Первый слайд презентации: Административно-правовые основы организации государственного управления
Выполнила: Аверина Екатерина гр. 214 Административно-правовые основы организации государственного управления
Слайд 2
Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.
Слайд 3
система государственного управления Государство является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами. Признаком государства выступает наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, права, закрепляющего систему санкционированных норм, особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления. Государство функционирует на основе общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон берет на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, соединяет интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общих ценностей. Граждане также выполняют свои обязательства, имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, гражданское неповиновение и другие методы. При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от конкретной ответственности и работал и не на себя, а для людей. При невыполнении одной из сторон своих обязательств возникают конфликты, которые могут угрожать самому существованию власти.
Слайд 4
Методы государственного управления Государственное управление является производным от формы государственного устройства и политической системы и в тоже время имеет самостоятельное значение. С одной стороны, с помощью системы управления власть реализует свои распорядительно-разрешительные функции, направленные на исполнение законов, других нормативных актов, политических решений. Властные отношения здесь базируются на распоряжении и подчинения вплоть до принудительного исполнения, т.е. без учета интересов управляемых объектов. С другой стороны, управление служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие, инновации, включает в свой арсенал силу убеждения, разума и гуманизма. Управление реализуется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) — информация обратной связи (после исполнения команды)
Слайд 5
Схематически процесс управления Интенсивность команд и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. Например, в управлении армией сильным является канал команды, а обратная связь почти отсутствует. В регулировании рыночной экономики наоборот. При неконкретных и путаных командах обратная связь или искажается, или совсем не обнаруживается. . Схема управления
Слайд 6
: Социальный механизм формирования и реализации государственного управления может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений:
Слайд 7
Содержание системы государственного управления – это изучение важнейших функций государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики, изучение складывающихся в процессе деятельности государства и органов государственного управления политико-правовых и социальных отношений. К системе государственного управления относятся только органы государственной власти и местного самоуправления.
Слайд 8
Цели и содержание государственного управления зависят от состояния и структуры управляемых процессов, от места и роли государства в обществе. Общественная обусловленность государственного управления определяется общественными потребностями в управлении, отражающими, в свою очередь, различные материальные и духовные потребности населения. Целевая направленность означает рациональную постановку целей, соответствующих имеющимся ресурсам, обеспечивающих максимальные желаемые результаты при минимальных затратах ресурсов, прежде всего налогоплательщ иков.
Слайд 9
Социальный механизм государственного управления Под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления подразумевается совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Социальный механизм определяется типом и уровнем общественного развития, соотношением прогрессивных и регрессивных, реформаторских и контрреформационных процессов, уровнем социальной, нравственной и духовной зрелости людей, формируется под влиянием геополитических и региональных особенностей страны, национально-исторических традиций, обычаев и нравов.
Слайд 10
Субъекты и объекты государственного управления Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами. Субъекты государственного управления (политического руководства и административного управления) многообразны и различаются по основаниям: - по ветвям власти; - по уровням организации государственной власти: национальный, региональный и местный уровни; - по сферам деятельности; - по характеру, целям и средствам воздействия на управляемые объекты: руководство, административное, экономическое управление и др.; - по характеру институционализации: формально институционализированные государственные органы и действующие под их началом общественные институты – экспертные советы, фракции и т.д.; - по составу: индивидуальные, коллегиальные.
Слайд 11
Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления. Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется тем, что все они содержат в себе «человеческий фактор». Объекты управления: а) самоактивны, т.е. способны к самодвижению на основе внутренних побудительных причин; б) обладают целенаправленностью, т.е. с одной стороны государственное управление должно учитывать эти цели в своей деятельности, и, с другой стороны, влиять на формирование этих целей; в) адаптивны – они способны приспосабливаться к окружающим условиям, в том числе к управляющим воздействиям государства; г) способны к самоуправлению ; д) зависимы от объективных условий общественной жизнедеятельности. Степень развитости указанных свойств определяет меру воздействия государства на объекты управления. Чем более развиты управляемые объекты, тем мягче может быть государственное управление.
Слайд 12
Классификация объектов управления по уровням. Первый уровень – человек в проявлениях его сознания и поведения, трудовой и общественной деятельности (социальные роли). Второй уровень – коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности (виды деятельности). Третий уровень – общество в целом, его подсистемы, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей (формы общественных отношений). По содержанию, определяемому социальными функциями объектов, можно различать объекты управления, распределенные по сферам общества. Это объекты экономической, социальной, духовной, политической систем.
Слайд 13
Виды целей государственного управления общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества; - социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, на взаимоотношения ее элементов, на состояние и уровень социальной жизни людей; - духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и иных целей; - экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей; - производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванных целям и способствуют их осуществлению; - организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур; - деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам; - информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией; - разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.
Слайд 14
. Структура государственного управления в рф Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. В ней выделяются два компонента - строение, совокупность элементов и система отношений между ними.
