Первый слайд презентации: Активные и интерактивные методы обучения в профессиональном образовании в условиях ФГОС СПО: как сделать учебное занятие продуктивнее»
Кужарова Елена Ивановна, заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ КК «Ленинградский социально-педагогический колледж», руководитель отделения дополнительного профессионального образования, методист, эксперт в сфере дополнительного профессионального образования, преподаватель педагогики высшей квалификационной категории.
Слайд 2: Вебинар является продолжением вебинара «Психолого-педагогическая компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения. Современные методы и технологии обучения в профессиональной образовательной организации»
Запись этого вебинара можно посмотреть по ссылке: https://rutube.ru/video/05075ed80a34055ebe24d873fd19fd1d/
Слайд 3: Цель и задачи вебинара
Узнаете о различных подходах к классификации активных, интерактивных методов обучения Сможете выбрать активные методы обучения для учебных занятий с учетом специфики преподаваемых УД, ПМ, практики Определите оптимальные приемы активизации учебно-познавательной деятельности Цель: определить способы повышения продуктивности учебных занятий в профессиональном образовании через использование активных и интерактивных методов обучения. В ходе вебинара:
Слайд 4: Методы обучения
Метод обучения – способ совместной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач образования, воспитания и развития обучающихся в процессе обучения; способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Ю.К. Бабанский Любой метод характеризуется составляющими: Цель обучения Способ усвоения, достижения цели Характер взаимодействия субъектов
Слайд 5: Общепедагогические подходы к классификации методов обучения в педагогике
Слайд 6: Компетентностный подход в условиях ФГОС СПО
ПАССИВНЫЙ МЕТОД – способ взаимодействия преподавателя и студента, в котором преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом учебного занятия, а студенты выступают в роли пассивных наблюдателей, подчиненных директивам преподавателя ПРЕПОДАВАТЕЛЬ студент АКТИВНЫЙ МЕТОД – способ взаимодействия обучающихся и преподавателя, при котором они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия студент студент ПРЕПОДАВАТЕЛЬ студент студент студент ИНТЕР АКТИВНЫЙ МЕТОД (« Inter » - это взаимный, « act » - действовать) - способ взаимодействия студентов и преподавателя, при котором они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, при этом также осуществляется взаимодействие обучающихся между собой ПРЕПОДАВАТЕЛЬ студент студент студент Компетентностный подход Знаниево -ориентированный подход
Слайд 7: Классификация активных методов обучения
Название Описание Названия методов Неимитационные методы Нацелены на активизацию восприятия теоретического материала, самостоятельной переработки и осмысления материала с установкой на воспроизведение Характеризуются отсутствием модели изучаемого процесса или деятельности Разрабатываются на основе традиционных методов обучения, но содержат приемы активизации познавательной деятельности Проблемная лекция Проблемные семинары Метод решения учебных задач Дискуссия, мозговой штурм Практикум Кейс-метод Эвристическая беседа. Метод синектики (аналогии) Метод фокальных объектов Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Имитационные методы Связаны с использованием имитационной модели изучаемого процесса, индивидуальной или коллективной деятельности Моделирование будущей профессиональной деятельности Осуществляется взаимодействие педагогов и обучающихся при выполнении различных ролей при принятии решений Неигровые (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач проблем, действия по инструкции, исследовательские задания) Игровые (игровое проектирование, деловые и ситуационно-ролевые игры, тренинг, иммерсивный метод)
Слайд 8: Неимитационные активные методы обучения
Лекции: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция с разбором ситуаций и др. Проблемные семинары Метод решения учебных задач Дискуссия, мозговой штурм Практикум Кейс-метод или метод ситуационного анализа ( case studies ) представляет собой метод активного обучения на основе реальных ситуаций. О бучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Эвристическая беседа- вопросно-ответный метод обучения, при котором педагог не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Метод аналогий (метод синектики ) — это усовершенствованный метод «мозгового штурма» и представляет собой модель группового решения проблемы на основе метафорического мышления. Метод фокальных объектов (МФО) — эвристический метод решения задач, который помогает развить творческое мышление и навыки изобретательства. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем с помощью нахождения и решения технических противоречий
Слайд 9: Имитационные активные методы обучения
Неигровые: Анализ проблемной (производственной) ситуации - метод теоретического обучения, предполагающий глубокое и детальное исследование реальных или искусственно созданных условий (обстановки), выполняемое для выявления характерных свойств. Исследовательские, проектные задания Игровые: Игровое проектирование – метод активного обучения, направленный на создание или совершенствование проекта в результате командной работы Деловые и ситуационно-ролевые игры : в основе лежит имитационная модель социально-экономического объекта или какого-либо вида профессиональной деятельности Тренинг, метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок, форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении Иммерсивное обучение - метод, использующий смоделированную или искусственную среду, благодаря которой обучающиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения, предполагает «погружение в действие» в производственной среде (чаще всего виртуальной)
Слайд 10: Интеллект-карта или ментальная карта
Интеллект-карта, ментальная карта или mindmap — это метод визуализации данных, инструмент, который помогает структурировать информацию и находить взаимосвязи между её частями. Майнд -карта — инструмент генерации идей, с помощью которого удобно визуализировать процесс мышления. Источник: www.Roistat.com
