Первый слайд презентации: АНКЕТИРОВАНИЕ В ПРЕДПРОЕКТНОМ АНАЛИЗЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Выполнил: Солодовникова Е.В., Дорохова В.В Руководитель: Вдовина Е.Н. БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» Омск, 2020 г.
Слайд 2: Формирование профессиональных компетенций, знаний и умений:
БАЗА: ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов; У 1 проводить проектный анализ ; ВАРИАТИВКА: ПКв 1.6 Разрабатывать техническое задание согласно требованиям заказчика ; Ув 13 разрабатывать техническое задание на дизайнерскую продукцию с учетом современных тенденций в области дизайна ; Ув 15 проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования
Слайд 3: Цель и задачи
Цель: разработать наглядно-методические материалы по анкетированию для формирования профессиональной компетенции ПК 1.1 в рамках изучения МДК.01.01.Дизайн-проектирование Задачи: выполнить анализ основных понятий выполнить анализ мнений дизайнеров о специфике и значимости анкетирования, а также выявить проблемы анкетирования выполнить обзор способов решения проблем, предложенных известными дизайнерами выполнить сравнительный анализ способов анкетирования и вариантов анкет составить развернутую анкету-образец выполнить видеоролик с рекомендациями по анкетированию
Слайд 4: Актуальность
Дизайнер, в рамках реализации такого вида деятельности, как разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов, должен овладеть профессиональной компетенцией ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. Предпроектный анализ включает в себя следующие этапы: анализ объекта проектирования и предпочтений заказчика, анализ теории и нормативной документации по тематике проектирования, анализ исторических и современных аналогов.
Слайд 5: Понятия
Анкетирование – это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкета заказчика - это сборник вопросов, учитывающих возможные предпочтения, вкусы и пожелания каждого члена семьи клиента. Любая информация, представленная в ответах, является очень важной, так как позволяет учесть все пожелания при создании дизайн-проекта. По итогам анкетирования составляется техническое задание. Техническое задание - документ, содержащий требования заказчика к процессу и результату проектирования, определяющие условия и порядок выполнения работ, их приемку. Используется в качестве исходного документа, в котором учитывается перечень и основное назначение работ, их характеристики, задание заказчика, описание первичных данных, целей и задач проектирования, сроков выполнения работ, требований к проекту, работам, их результатам, к гарантиям, описание результата, объем работ, формы отчетности, обоснование требований к работам, эквивалентные показатели, экономические требования, а также специальные требования.
Слайд 6: Анкетирование
Люди с техническим складом ума предпочитают, когда анкета содержит вопросы о планировке, предпочитаемых цветах, материалах, освещении и т. д. Люди романтичные тяготеют к творческому типу анкеты, которая выявляет их интересы, заставляет обратиться к памяти, вызывает ассоциации из детства. личное удаленное творческое техническое Личное анкетирование представляет собой заполнение клиентом распечатанной анкеты в присутствии дизайнера; позволяет получить больше информации, предполагает возможность дополнения дизайнером вопросов, вызывая у заказчика новые ассоциации, воспоминания. Иногда это приводит к новым идеям, может изменить первоначальный концепт дизайна. К сожалению, не все клиенты могут полностью расслабиться в присутствии дизайнера. Кому-то бывает проще отвечать дома. Что касается удаленного анкетирования, то в этом случае дизайнер высылает анкету заказчику в электронном виде, устанавливает срок заполнения. При этом дизайнер не тратит время, а клиент может детально продумать ответы, посоветоваться с близкими. Вместе с тем, удалённое анкетирование может затянуться на неопределённый срок, особенно если клиент занятой человек. Есть вероятность, что, не успевая, он попросит ответить кого-то из членов семьи.
