Слайд 2: РИТМ – чередование ударных и безударных слогов в стихотворении
Бу́ -ря // мгло́ -ю // не́ -бо // кро́ -ет, Ви́ -хри // сне́ -жны- е́ // кру- тя́ ; То́, - как // зве́рь,- о // на́ - за // во́ -ет, То́ - за // пла́ -чет, // ка́к - ди // тя́ … Стопа в стихотворении — это группа ударных и безударных слогов в строке.
Слайд 3: РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха, порядок чередования ударных и безударных слогов в строке
Двусложные размеры стопа из двух слогов — ударного и безударного Трёхсложные размеры стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных хорей ямб ударение падает на первый слог в стопе ударение падает на второй слог в стопе
Слайд 4: Двусложные размеры
Хорей Бу́ -ря // мгло́ -ю // не́ -бо // кро́ -ет, Ви́ -хри // сне́ -жны- е́ // кру- тя́ ; То́, - как // зве́рь,- о // на́ - за // во́ -ет, То́ - за // пла́ -чет, // ка́к - ди // тя́ … Ямб Ве- чо́р // ты- по́ // мнишь- вью́ // га- зли́ // лась На- му́т // ном- не́ // бе- мгла́ // но- си́ // лась Лу- на́ // как- бле́д // но- е́ // пят- но́ // Сквозь- ту́ // чи- мра́ч // ны- е́ // жел- те́ // ла
Слайд 5: РИФМА – созвучные окончания стихотворных строк
Виды рифм: ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ): АА ББ Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе … Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя : То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя … ПЕРЕКРЁСТНАЯ: А Б А Б Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив ; Шалун уж заморозил пальчик … КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ): А ББ А
Слайд 6: ЭПИТЕТ – образное определение (прилагательное в переносном значении)
«Постой, – Отвечает ветер буйный, – Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях меж двух столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста.
Слайд 7: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неживых предметов и явлений, как живых
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит… (А.С.Пушкин) Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… (Ф.И.Тютчев)
Слайд 8: МЕТАФОРА – слово или выражение, употребляемое в переносном значении (сущ. или глагол в переносном значении)
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зелёные сережки, И горят серебряные росы. (С.Есенин)
Слайд 9
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег. Тема: природа (зимний пейзаж). Главная мысль: любовь к родной природе. ПЕЙЗАЖ изображение природы ТЕМА то, о чём писатель говорит в произведении ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ самое главное, что хотел донести до читателя писатель
Последний слайд презентации: АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ 5 класс: ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
Прочитайте стихотворение. Кто автор? Как называется стихотворение? Определите его тему. Определите главную мысль стихотворения. Какое настроение стихотворения? Определите размер (сколько ударных слогов в строке?). Определите, какая рифма в стихотворении. Найдите известные вам изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворение), если они есть. Какое впечатление на вас произвело стихотворение?