием Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии — органа политического сыска. Это прозвище отражает негативное отношение части общества к политике и методам правления Николая I, которые воспринимались как деспотические и жестокие.
Слайд 5: БАЛ
Обратите внимание на эпитеты, использованные автором в начале рассказа. Почему именно так герой воспринимает окружающее? 5 Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, Варенька грациозная, её отец – красивый и высокий и пр. Герой воспринимает всё с «восторженным умилением», т.к. влюблён. Он очарован Варенькой и праздничной атмосферой, насаждается ощущением счастья, молодости.
Слайд 6: УТРО
Почему утро после бала начинается описанием тумана? Прочитайте фрагмент текста в учебнике и определите роль пейзажа. 6 Туман, нависший над местностью, является символом неопределённости. Пейзаж указывает на состояние героя – его взор затуманен.
Слайд 7: ПЛАЦ
Какими словами начинается вторая часть рассказа? Почему нет деления на главы? 7 2 часть начинается словами «Когда я вышел на поле…». Рассказ не поделён на главы для большего контраста и для ощущения внезапности перехода: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».
Слайд 8
Как можно охарактеризовать полковника, основываясь на его отношении к дочери? 8 Полковник на балу действительно добр и красив, конечно, к людям определенного круга. Носит домодельные сапоги, чтобы выводить дочь в высший свет – искренне любит дочь, она его тоже. Можно ли назвать полковника искренним? Да. На балу он искренен: танцует с дочерью, подводит ее к молодому человеку, расположенному к ней. На плацу тоже искренен: николаевский служака по давно установленному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося татарина.
Слайд 10
10 Элемент композиции Сюжет Цитата Завязка Развитие действия Кульминация Развязка
Слайд 11
11 Элемент композиции Сюжет Цитата Завязка Рассказчик вспоминает о том, как одно событие изменило его жизнь. "Вот вам история из моей молодости..." Развитие действия Описание бала и восхищения полковником. "Полковник был необычайно красив... он танцевал мазурку так, что все смотрели только на него." Кульминация Утром герой видит сцену наказания солдата на плацу, которую возглавляет тот же полковник. "Полковник медленно шёл вдоль шеренги солдат, командуя, чтобы били ещё сильнее." Развязка Герой осознаёт лицемерие общества и отказывается продолжать восхищаться полковником и окружающим миром. "Я понял, что не всё так красиво, как кажется на первый взгляд."
Слайд 12: Контраст
- художественный приём, который основан на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, героев и пр. 12
Слайд 13
13 Сопоставительная характеристика полковника и татарина Полковник Наказываемый
Слайд 14
14 Сопоставительная характеристика полковника и татарина Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке Татарин, с голой спиной, привязан к ружьям двух солдат. Шёл твёрдой походкой Дёргаясь всем телом, шлёпал по талому снегу. Румяное лицо и белые усы Сморщенное от боли лицо Высокая статная фигура Корчившийся от страдания
Слайд 15
15 Прочитайте данный фрагмент. Что помогает читателю прочувствовать весь ужас происходящего? «…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника…» Л.Н. Толстой использует повторы и параллельное строения предложения для создания ощущения бесконечно повторяющегося ужаса и непрекращающихся страданий.
Слайд 16
16 Какие качества полковника проявляются в сцена на плацу? Полковник убежден, что все надо делать по правилам: перед танцем надеть перчатку на правую руку, вынуть шпагу из портупеи, а если будет нужно, то и ударить провинившегося солдата. Почему Иван Васильевич не стал вмешиваться в происходящее? Он не мог поверить глазам, растерялся и просто-напросто не отдавал себе отчета в том, что происходило: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.»
Слайд 17
17 «Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся ». Почему полковник отвернулся от героя-рассказчика? Полковник отвернулся от героя-рассказчика из-за своего внутреннего конфликта и стремления сохранить свою репутацию. В рассказе Льва Толстого "После бала" полковник изображается как человек, который проявляет грубость и высокомерие, находясь в обществе, где его авторитет может быть поставлен под сомнение. Отвернувшись, он демонстрирует нежелание признаваться в своих слабостях и в том, что может быть простым человеком, как и другие. Это действие подчеркивает тему лицемерия и социальной иерархии, характерную для произведений Толстого. Полковник, вероятно, не хочет показать свою уязвимость или проявить какие-либо человеческие эмоции, что могло бы снизить его положение в глазах окружающих. Таким образом, его поведение отражает контраст между личностью человека и его публичным образом, а также показывает, как социальные нормы и ожидания формируют поведение людей в обществе.