Слайд 7: Пример технической анкеты
1. Сколько членов семьи будет проживать в доме (квартире)? 2. Возраст членов семьи, пол? 3. Родственные связи членов семьи? 4. Род занятий каждого из членов семьи, хобби, увлечений (охота, чтение, спорт и проч.)? 5. Желательные изменения в планировке квартиры (дома): изменение функционального зонирования, расширение (уменьшение) площадей помещений? 6. Желательное сохранение существующий стен (перегородок)? 7. Особые пожелания по объемно-планировочному решению (взаимосвязь помещений, визуальная просматриваемость помещений, их трансформация)? 8. Для каждого из помещений желаемые настил пола, покрытие стен, устройство потолка? 9. Предпочтительный материал в отделке помещений (дерево, керамика, окраска, штукатурка, обои, проч.)? 10. Предпочтительное освещение (направленный, рассеянный свет, верхнее, боковое освещение, локальное, периметральное искусственное освещение и проч.)? Желательное освещение различных зон? 11. Для каждого из помещений желаемое оборудование в деталях, например: ванна, душевая кабина, видео-аудиоаппаратура, кухонное оборудование и проч.? 12. Предпочтительная звукоизоляция помещений (при наличии домашнего кинотеатра, близости санузла к спальному месту и проч.)? 13. Стереоскопический эффект в отделке помещений (светлый, холодный, теплый) – отдельно по каждому помещению? 14. Предпочтительный цветовой тон, сочетание цветов – отдельно по каждому помещению? 15. Желаемое психологическое воздействие внутреннего пространства от вида производимой в помещении работы (возбуждающее, успокаивающее, сосредотачивающее) – отдельно по каждому помещению? 16. Предпочтительная стилистика интерьера (классический, ретро, кантри, хай-тек, минимализм и т.п.) – по каждому помещению (этажу)? 17. Предполагаемая характеристика интерьера согласно ожиданию заказчика (молодежный, традиционный, импозантный, элегантный, грандиозный, др.)? 18. Соотношение стилистики каждого отдельного помещения к общему применяемому стилю (каждая комната выдержана в своём стиле и цветовой гамме, единый стиль во всём доме (квартире))? 19. Требования по меблировке – отдельно по каждому помещению? 20. В интерьере учесть (имеющуюся мебель, ковры, имеющиеся приборы, инструменты, книги и др.)? 21. Имеются ли уникальные предметы, коллекции, требующие особого внимания к хранению, экспозиции (предметы искусства, антиквариат) – с точным указанием размеров и предпочтительным визуальным оформлением (наличие подиумов, стеллажей, специального освещения, эффектов)? 22. Предполагается ли использование в интерьере эксклюзивных предметов мебели, декора, аксессуаров, выполненных на заказ по индивидуальным проектам? 23. Особые пожелание по использовании в интерьере флористики (растения, цветы), текстильного дизайна, декоративных фонтанов, аквариумов, витражей и прочих аксессуаров и декора? 24. Необходимость отдельного размещения различных групп предметов (фонотека, библиотека, детские игрушки, предметы быта) – встроенные шкафы, стеллажи (открытые, закрытые)? 25. Имеются ли аналоги существующих интерьеров, отражающие идею дизайна вашего дома (квартиры)? 26. Есть ли необходимость в расширении (уменьшении) оконных или дверных проёмов? 27. Особые пожелания по размерам и типу окон, дверей? 28. Необходимость дополнительного отопления, вентиляции и кондиционирования? 29. Есть ли приоритеты в выборе фирм-поставщиков товаров и услуг – с точным указанием контактов? 30. Объем и стадия разработки проектной документации со сроками проектирования и проведения работ?
Слайд 8: Пример творческой анкеты ( анкета-опросник дизайнера Эльжбеты Чегаровой, http://chegarova.ru/ )
1. Имя 2. Как Вы вспоминаете квартиру, где прошло Ваше детство: • - старинная тяжелая мебель, антиквариат, картины, кружевные скатерти… • - корпусная серийная мебель, ковер на стене, хрусталь… • - деревня: печка, маленькие окошки, за окном – огород… • - интерьер творческого человека: книги на полу, окна без штор, яркие цвета… • - другое (опишите несколькими словами): 3. Отметьте пункты, которые Вам подходят: • - мне всегда холодно, я люблю укутаться в одеяло, дома часто надеваю теплые носки; • - мне нравится, когда за окном дождь, сидеть в кресле и читать книжку; • - я люблю порядок, раскладываю вещи всегда аккуратно, всегда знаю, где что лежит; • - чтобы понять нравится мне вещь или нет, мне надо ее обязательно потрогать, подержать в руках; • - я люблю, когда ко мне приходят гости, у нас шумно и весело; • - перед сном я всегда читаю книгу; • - я хочу иметь в своей комнате телевизор, даже если есть большой экран в гостиной; • - когда я прихожу домой, я включаю телевизор, даже если там ничего не идет, просто так, для фона; • - у меня аллергия, поэтому я не выношу пыль; • - терпеть не могу шумные компании, мне нужно уединение; • - я рано ложусь спать, потому что я – жаворонок; • - мне нравятся светлые оттенки, потому что темный цвет я нахожу тяжелым и мрачным; • - мне всегда жарко, я люблю ходить в распахнутой одежде; • - я редко нежусь в ванной, я люблю больше душ; • - мне интересно разглядывать детали. Витрина, где выставлена куча всяких вещей любопытнее, чем дизайнерский минимализм; • - я люблю валяться в постели, могу весь день пролежать за книжкой или перед телевизором; • - я