Слайд 11: Примеры использования интеллект-карт
Для сбора и систематизации информации (например, при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ), для ведения конспектов во время лекции и выделения важных тезисов из книг. При составлении учебного плана: с ними вы сможете удобно структурировать список тем и задач, перечень учебных материалов и вспомогательных инструментов. При командной работе, например во время тренинга, интеллект-карты можно использовать для мозгового штурма, записывая идеи участников вокруг центральной задачи или проблемы. Для совместной работы над проект ом: с её помощью можно распределить роли и задачи членов команды. Например : При обучении иностранному языку можно поместить в центр диаграммы новое для студентов слово и связать с ним слова-ассоциации или соответствующие синонимы/антонимы. Или же указать в центре тематику (например, «Шопинг» или «Путешествие»), а на «ветвях» расположить относящиеся к ней слова и выражения. На уроке истории в центре карты может быть некое историческое событие, а вокруг него — причины, развитие действий, итоги. Похожим образом можно применять интеллект-карты и на уроке литературы: например, при анализе сюжета произведения или образов персонажей.
Слайд 12: Кластер
Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия; способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом ». Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации Автор изображения : Шарый М.А.
Слайд 13: ПОПС-формула
ПОПС-формула – интерактивный метод обучения, позволяющий получить лаконичную информацию о степени «погружения» обучающегося в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной или профессиональной оценке того или иного события, явления, факта.
Слайд 14: Синквейн
Слово « синквейн » (франц.) обозначает «пять строк». Правила построения синквейна : Первая строчка – это тема. Представлена она одним словом, обязательно именем существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть имена прилагательные. Допускается использование причастий. В третьей строчке посредством использования глаголов или деепричастий описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке должно быть три слова. Четвертая строка – это уже целая фраза, при помощи которой обучающийся высказывает свое отношение к теме. Это может быть как предложение, составленное студентом самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, но обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме синквейна. 1-я строка. Кто? Что? (само понятие) 1 существительное 2-я строка. Какой? (качества) 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? (действие) 3 глагола. 4-я строка. Определение понятия Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Синоним ) 1 существительное
Слайд 15: Кейс-метод
Кейс-метод (от англ. « case » — случай) — активный метод обучения, направленный на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса. Шаблон кейса Титульный лист (название, автор, дата) Кейс Введение (герой кейса, история, время, действие) Основная часть (ситуация, главный массив информации) Заключительная часть (проблема) Вопросы и задания к кейсу Приложения к кейсу (дополнительная информация: диаграммы, таблицы, формулы, классификации, статистика и др.) Заключение (краткое описание возможного решения) Методические рекомендации к разбору кейса.
Слайд 16: Деловая игра
Деловая игра –активный метод обучения, в основе которого лежит имитационная модель социально-экономического объекта или какого-либо вида профессиональной деятельности. Порядок проведения игры: Введение в игру Разделение обучающихся на группы от 5 до 7 человек и распределение ролей. Погружение в игру, получение задания Изучение и системный анализ ситуации или проблемы Игровой процесс. Поиск и выработка вариантов решений внутри групп. Общая дискуссия или пленум. Межгрупповое общение. Подведение итогов игры. Оценка решений, их конкурентоспособности, подсчет баллов и штрафов. Рефлексия. Обучающиеся осуществляют анализ своего психологического состояния, степени удовлетворенности игрой и принятыми решениями, возникших трудностей, удач и личных достижений. « Выгружение » из игры. Размышления о применении принятых решений в производственном процессе
Слайд 17: Метод «демонстрация трудовых действий»
Демонстрация трудовых действий - создание в сознании обучающихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они будут сравнивать свои действия в процессе выполнения приемов и способов работы. Условия повышения эффективности показа трудовых приемов: Создание у студентов положительной установки на качественное усвоение показываемого (обязательное наличие готового образца). Обеспечение хорошей видимости для всех обучающихся. Большое значение имеет выбор места, освещенность, расположение и количество обучающихся. Правильное сочетание показа приемов и сопровождающих его пояснений. Расчленение трудового процесса на отдельные действия или приемы и показ в замедленном темпе по частям, с остановками после каждого приема. При необходимости может быть выполнен изолированный показ отдельных сложных движений. Мастерство педагога в том, чтобы несмотря на свой автоматизм выполнения операций, вовремя акцентировать внимание на ключевых приемах. Повторный показ. Продемонстрировав трудовое действие в замедленном темпе обязательно повторить его выполнение в рабочем темпе. Сочетание показа трудовых действий и демонстрации наглядных пособий, элементов письменного инструктирования, т.е. при показе необходимо делать ссылки на образцы наглядности, чтобы во время практической работы учащийся мог работать самостоятельно. Попутный контроль усвоения обучающимися показываемых приемов. Педагог должен стремиться предупредить возможные ошибки, поэтому во время показа обязательно рекомендуется демонстрировать приемы самоконтроля и указывать на необходимость соблюдения технических условий. Индивидуальный показ приемов на рабочем месте во время текущего инструктажа.
