Первый слайд презентации: Актуальные вопросы организации дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Ресурсный центр дистанционного обучения МАОУ Винзилинская СОШ им. Ковальчука Тюменского муниципального района 30 октября 2024 г.
Слайд 2: Программа семинара «Актуальные вопросы организации дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
№ Содержание работы Выступающий 1 Актуальные вопросы организации дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей- ивалидов в образовательных организациях Тюменского муниципального района в 2024-2025 учебном году Кокоулина Любовь Борисовна ведущий инспектор отдела психолого-педагогической помощи МАУ ТМР «Центр информационно-методической и психологической поддержки 2 Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Чалышева Елена Геннадьевна руководитель РЦ дистанционного обучения 3 Инструменты для реализации дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ Петухова Татьяна Дионисовна методист РЦ дистанционного обучения 4 Интеграция нейросетевых технологий в образовательный процесс для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: возможности и вызовы Буркунова Ольга Владимировна учитель физики МАОУ Винзилинская СОШ им. Ковальчука 5 Подведение итогов работы. Анонс мероприятий РЦ Чалышева Елена Геннадьевна руководитель РЦ дистанционного обучения
Слайд 3: Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятые Государственной Думой 23 июля 2024 года (№ 315-ФЗ от 08.08.2024). Закреплена обязанность образовательной организации создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии ( часть 6 статьи 28). Предусмотрено, что условия организации обучения и воспитания определяются: - для обучающихся с ОВЗ - в рекомендациях ПМПК - для инвалидов (детей-инвалидов) - в рекомендациях ПМПК, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
Слайд 4: Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Закреплена обязанность педагогических работников соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также при необходимости взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. ( Это требование также поддерживается ФГОС, которые учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности). Уточнено, что понимается под специальными условиями для получения образования указанными лицами (к таким условиям отнесено в том числе обеспечение предоставления услуг переводчика русского жестового языка ( сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика ), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями ПМПК). Кроме этого, из текста закона об образовании исключен термин "умственная отсталость" - он заменен на термин "нарушение интеллекта».
Слайд 5: Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья
Специальные условия определяются ПМПК в соответствии со статусом ребёнка: Например, для обучающегося по АООП с ЗПР, уровень образования начальный, вариант 7.2, 5 лет, кроме направлений коррекционной работы, определены следующие специальные условия: Реализация образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при отсутствии медицинских противопоказаний Специальные методы обучения в соответствии с программой Специальные учебники базовые учебники для обучающихся, не имеющих ограничения здоровья Специальные учебные пособия (приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях Специальные технические средства обучения специальные компьютерные инструменты обучения Организация пространства в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ
Слайд 6: Цели педагогической деятельности по проектированию ИОМ
ИОМ индивидуализирует содержание адаптированной основной общеобразовательной программы и разрабатывается в соответствии с вариантом образовательной программы. ИОМ - порядок системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий перечень предоставляемых специальных образовательных условий, индивидуальных приемов и форм организации обучения, содержания психолого-педагогической и специальной поддержки Деятельность специалистов образовательной организации в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения, воспитания и социальной адаптации на уровне начального, основного общего образования регламентируется положением об индивидуальном образовательном маршруте.
Слайд 7: Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Организация образования обучающихся с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Методические рекомендации. Шилова Е.А., Тарновская П.А. - ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, 2023 г. Методические рекомендации адресованы учителям, специалистам психолого-педагогического сопровождения (учитель-дефектолог ; учитель-логопед) образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ ). Могут быть использованы при реализации: АООП вариант I (образование обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)); АООП вариант II (образование обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР))
Слайд 8: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, обеспечивающих передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение включает создание и использование в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС ), через которую осуществляется доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам (ЭОС) Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей, для взаимодействия обучающихся и педагогических работников на расстоянии
Слайд 9: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ
РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ: ТРАДИЦИОННЫЙ (в классе, в образовательной организации ) ОНЛАЙН ( вебинары, конференции и пр.) ОФЛАЙН (общение через электронную почту, форумы, блоги и пр.) ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: уроки, индивидуальные/групповые коррекционные занятия дистанционное включение обучающегося с ОВЗ в учебную деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернетвещания ) контрольные мероприятия в рамках образовательного процесса (проведение контрольных срезов, викторин, выполнение проектных заданий и др.) самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефон, электронная почта и др.