завтракаю отдельно, так мой график не совпадает с расписанием остальных членов семьи; • - мне нравится, когда вся семья вечером собирается вместе, мы сидим за столом, рассказываем новости или вместе смотрим телевизор; • - белая комната напоминает мне больницу; • - я занимаю ванную комнату надолго и бывает, что родные недовольны; • - на завтрак мне достаточно чашечки кофе и бутерброда, я не ем плотно по утрам; • - я меломан, у меня отличный слух и я люблю слушать хорошую музыку; • - я считаю, что спортом надо заниматься в спортклубе, дома можно лишь сделать разминку с утра; • - мне нужно место для занятий спортом дома (тренажер, велосипед, гантели); • - я терпеть не могу лишних вещей, считаю, если вещью не пользуются долгое время – ее нужно выбросить или отдать кому-то. Не надо захламлять квартиру; • - я коллекционирую магнитики, тарелочки, модели машинок, …………………………. • - диван нужен, чтобы на нем удобно сидеть, а не закрывать чехлом и сдувать пыль; • - я никогда не могу найти свои вещи, разбрасываю по комнате, потом ищу; • - я люблю путешествовать и всегда привожу сувениры из каждой страны; • - мне кажется стена пустой, если на ней не висит картина или что-то еще; • - если я нахожусь в комнате, а мне надо позвать кого из членов семьи (например, к телефону), приходится кричать на всю квартиру; • - мне нужен компьютер и собственное рабочее место; • - я городской житель, в деревне не могу прожить больше двух дней, хочется в цивилизацию; • - я люблю всё натуральное – дерево, камень, мне не нравится пластик, я нахожу его холодным; • - я считаю, нам нужно несколько телефонных трубок, вечно приходится искать телефон; • - мне нравится, когда на лестничной площадке вкусно пахнет, если кто-то из соседей готовит пирожки или котлеты; • - мне надо все напоминать, лучше, если оставят записку на холодильнике; • - я люблю всё модное, современное, классика навевает скуку; • - хочу, чтобы в доме было как можно меньше лишних вещей, они только пыль собирают.
Слайд 9: Пример комбинированной анкеты
1)Образ жизни – расписать стандартный распорядок по часам: а) Рабочего дня Время, проводимое дома за сутки раб. дня всего: б) Выходного дня Время, проводимое дома за год всего: 2)Особые пожелания и требования к месту, где будет потекать функция: -Сон -Приготовление пищи -Прием пищи (совместно/раздельно с членами семьи) -Гигиенические процедуры -Выполнение проф. работы на дому -Выполнение занятий по увлечениям -Общение и прием гостей (указать численность от и до) -Отдых (какое место в доме?) -Хранение предметов -Уборка, стирка и содержание помещений -Уход за детьми и/или престарелыми -Уход за животными -Другое 3)Планы на ближайшее будуще 5-10 лет (нужное подчеркнуть): -Появление ребенка -Новый род занятий (какой?) -Вселение (выселение кого-то из родственников) -Совместное проживание 2х (3х) поколений -Другое 4)Дом для вас это прежде всего: -Теплое и уютное гнездышко -Ваша визитная карточка -Идеальное убежище от внешней суеты -Крепость -Другое 5)Нужна ли гостевая комната? 6)ВЫ: -Сова -Жаворонок -Голубь (совмещение сова+жаворонок ) 7)Какие специальные помещения хотите иметь в своем жилье? -Кабинет -Зимний сад -Мастерская -Библиотека -Тренажерный зал -Сауна -Другое 8)Опишите дом Вашей мечты ….. 9)Хочу обратить внимание архитектора-дизайнера на Спасибо за ответы.
Слайд 16: Мнения:
Цвет и стиль После того как вы познакомились поближе, следует рассказать дизайнеру о ваших стилистических и цветовых предпочтениях. Они тесно взаимосвязаны. Для каждого стиля в интерьере характерны определённые доминирующие цвета и оттенки. При грамотном сочетании в интерьере это будет оказывать положительное влияние на здоровье и настроение всех домочадцев, а также гостей. Известно, что разные комбинации способны вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Особенно чувствительны к восприятию цвета дети и женщины. Назначение и цели пространства Важно знать цели и назначение пространства. Вы хотите сделать расслабляющую, лёгкую атмосферу в помещении или добиться тонизирующего эффекта? В кабинете лучше создавать обстановку, повышающую работоспособность. В гостиной комфортнее находиться, когда она настраивает на приятное общение. Детская комната — это вообще особая зона. Чем чётче вы обозначите свои пожелания, тем легче дизайнеру найти решение. Визуальные эффекты До того как дизайнер начнёт работать над вашим проектом, расскажите ему, какой эффект вам хочется видеть. Вы хотите, чтобы комната смотрелась воздушно, светло или, наоборот, более приглушённо? Вам нужно визуально раздвинуть стены и поднять потолок? Не забудьте это сразу обозначить. Важная составляющая на начальном этапе — правильное назначение освещения в пространстве: какую часть следует выделить, а какую затемнить. Обсуждение текстур и материалов Одни из немаловажных элементов в создании интерьера — материалы и текстура. Но о них следует говорить после предоставления эскизов. Не хочу расставаться! Бывает так, что от некоторых предметов вам не хочется избавляться. Учтите это. Старые вещи реставрируются, обновляется обивка. Хотя всё зависит от того, в каком стиле вы будете оформлять интерьер, возможно, даже не придётся ничего менять. Сейчас есть много способов вписать старое в новый интерьер.