Слайд 15
Структура государственного управления в РФ Президент не является главой какой либо из ветвей власти, он глава государства и выступает гарантом разделения властей, а так же координатором в их отношениях. Президент не связан обязательствами ни с одной из политических партий и в своей работе оперяется на аппарат президента, который формируется на сугубо профессиональной основе. Функции президента: Назначения с согласия государственной думы председателей правительства РФ Принятие решения об отставки правительства РФ Право председательствования на заседаниях провительства представление гос думе кандидатуры на должность председателя центрального банка Формирование и руководство советом федерации Представление советом федерации кандидатур а должность судей Назначение на должность и освобождение от должности по согласованию с председателями правительства федеральных министров и заместителей председателей правительства Утверждение в военной доктрине РФ Назначение и освобождение высшего командования вооруженных сил РФ Формирование администрации президентом РФ. Назначение и освобождение полномочных представителей президента в федеральных округах Представление законодательным собранием субъектов федерации кандидатур на должность губернатора, а так же прекращение полномочий главы субъекта федерации. Назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организаций.
Слайд 18
Сфера государственного управления Сфера государственного управления — управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Фактически все, что специфично для исполнительной власти и ее реализации, непременно находит, хотя и в различных вариациях, непосредственное проявление в этих правоотношениях. Это очевидно, так как речь идет не об обеспечении должной согласованности поведения людей и их объединений в любой общности людей (например, семья, общественное движение и т.п.), а о государственном характере подобной согласованности. Поэтому в административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме, в том или ином объеме должен найти свое выражение публично- правовой, т.е. государственный интерес. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и интересов государства.
Слайд 19
Данный фактор в соответствующей степени выражен в содержании всех иных правовых отношений. Но, во-первых, связь в них с интересами государства и его управленческой деятельностью обнаруживается опосредствованно (например, в финансовом праве через налоговые правоотношения, в гражданском — через частно -правовые связи и т.п.). Во-вторых, эта связь нередко вообще не выдвигается на заметные, тем более — на определяющие позиции, хотя в широком смысле она подразумевается и здесь. Наиболее показательны в этом плане, например, гражданско-правовые отношения. Сориентированные на чисто субъективные взаимоотношения участников равноправных сделок, совершаемых по их усмотрению, эти отношения, тем не менее, развиваются под общим регулятивным воздействием права, выражающим также государственные интересы. Следовательно, и в подобных случаях налицо определенное достижение общесоциальных целей государственного управления: обеспечение должной согласованности и соответствия общегосударственным интересам действий участников гражданско-правовых отношений.
Слайд 20
ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Управление -- универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова -- это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта. Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей. Предмет регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его основными составляющими являются : управление отдельными регионами; управление межрегиональными связями; система управления регионом; региональные аспекты управления.
Слайд 21
Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления -- это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой. Например, в России приватизация государственных предприятий хотя и была проведена быстрее, чем в Великобритании в 1970--1980-х годах в отношении части предприятий (в этой стране приватизация продолжалась десятилетия), но неэффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долл., была передана в частную собственность небольшая часть (всего несколько процентов), но крупных предприятий. В России же быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала в казну приблизительно лишь 5 млрд долл.[ 9 В конечном счете, эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения).
Слайд 22
. Сущность межотраслевого государственного управления Сущность межотраслевого государственного управления заключается в координации вопросов, находящихся в ведении специального органа (субъект управления), реализуемых другими федеральными органами исполнительной власти в объеме и порядке, предусмотренными законодательством России. То есть эти органы осуществляют единую государственную политику на основании законов и в пределах своих полномочий обладают распорядительными функциями по отношению к организационно неподчиненным объектам управления. Функции органов межотраслевого управления включают: • прогнозирование основных направлений социальной и экономической политики государства, разработку в соответствии с прогнозами федеральных и региональных программ развития отраслей управления; • координацию усилий отраслевых систем управления в реализации межотраслевых федеральных и региональных программ государственного управления; • объединение и обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления; • обеспечение успешной реализации федеральных и региональных программ, выходящих за рамки компетенции одной отрасли государственного управления; • организацию решения общегосударственных и межрегиональных программ и реализация других комплексных проблем, выходящих за пределы компетенции одной отрасли государственного управления.
Слайд 23
Сущность межотраслевого государственного управления заключается в осуществлении координации управленческих отношений, связанных с выполнением требований правовых норм и общеобязательных правил, находящихся в ведении и полномочии специального государственного органа исполнительной власти, реализуемых в своей деятельности иными федеральными органами исполнительной власти в объеме и порядке, предусмотренными законодательством России. То есть эти федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) проводят единую государственную политику в сфере административного надзора за соблюдением норм и общеобязательных правил безопасности и нормального функционирования в соответствии с законодательством и в пределах своих полномочий, при этом они обладают распорядительными функциями по отношению к организационно не подчиненным субъектам права, не выполняющим эти требования.
Последний слайд презентации: Административно-правовые основы организации государственного управления
Организационно-правовые формы межотраслевого государственного управления могут быть различными и создаваться временно для реализации актуальных комплексных федеральных и межрегиональных программ и задач. Основная задача межотраслевого государственного управления — оптимальное разрешение комплексных общегосударственных программ и задач, в реализации которых задействованы несколько отраслевых федеральных органов исполнительной власти. При решении некоторых программ и задач функции межотраслевого управления реализуют также и федеральные органы исполнительной власти общей компетенции, названные выше.