Слайд 2: План урока
1. Александр I 2. Негласный комитет 3. Реформа управления: создание министерств 4. Реформа образования 5. Политика в отношении крестьян 6. Деятельность М.М.Сперанского
Слайд 3: 1. Александр I
Александр I Александр I родился в 1777 г. Огромное влияние на его развитие оказывала бабка – Екатерина II, отдалившая его от родителей. Она стремилась привить ему идеи Просвещения. Воспитателем Александра был швейцарец Лагарп – сторонник либеральных идей, критиковавший отрицательные стороны крепостничества, выступавший за введение конституции и предоставление населению гражданских свобод. Екатерина II планировала передать престол внуку Александру, минуя сына Павла.
Слайд 4: 1. Александр I
Александр I От Павла I Александр унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость «лавировать» между дворами бабки и отца наложила отпечаток на характер будущего императора. Придя к власти в возрасте 24 лет, Александр I имел планы обновить страну и многое изменить. В манифесте о восшествии на престол он заявил, что будет управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой». Павел I
Слайд 5: 2. «Негласный комитет»
Вокруг Александра сложился круг друзей-единомышленников. На заседаниях «Негласного комитета» в который входили В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцов, П.А.Строганов, А.А.Чарторыйский и др. обсуждались проекты преобразований в духе идей либерализма. Н.Н.Новосильцов П.А.Строганов
Слайд 6: 2. «Негласный комитет»
Среди первых шагов нового царствования: отмена многих законов, вызывавших недовольство дворян, восстановление действий «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам», помилованы многие пострадавшие при Павле, открыты границы, разрешен свободный ввоз европейских книг и товаров. А.А.Чарторыйский Заседания Негласного комитета проходили до мая 1802 г. Главным результатом его деятельности должно было стать ограничение самодержавия. В.П.Кочубей
Слайд 7: 3. Реформа управления: учреждение министерств
В 1802 г. были упразднены устаревшие петровские коллегии и учреждены 8 министерств. Для обсуждения общих вопросов управления создавался Комитет министров. Министерства были основаны на принципе единоличной власти – во главе министерства стоял министр, имевший широкие полномочия и нёсший личную ответственность за принимаемые решения. Военный парад в Петербурге
Слайд 8: 3. Реформа управления: учреждение министерств
Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В.П.Кочубей и П.А.Строганов возглавили МВД, А.А.Чарторыйский – стал заместителем министра иностранных дел, Н.Н.Новосильцов стал заместителем министра юстиции. В 1802 г. изменились функции Сената. Он стал высшим судебным органом, а также должен был контролировать деятельность местных властей. Здание Сената в Петербурге
Слайд 9: 4. Реформа образования
Указы 1803-1804 гг. заложили основы единой системы образования. В приходских школах могли обучаться дети крестьян, в уездных училищах – дети мещан, в губернских гимназиях – дети дворян. Страна была поделена на 6 учебных округов, каждый со своим университетом. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей). Университет в Петербурге
Слайд 10: 5. Политика в отношении крестьян
Александр I издал ряд указов по «крестьянскому вопросу», но они не оказали серьезного влияния на положение крестьян: Александр I В 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам было разрешено покупать ненаселенные земли; - О «вольных хлебопашцах» (1803 г.) – разрешал помещикам отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. - Об «Остзейских крестьянах» (1804 г.): были четко определены размеры крестьянских повинностей, крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков.
Слайд 11: 6. Деятельность М.М.Сперанского
Александр I поручил М.М.Сперанскому подготовить проект реформ. В октябре 1809 г. Сперанский представил «План государственного преобразования» - основная идея состояла в создании органов управления на местах, которые помогали бы императору управлять страной. Сперанский предлагал: - Образовать органы самоуправления – думы волостные, уездные, губернские и Государственную; - Ввести разделение властей: законодательная - Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная - Сенату; - Образовать Государственный совет для помощи императору в законодательной деятельности; - Установить три основных сословия общества: 1) дворянство; 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, гос.крестьяне); 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие); - Политические права первым двум сословиям, третьему – гражданские права и возможность перехода во второе;
Слайд 12: 6. Деятельность М.М.Сперанского
Сперанский предлагал: - Представителям первых двух сословий предоставить избирательные права; - Выборы в Государственную думу сделать четырехступенчатыми (волостная дума-окружные думы-губернские думы-Государственная дума); - Руководить Государственной думой должен назначаемый императором канцлер. М.М.Сперанский Конечной целью реформ Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права.
Слайд 13: 6. Деятельность М.М.Сперанского
М.М.Сперанский в 1812 г. В 1810 г. был создан Государственный Совет, который должен был рассматривать все законопроекты и отчеты министерств (законосовещательный орган). Сперанский был назначен его секретарем. В 1811 г. вводился единый регламент деятельности министерств. В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената - он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят.
Слайд 14: 6. Деятельность М.М.Сперанского
Деятельность М.М.Сперанского на посту секретаря Госсовета подвергалась резкой критике со стороны дворян. Её возглавил Н.М.Карамзин - идеолог консервативного течения. Александр I понимал, что критика Сперанского направлена в его адрес. Противники М.М.Сперанского обвиняли его в симпатиях к французским порядкам и Наполеону. Александр I отправил М.М.Сперанского в отставку, а в марте 1812 г. он был выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. Н.М.Карамзин Реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, но, несмотря на это, практически реализованы так и не были.
Слайд 15
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое. Полные блоки презентаций по Истории, Обществознанию и МХК Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте размещены видеолекции по истории и обществознанию по курсам 6-11 классов.