Слайд 20: Способы решения
Гранич Вадим Митина Наталья Орехов Станислав Способы решения
Слайд 21: Гранич Вадим, https://granich.ru/index?utm source=youb&utm medium=video&utm group=shema-ponyat-klienta
Слайд 22: Наталья Митина, член правления Союза дизайнеров Латвии, владелец студии « Koncepcija »
Слайд 29: Выводы:
Оптимальным вариантом является удаленное комбинированное ( техническое+творческое ) анкетирование с последующим уточнением размытых ответов в личной беседе. Уточнение обычно осуществляется в процессе мягкого интервьюирования, своего рода беседы «по душам» с заинтересованным лицом, тет-а-тет. В ходе беседы необходимо задавать открытые вопросы для получения информации и закрытые для того, чтобы подтвердить или опровергнуть конкретные варианты требований. Данный способ применяется, в основном, для получения информации по какой-либо конкретной теме и/или для уточнения требований. Сложность заключается в том, что проведение хорошего интервью – процесс достаточно длительный и трудоемкий, так как необходимо гибко реагировать на реакцию интервьюируемого и в случае необходимости изменять порядок заготовленных вопросов или их формулировку. Плюсами являются: возможность задавать вопросы в произвольной последовательности, возможность использовать вспомогательный материал (диктофон, блокнот для заметок, иллюстрирующие примеры, аналоги), возможность анализа невербальной реакции опрашиваемого человека, позволяющего сделать дополнительный вывод о достоверности его ответов.
Слайд 30: Выводы:
Если дизайнер имеет анкету на 300 вопросов для общения с клиентом и пошаговую инструкцию для проведения интервью, то у него все всегда под рукой: шаблоны, распечатки, система, инструменты. Невозможно что-то забыть. Это дает уверенность. Имея шаблон ТЗ и правила его заполнения, дизайнер оформляет ТЗ быстро и аккуратно. Дизайнер выводит общение с клиентом на новый уровень. Клиент испытывает интерес к процессу, доверяет эксперту. Дизайнер слышит и понимает клиента на новом уровне. Всегда готов к сложным ситуациям и каверзным вопросам. Дизайнер избавляется от угадывания, переходит к проектированию. Дает взвешенные проектные решения и имеет почву для их защиты. Забывает о бесплатных вариантах, правках. Ускоряет процесс проектирования, быстрее и качественнее делает проект — больше зарабатывает.
Слайд 31: Выводы:
грамотная интерпретация результатов анкетирования позволяет направить процесс проектирования в нужное русло, правильно подобрать аналоги, выбрать необходимые нормативные требования, обязательные к соблюдению, разработать органичную концептуальную базу, выполнить визуализацию и проектную документацию, включая технологические карты для бригады исполнителей. Таким образом, результаты исследования подтверждают важность анкетирования как неотъемлемой части предпроектного анализа, содержат практические наработки и могут быть использованы в ходе обучения дизайн-проектированию
Последний слайд презентации: АНКЕТИРОВАНИЕ В ПРЕДПРОЕКТНОМ АНАЛИЗЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ: Источники:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=3wDO1-kcr2c&feature=emb_logo https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=9W0np8k28VU&feature=emb_logo https://www.youtube.com/watch?v=J4nkjOktSxw&feature=emb_logo https://d-e-s-i-g-n.ru/kursi/anketa-i-tehnicheskoe-zadanie/ https://roomble.com/ideas/soveti-i-idei/vdohnovenie/chto-nuzhno-rasskazat-dizajneru-pered-razrabotkoj-proekta-10-vazhnejshih-voprosov/ http://koncepcija.lv/publikacijas/intervijas/21-2007/ http://www.interior-design.club/threads/1556/ (примеры анкет) https://www.triz-ri.ru/market/?id=6993&name=kak_provodit_oprosy_neochevidnoe