Слайд 19
19 Пространство Эмоции героя Цвет Звуки Детали Бал Роскошный зал, свет, музыка Восторг, влюблённость, восхищение, счастье Белый, розовый, румяный, серебряный Мазурка, вальс, полька, кадриль Белая перчатка Вареньки, пёрышко от веера, перчатка полковника, «домодельные» сапоги Плац Холодное отталкивающее пространство, строй солдат Стыд, отвращение, разочарование Чёрный, красный, пёстрый Флейта, барабан, дробь, крик, всхлипывания Оттопыренная губа, замшевая перчатка Вывод: Контраст между балом и плацем подчёркивает двойственность человеческой природы и лицемерие общества.
Слайд 20
20 Какова роль детали – замшевой перчатки полковника? Перчатка связывает две части рассказа: в первой части ее надевает полковник, когда идет танцевать с дочерью, а во второй рука в перчатке бьёт испуганного солдата по лицу. «Надо все по закону» – фраза, приобретающая зловещий смысл: провинившегося надо бить изо всех сил…
Слайд 22
Да. Мастерство Л. Н. Толстого как портретиста в рассказе "После бала" проявляется в умении через описание внешности и поведения персонажей передать их характеры, социальный статус и внутренний мир, а также подчеркнуть ключевые идеи произведения. -Толстой уделяет внимание мельчайшим деталям, которые делают персонажей живыми и индивидуальными. Например: полковник на балу описан как грациозный, обаятельный, с блеском в глазах, что создаёт впечатление гармонии и благородства. Утром на плацу полковник предстаёт совершенно иным: строгий, суровый, с жёсткими чертами лица. Эти детали подчёркивают антитезу его образа, раскрывая двойственность человеческой натуры. -Толстой показывает персонажей в действии, что позволяет сделать портреты динамичными и эмоционально насыщенными. Во время бала полковник танцует мазурку, его движения лёгкие, уверенные, изящные. Это усиливает его положительное впечатление в глазах героя и подчёркивает его связь с Варенькой. На плацу его движения становятся резкими и холодными: он ходит вдоль строя, отдаёт команды, демонстрируя властность и безжалостность. 22 22
Слайд 24
Герою пришлось пережить страшное утро, полностью изменившее его будущее. Он осознал, что его мир ценностей и моральных убеждений противоречит миру, частью которого является Варенька и её отец. Любовь Ивана Васильевича была не просто чувством к женщине, а частью более широкой системы его идеалов, которые оказались разрушены. Он не готов стать частью такого общества. Таким образом, любовь "пошла на убыль", потому что герой перестал видеть в Вареньке воплощение своих представлений о красоте и добродетели. Этот эпизод показывает, как несовместимость моральных взглядов может разрушить даже самое сильное чувство. 24
Слайд 25: Критик Д. И. Писарев называл Л. Н. Толстого глубоким психологом. Поразмышляйте, как в рассказе «После бала» просматривается психологизм
25
Слайд 27: Как использование рамочной композиции в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» способствует реализации его авторской идеи?
27
Слайд 29: Л.Н. Толстой долго не мог определиться с заголовком рассказа: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…» Подумайте, почему он остановился на заглавии «После бала»?
29
Последний слайд презентации: 1 шпицрутены эполеты иноходец дагерротипный портрет
1. Уход от акцента на отношениях Название "Дочь и отец" фокусировалось бы на семейных отношениях между Варенькой и её отцом — полковником. Однако Толстой стремился показать не столько их связь, сколько влияние контраста между балом и сценой на плацу на мировоззрение Ивана Васильевича. Название "После бала" переносит акцент с отношений на важный эпизод, разделяющий восхищение и разочарование героя. 2. Подчёркивание переломного момента Название "После бала" прямо указывает на событие, которое становится поворотным для героя. Именно утро после бала, со сценой наказания солдата, разрушает иллюзию красоты и гармонии, созданную на празднике. Этот контраст между вечерним балом и утренним плацем раскрывает основную идею рассказа: конфликт между внешним благородством и внутренней жестокостью. 3. Символика названия "После бала" отражает переход от праздника, символизирующего иллюзию и красоту, к суровой реальности, наполненной жестокостью и несправедливостью. Такое название более ёмко передаёт замысел Толстого: оно концентрирует внимание на том, как одно впечатление может разрушить прежние представления о мире. 4. Фокус на внутренней трансформации героя "После бала" подчёркивает изменение внутреннего мира Ивана Васильевича, его нравственный рост. Он осознаёт двойственность человеческой натуры, а любовь к Вареньке уходит, потому что связана с миром, который он больше не может принять. 30