Первый слайд презентации: Анализ картины « Даниловский мужской монастырь»
Автор картины: Святослав Александрович Капралов Выполнил студент группы Д-248: Ильц Валерия
Слайд 3: Средства выразительности Точка. Линия. Пятно
Точка: Мелкие фигуры людей, идущие к монастырю являются точками. Они подчеркивают мощь и значимость монастыря для людей. Эти точки строят диагональную линию движения в композиции. Стая птиц в небе также функционируют как множество точек, которые добавляют динамики в статичную картину. Подчеркивают атмосферу осеннего дня.
Слайд 4: Линия
Вертикали: Вертикали зданий монастыря деревьев-основные линии картины, которые создают ощущение высоты и величия. Они устанавливают ритм композиции стремясь вверх, к небу. Диагональ: Группа людей, идущих к монастырю формирует диагональную линию, она вводит композицию в динамику. Подчеркивает движение и направление взгляда зрителя. Горизонталь: Линия опавшей листвы устанавливает горизонт и разделяет картину на два плана.
Слайд 5: Пятно
Небо: Серый фон неба крупное пятно, создающее атмосферу осеннего дня. Здания монастыря: Здания монастыря образуют большие пятна приглушенных тонов, передающие массивность архитектуры. Осеняя листва: Ярко-красные пятна опавшей листвы и деревьев создают контраст с приглушенными тонами зданий и неба. Эти пятна образуют ритмический узор.
Слайд 6: Цвет
Картина построена на контрасте теплых и холодных цветов. Холодные цвета (серые, бежевые, синеватые) преобладают в области стен монастыря а также неба, передавая пасмурную погоду и ощущения спокойствия осени. Теплые цвета (яркие красные и оранжевые) концентрируются в осенней листве, привлекая внимание к переднему плану. Красный цвет используется в разных оттенках. Присутствует ярко-алый, рыжий и тд. На картине также используется гармония родственных цветов с добавлением акцентов. Основные тона (серый, бежевый, коричневый) — родственные. Ярко-красный цвет деревьев — контрастный акцент. Контраст здесь основан на противопоставлении яркого насыщенного цвета приглушенным тонам.
Слайд 7: Светотень
Свет на картине представлен мягко, равномерно, освещает не создавая резких теней. Отсутствие яркого солнечного света подчеркивает пасмурность дня. Светлые тона: Светлые тона используются для обозначения освещенных участков: вершины деревьев, отдельные участки стен монастыря, некоторые детали куполов. Полутона: Часть картины выполнена в полутонах ощущение глубины и объема на стенах монастыря, на земле, в кронах деревьев. Полутона — это переход между светом и тенью. Тени: Тени более глубокие и темные в нишах и углублениях монастырской стены. Также темные оттенки тени от деревьев на земле. Тени не резкие, а мягкие и размытые. Равномерный свет
Слайд 8: Ракурс
Ракурс полувысокий, слегка приподнятый с небольшим отступом. Ракурс не является ни низким ни сильно высоким. Он не искажает пропорции здания и деревьев, ракурс подобран так, чтобы показать монастырь в его окружении.
Слайд 9: Перспектива
На картине используется линейная перспектива: в упрощенном варианте. Размер объектов также уменьшается с удалением от переднего плана (фигуры людей, деревья). Есть также элементы воздушной перспективы: удаленные объекты (монастырь, небо) менее насыщены по цвету, чем объекты на переднем плане.
Слайд 10: Основные характеристики цвета
Цветовая гамма: Приглушенная, сдержанная гамма. Основа ахроматические цвета (серый, бежевый, коричневый) с добавлением яркого хроматического акцента (красный и оранжевый). Цветовой контраст: Значительный контраст между яркими красными и оранжевыми листьями деревьев на переднем плане и приглушенными тонами монастыря и неба. Этот контраст притягивает взгляд к центральной части композиции. Насыщенность: Насыщенность цветов невысокая, кроме красных и оранжевых листьев. Насыщенность красных листьев высокая, что делает их главным цветовым акцентом. Температурный контраст: Есть контраст между холодными тонами неба и теплыми тонами осенних листьев и стен монастыря. Этот контраст также усиливает композицию. Светлота: Светлота цветов варьируется от светлых тонов неба до более темных тонов стен монастыря и земли. Яркие красные листья находятся в среднем диапазоне светлоты.
Слайд 11: Фактура
Фактура стен монастыря: Стены изображены с ощутимой грубостью и шероховатостью. Художник передает старую каменную укладку. Фактура листвы: Листва деревьев изображена более мягкой и пушистой. Мазки следуют форме ветвей и листьев, подчеркивая пластичность. Фактура неба: Небо изображено с помощью тонких мазков, создающие ощущение воздушности. Фактура фигур: Фигуры людей написаны более свободно и менее детализировано. Фактура здесь, чтобы передать движение, не концентрируясь на точном изображении лиц и одежды. В целом фактура на картине динамична и разная, не является равномерной.