Слайд 18: Упражнение
Упражнение – это целенаправленное, многократное повторение изучаемых трудовых приемов. Существует несколько подходов к классификации упражнений По дидактической цели: упражнения в формировании первоначальных умений упражнения в формировании сложных умений упражнения в формировании навыков По содержанию: упражнения в выполнении трудовых приемов упражнения в выполнении трудовых операций упражнения в выполнении простых комплексных работ упражнения в выполнении трудовых процессов ( сложных комплексных работ) упражнения в управлении технологическими процессами По характеру деятельности: воспроизводящие тренировочные (репродуктивные) творческие
Слайд 19: Методы по профессионального образования по видам профессионального обучения (В.Д. Симоненко)
Методы практического обучения : Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Решение производственно-технических задач наиболее характерно для производственного обучения и связано с расчетом режимов обработки, наладки и регулировки, определением режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ, конструированием монтажных схем, самостоятельной разработкой технологических процессов обработки, сборки, наладки и т. д. Наиболее высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера. Моделирование производственных ситуа ций подготавливает обучающихся к действиям в аналогичных ситуациях, возникающих в реальных условиях.
Слайд 20: Обучение на рабочем месте
Распространенными методами профессионального обучения на рабочем месте считаются: беседа, наблюдение, инструктаж, планирование труда, упражнение, демонстрация рабочих приемов и способов труда, методы оценки умений и навыков в процессе профессионального обучения.
Слайд 21: Активизация учебно-познавательной деятельности
Познавательная активность проявляется в трех видах активности: Активность воспроизведения: стремление понять, запомнить и воспроизвести смысл изучаемого Активность интерпретации: стремление постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения на практике Творческая активность: стремление к самостоятельному поиску решений
Слайд 22: Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Одним из эффективных средств развития личностных качеств будущих специалистов является использование в учебном процессе технологии ТРИЗ. Идея состоит в том, что творчеству можно научить так же, как и другим видам деятельности. Ведь творчество — создание чего-то нового. Если знать закономерности, по которым оно появляется, и применять их, то можно это новое изобрести. В XX веке советский изобретатель Альтшуллер Генрих Саулович создал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ ) ТРИЗ — уникальный инструмент для: поиска нетривиальных идей, в том числе профессиональных, конструкторских и др. выявления и решения многих творческих проблем, выбора перспективных направлений развития систем, в частности, техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство, развития творческого мышления, формирования творческой личности и коллективов. Цель ТРИЗ — развитие фантазии и гибкого мышления, воспитание творческой личности, готовой к решению сложных профессиональных задач эффективными способами.
Слайд 23: Основа интерактивных методов обучения – групповая работа
Особенности организации групповой работы
Слайд 25: Конус обучения Эдгара Дейла
Как использовать конус Эдгара Дейла в обучении: 5 советов Совет 1. Используйте при обучении реальные ситуации и ошибки. Анализируя их, давайте теорию. Именно в такой последовательности — сначала практика, а теория подкрепляет ее и помогает понять. Педагог сначала приводит пример ситуации, когда сотрудник ошибся. Далее спрашивает: «Почему?». Объясняя, что работник сделал неправильно, преподаватель дает теоретическую информацию. Совет 2. Разрабатывайте учебные пособия таким образом, чтобы их было легко использовать в работе. Сделайте текст удобным для восприятия: используйте списки, схемы, ментальные карты и пошаговые инструкции. Одного взгляда на страницу пособия должно быть достаточно, чтобы вспомнить основные положения темы занятия. Совет 3. Чтобы информация усваивалась максимально, поручайте обучающимся готовить и читать лекции для одногруппников. Практика взаимного обучения очень эффективна. Совет 4. На одном занятии применяйте разные формы подачи информации. В этом случае у сотрудников активизируются разные участки мозга, отвечающие за эмоции, память, зрительное восприятие, креативное и аналитическое мышление. Такой подход позволяет лучше усвоить материал и создать устойчивые ассоциативные связи, благодаря которым он хорошо запомнится. Совет 5. Подберите ключи к студентам с учетом индивидуальных особенностей. Чтобы обучение задействовало оба полушария мозга, узнайте образовательный опыт и учебные привычки. Источник: https://www.hr-director.ru/article/67708-qqn-20-m06-konus-obucheniya-edgara-deyla-20-m6
Слайд 26: Проверьте, проводите ли вы обучение по методике Дейла?