Слайд 10: ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭО И ДОТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рациональности - целенаправленное использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных, цифровых, дистанционных образовательных технологий с учетом индивидуальных возможностей и ООП обучающихся с интеллектуальными нарушениями Алгоритмизации - осуществление внешнего контроля динамики личностного развития обучающегося с обучающихся с интеллектуальными нарушениями Динамической актуализации АООП в результате оперативного мониторинга личностных/предметных достижений обучающегося Стимулирования обучающегося с интеллектуальными нарушениями выполнять разноуровневые образовательные задачи в процессе разных видов деятельности Адаптивности - реализация содержание образования обучающегося с интеллектуальными нарушениями с учетом его ООП и индивидуальных психофизических возможностей
Слайд 11: ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭО И ДОТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Оперативности и объективности оценивания личностных/предметных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями Интерактивности - взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных формах (очной, дистанционной и т.д.), разными средствами (электронная почта, видеоконференция, онлайн-урок и т.д.)и на разных уровнях (педагог-обучающийся, педагог -родитель, педагог-педагог и др.) Гибкости - взаимодействие обучающегося и педагога в темпе, соответствующем индивидуальным психофизическим возможностям ребенка, и в удобное время и т.д. Индивидуализации образования - применение электронных инструментов для проектирования и реализации индивидуального маршрута развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями
Слайд 12: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ
ЧЕТЫРЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : в совместной деятельности обучающегося с интеллектуальными нарушениями и педагога -для стимулирования учебного интереса методом показа и объяснений со стороны педагога (в знакомых ситуациях ) для формирования устойчивого познавательного интереса к учебной деятельности, умственных действий и увеличения самостоятельности по словесной инструкции педагога для расширения и приобретения новых знаний, умений и навыков обучающимися с интеллектуальными нарушениями самостоятельно, под контролем педагога, для выполнения учебных заданий
Слайд 13: РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО И ДОТ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНЫХ ЗАНЯТИЙ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ (В СООТВЕТСТВИИ С САНПИН): обучающиеся 1 – 2 классов – не более 20 минут обучающиеся 3 – 4 классов – не более 25 минут обучающиеся 5 – 6 классов – не более 30 минут обучающиеся 7 – 11 (12) классов – 35 минут ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ УРОКОВ/КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ с обучающимися с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в онлайн режиме: • с использованием онлайн-платформ в соответствии с утверждённым расписанием продолжительность одного урока/коррекционного занятия не более: 20 минут, 3-х уроков в день • сопроводительные методические и дидактические материалы к уроку/коррекционному занятию, проводимому в онлайн режиме, направляются учителем на электронную почту класса содержание урока/коррекционного занятия, время и периодичность подключения к онлайн-связи с обучающимися с интеллектуальными нарушениями реализуется с учётом индивидуальных психофизических возможностей и особых образовательных потребностей
Слайд 14: Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Образовательная организация предусматривает увеличение продолжительности времени той части онлайн урока/коррекционного занятия, которая отводится на ориентацию обучающихся в текущих заданиях, их выполнение предусматривает ограничение общего объёма изучаемого материала, определяет его дозированность в целях профилактики повышенной утомляемости и снижения периода продуктивной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями ) с учётом их психофизических особенностей и потенциальных возможностей обеспечивает реализацию уроков/коррекционных занятий с применением ЭО и ДОТ, предусматривает участие специалистов психолого-педагогического сопровождения ( учителей-дефектологов, учителей-логопедов и др.) в дистанционном процессе обучения
Слайд 15: Организационно-методические условия обучения детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
УЧИТЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ информирует родителей об организации дистанционного процесса обучения ; о необходимости присутствия на уроках/коррекционных занятиях ; об обеспечении в домашних условиях технической части урока/коррекционного занятия; контроле учебного поведения ребёнка разрабатывает методические и дидактические материалы для дистанционного проведения уроков, индивидуальные задания для обучающихся с учётом варианта образовательной программы проводит онлайн-уроки/консультации с обучающимися и их родителями в соответствии с утвержденным расписанием соблюдает внешние границы урока/коррекционного занятия: его начало/окончание ; предусматривает различные внештатные ситуации соблюдает последовательность этапов урока/коррекционного занятия, логику его проведения (постановка для каждого этапа конкретных(ой) задач(и)) опирается при проведении урока/коррекционного занятия на основные дидактические принципы обучения: наглядность, доступность, последовательность, систематичность, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению осуществляет рефлексию урока/коррекционного занятия: общий анализ, позитивные и негативные стороны ; оценивает выполненные задания
Слайд 16: Критерии оценки образовательных достижений
В ОО должно быть разработано положение о нормах и критериях оценки образовательных достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями по всем предметам учебного плана. Выставляемые оценки обучающимся с интеллектуальными нарушениями не могут быть приравнены к оценкам остальных обучающихся ОО, они являются лишь показателем успешности их продвижения по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательной программе определенного уровня и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся по категориям: - с легкими интеллектуальными нарушениями; - с умеренными ( средними) нарушениями интеллекта; - со сложной структурой дефекта, умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта.