Слайд 12: Ритм
Ритм вертикалей: Вертикали деревьев и стен монастыря задают основной ритм. Ритм горизонталей: Горизонталь линии земли, разделяющая небо и землю, а также горизонтальные элементы архитектуры монастыря. Ритм линий движения: Группа людей, создает легкий диагональный ритм. Ритм цвета: Повторение оранжево-красных оттенков в листве деревьев и на земле создает цветовой ритм. Ритм фактуры: Ритмическое повторение фактурных элементов.
Слайд 14: Средства композиции
Асимметричная композиция: Основные элементы картины (монастырь, деревья) расположены асимметрично, что создает динамику и напряжение. Монастырь занимает большую часть левой части, а деревья правой. Композиционный центр: Композиционный центр расположен в районе осенних деревьев. Их яркий цвет и контраст с другими элементами композиции приковывают взгляд зрителя. Линии: Вертикальные линии монастыря и деревьев играют важную роль, создавая ощущение высоты и глубины. Горизонтальные линии земли уравновешивают вертикали. Диагональные линии движущихся людей добавляют динамики. Пространство: Художник мастерски использует пространство, создавая ощущение глубины и масштаба. Передний план (деревья), средний план (люди, часть монастыря) и задний план (монастырь, небо) четко разделены.
Слайд 15: Масштаб и пропорции
Отношение размеров: Монастырь изображен значительно крупнее, чем фигуры людей. Это подчеркивает его масштаб и значимость. Осенние деревья также довольно крупны, чтобы привлечь внимание зрителя. Пропорции между разными элементами (монастырь, деревья, люди) ощущение глубины и пространства. Правило третей: Можно предположить, что композиционный центр (яркие осенние деревья) расположен примерно на пересечении воображаемых линий, делящих картину на трети. Это не строгое соответствие, но приблизительное расположение главного акцента в соответствии с этим правилом.
Слайд 16: Закономерность завершения
Картина создаёт ощущение завершенности. Все элементы композиции гармонично связаны между собой, нет ощущения незавершенности или чего-то недостающего. Глаз находит упокоение, рассматривая картину. Композиция закончена и целостна.
Слайд 17: Закономерность упрощения
Художник использовал прием упрощения форм. Монастырь и деревья изображены с некоторым упрощением деталей, что не уменьшает их узнаваемости. Фигуры людей стилизованы и упрощены до минимума. Это позволяет зрителю сосредоточиться на основных элементах композиции и на их взаимодействии.
Слайд 18: Закономерность продолжительности
Ощущение продолжительности и пространства передаётся за счёт воздушной перспективы (уменьшение контрастности и насыщенности цветов на дальнем плане) и линейной перспективы (уменьшение размера фигур людей в глубине). Взгляд как бы скользит по картине, исследуя пространство.
Слайд 19: Закономерность подобия
Подобие наблюдается в повторении форм деревьев и в повторении элементов архитектуры монастыря. Это создаёт ритм и гармонию в композиции.
Слайд 20: Закономерность соседства
Элементы картины (монастырь, деревья, люди) расположены в пространстве так, чтобы усиливать взаимодействие друг с другом. Соседство ярких осенних деревьев и монастыря создаёт динамичную композицию. Близость цветов (красные деревья и красноватые оттенки земли) усиливает их взаимосвязь.
Слайд 21: Закономерность выравнивания
Композиция не строго симметрична, но художник добивается уравновешенности за счёт распределения цветовых и тональных акцентов, а также за счёт взаимодействия вертикальных и горизонтальных линий. Вертикали монастыря и деревьев уравновешиваются горизонталью линии земли.
Слайд 22: Закон целостности
Картина демонстрирует целостность. Все элементы (монастырь, деревья, люди, небо) взаимосвязаны и создают единое художественное целое. Нет чувства разорванности или случайного сочетания элементов.
Слайд 23: Закон подчиненности
На картине главным элементом является монастырь. Осенние деревья — это сильный акцент, но они подчинены монастырю как главному герою композиции. Фигуры людей — ещё более подчинённые элементы, они служат для передачи масштаба и придают жизнь сцене.
Слайд 24: Закон типизации
Закон типизации: Картина не строго следует какому-либо типовому композиционному решению. Однако, можно говорить об использовании типичных приёмов пейзажной живописи: изображения архитектурного объекта на фоне природы, передача атмосферы осени.
Слайд 25: Закон равновесия
Закон равновесия: Композиция асимметричная, но уравновешенная. Масса монастыря на левой стороне уравновешивается ярким цветом и визуальным весом осенних деревьев на правой стороне.
Слайд 26: Закон простоты
Закон простоты: Картина не перегружена деталями. Художник использовал прием упрощения форм, что способствует восприятию композиции. Простота и ясность формы — это основной прием.
Слайд 27: Закон контрастов
Закон контрастов: В картине используется контраст цветов (яркие красные деревья и приглушенные тона монастыря и неба), контраст форм (вертикали монастыря и деревьев и горизонталь земли), а также контраст между массивностью монастыря и небольшими фигурками людей.
Последний слайд презентации: Анализ картины « Даниловский мужской монастырь»: Закон трёхкомпонентности
Закон 3-х компонентности : Хотя не строго следует правилу трёх компонент, можно выделить три основных композиционных блока: монастырь, осенние деревья и фигуры людей. Эти три блока взаимодействуют друг с другом, создавая целостную композицию.