Компетенция (практический опыт) Ожидаемый результат Задания, виды работ Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту Выполняет мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации «Слушать – говорить» Прочитайте… Послушайте объяснение… Определите… Перечислите… Опишите… Поясните… «Смотреть-показывать» Посмотрите рисунок, схему, чертеж.. Посмотрите видео… Создайте проект, чертеж, схему, презентацию … Посмотрите экспонат, образец, реальный объект… Посмотрите, как это работает, как выполняется действие.. «Делать» Выполните конкретное действие по образцу… Выполните всю операцию … Проанализируйте свои действия и действия одногруппников … Обсудите результаты в подгруппах, группах … Помните, что студенты по-разному воспринимают информацию: кинестетикам для запоминания материала нужно потрогать предмет, поработать с оборудованием, самим выполнить действие и все «прочувствовать» аудиалы запоминают материал на слух, нуждаются в объяснении, прослушивании и проговаривании визуалы предпочитают рассматривать изображения, схемы, фотографии и диаграммы, нуждаются в большом количестве наглядных материалов и зрительных образов
Слайд 27: Таксономия Блума
Таксономия Блума — это система учебных целей, которые классифицированы по принципу «от простого к сложному». На практике она служит своеобразным навигатором: с её помощью педагогам удобно выстраивать как отдельные занятия, так и целые программы, находить нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения. Таксономия Блума 2001 года Инфографика: Евгений Рыбкин / Skillbox
Слайд 28: Как обеспечить мотивацию
Учет особенностей обучения взрослых Сторителлинг Геймификация Приемы и методы мотивации обучающихся: занимательность, эмоциональность, ситуация успеха Личная история Специальные задания для повышения мотивации Неожиданные поощрения Истории студентов и выпускников Рейтинговая система и баллы Объединение в команды, группы, подгруппы Мотивационные модели педагогического дизайна: SSDL и ARCS.
Слайд 29: Примеры дополнительных профессиональных программ, реализуемых в ГАПОУ КК ЛСПК
№ Наименование Форма обучения Категория педагогических работников Кол-во часов Стоимость Выдаваемый документ Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагогическое образование» (для мастеров производственного обучения, преподавателей, не имеющих педагогического образования) Заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий) Лица, имеющие СПО или ВО Преподаватели и мастера производственного обучения СПО 256 502 8 000 7 000 14000 12000 Диплом о профессиональной переподготовке (Вносится в ФИСФРДО) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации 2 «Психолого-педагогические и методические основы деятельности педагога в условиях реализации ФГОС СПО» (для молодых специалистов и/или педагогов, имеющих профильное и не имеющих педагогического образования) Заочная (с использованием дистанционных образовательных технологий) Лица, имеющие СПО или ВО Преподаватели и мастера производственного обучения СПО 72 4000 3000 Удостоверение о повышении квалификации (Вносится в ФИСФРДО) Подать заявку Промокод VEB_0 3 2025
Слайд 30: Где посмотреть видеозапись вебинара?
Видеозапись вебинара: https://dzen.ru/dpomag.ru?tab=longs https://rutube.ru/channel/46128647/videos/
Слайд 31: Инструкция по получению материалов вебинара
Сертификат участника Оплатить здесь : Отправить письмо на электронную почту opk _ lpk@mail.ru, в котором: -прикрепить чек об оплате, -указать в теме письма «Заказ сертификата 12.03.25», - в письме указать ФИО, должность и наименование организации. В течение 1-3 рабочих дней Вам будет направлен сертификат на электронную почту, с которой был отправлен чек. О Б Р А З Е Ц О Б Р А З Е Ц
Слайд 32: Инструкция по получению материалов вебинара
Презентация к вебинару 1.Оплатить: здесь 2. Отправить чек на электронную почту opk _ lpk@mail.ru, указав в теме письма «Заказ презентации 12.03.25». В течение 1-3 рабочих дней Вам будет направлена презентация на электронную почту, с которой был отправлен чек.
Слайд 33
СПАСИБО Кужарова Елена Ивановна Тел. 8-903-450-51-74 Email личный : elena.kuzharova@mail.ru, Email рабочий: opk _ lpk@mail.ru Мои контакты: Сообщество в ВК: «А что в ПО и ДПО?» DPOMAG – методический интернет-магазин Канал в RUTUBE ДПО МАГ (Методическая мастерская) Канал в DZEN ДПО МАГ