Слайд 17: РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОХРАНИТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭО И ДОТ
С ребёнком необходимо заниматься ежедневно, согласно расписанию На учебный предмет уделять не более 40 минут с перерывами на отдых При выполнении задания на компьютере следует соблюдать режим: 15 минут работы за компьютером - отдых Программный материал закреплять в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка В случаях трудностей усвоения учебного материала использовать доступные способы объяснения Для закрепления учебного материала использовать разнообразные электронные образовательные платформы
Слайд 18: РЕСУРСЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
Ресурсы социальных сетей и мобильных мессенджеров Электронный журнал Официальный сайт образовательной организации Личный сайт (блог) учителя Официальный сайт Института коррекционной педагогики Российской академии образования https :// ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-sovz
Слайд 19: ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: https://minobrnauki.gov.ru / Федеральный портал "Российское образование": http:// www.edu.ru Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http:// window.edu/ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http:// school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http:// fcior/edu/ru Федеральный образовательный портал: http:// www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm Российский общеобразовательный портал: http:// www.school.edu.ru
Слайд 20: Дополнительные образовательные порталы
ЯКласс ( https://www.yaklass.ru / ) – онлайн-тренажёр по школьной программе с автоматической проверкой домашних заданий Портал «Цифровое образование» ( http://digital-edu.ru / ) – Интернет-справочник открытых и полезных для образования сетевых сервисов и цифровых ресурсов Единый урок ( https:// www.единыйурок.рф ) – выявление, оценка и распространение лучших практик и методик организации образовательного процесса в образовательных организациях МосОбрТВ ( https://mosobr.tv / ) – московский образовательный интернет-теле-канал Образовариум ( https://obr.nd.ru / ) – интерактивная образовательная онлайн-платформа Электронные тренажеры (электронные приложения к учебникам ), цифровые носители информации
Слайд 21: Методические материалы
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и ( или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (утв. Минпросвещения России 19.03.2020 № ГД-39/04 ) Методические рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант1) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. https://ikp-rao.ru/specialistam /
Слайд 22: Методические материалы
Рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) /Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина, Т.Ю. Бутусова, Е.А. Шилова, Е.А. Кинаш, А.В. Кинаш - Москва, ИКП, 2020. https ://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2020/03/Zakrepina-Metod-rekomend-25.3.20.pdf. Соловьева, Т.А. Цифровая образовательная среда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью: основные понятия и их характеристика [Текст] / Т.А. Соловьева, Д.А. Соловьев, С.А. Войтас //Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 42–56. Специальная дидактика цифрового образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: монография/ под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной, Г.А. Мишиной, Т.Ю. Бутусовой. – Москва: ИНФРА-М, 2023.
Последний слайд презентации: Актуальные вопросы организации дистанционного обучения детей-инвалидов и детей: Мероприятия ресурсного центра дистанционного обучения в 2024-2025 учебном году
Январь 2025 г. Семинар-практикум «Современные подходы к преемственности ДОУ и школы в вопросах обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями» Март 2025 г. Семинар-презентация опыта работы педагогов территориальной зоны (Тюменского, Исетского, Нижнетавдинского муниципальных районов) Январь 2025 г. – март 2025 г. Конкурс методических разработок по организации дистанционного обучения и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