Первый слайд презентации: Архитектура России XVIII века
барокко ранний и строгий классицизм
Слайд 2: Архитектура Петровского времени
Важным событием стало строительство новой столицы России – Санкт-Петербурга. Он строился на отвоёванной у шведов земле для того, чтобы Россия укрепилась в Балтийском море. 16 мая 1703 года на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города – крепость Санкт-Питер-Бурх, вскоре переименованная в Петропавловскую в честь апостолов Петра и Павла. Доминантой ансамбля стал Петропавловский собор с высоким шпилем на колокольне. Проектировал крепость и собор швейцарец Доменико Трезини, приехавший в страну в 1703 году. Он проектировал и другие важные городские постройки.
Слайд 3
Петропавловская крепость в г. Санкт-Петербурге и Петропавловский собор Петропавловской крепости.
Слайд 4
Доменико Трезини стал главным архитектором города Санкт-Петербурга и возглавил Канцелярию строений – орган, ведавший застройкой и надзирающий за её ходом. Трезини разработал первый Генеральный план города (см. слева сверху). План был разработан на основе регулярной планировки: улицы пересекались под прямым углом, все дома нужно было возводить по «красной линии» улиц. Доменико Трезини разработал проекты типовых домов для застройки – для разных категорий людей (см. слева внизу).
Слайд 5
А на Васильевском острове, который должен был стать центром столицы для Александра Даниловича Меншикова, ближайшего друга и сподвижника Петра I, архитекторы Фонтана и Шедель спроектировали Меншиковский дворец, который и по сей день сохраняет роскошные интерьеры петровского времени.
Слайд 8
Доменико Трезини. Здание Двеннадцати коллегий. на Васильевском острове в Свнкт-Петербурге.
Слайд 12
Петро́вское баро́кко — историко-региональный стиль русского искусства, главным образом архитектуры, первой четверти XVIII века, сложившийся при жизни Петра Великого в связи с основанием 16 (27) мая 1703 года в дельте реки Невы города Санкт-Петербурга, ставшего в скором времени столицей России. Название этого стиля условно, поскольку он впитал в себя множество разнородных элементов и не является стилем барокко в значении, которое обычно подразумевается для обозначения исторического стиля западноевропейского искусства XVII столетия. Термин «барокко» в данном случае ближе к первоначальному смыслу: «неправильный, неклассичный, причудливый», а имя Петра указывает на его главного создателя. Таким образом, название, которое чаще по причине его условности берут в кавычки, указывает на две самые важные особенности стиля: его многосоставную (но не эклектичную) природу и то, что он создавался при участии многих мастеров, но волей одного человека.
Слайд 13: Архитектура барокко в России
Архитектурный стиль барокко предполагает раскрытие объёмов в окружающее пространство, динамизм, экспрессию форм, преувеличенность масштабов, величественные ансамбли и огромные размеры зданий, мощные пропорции, контрасты замкнутых и открытых пространств, где каждый мог видеть алтарь; витые колонны, драматические эффекты, в том числе свет, идущий из купола сверху; иллюзиями «оживающих статуй», обилие цвета и позолоты, «квадратуры» росписей с «обманками», или пространственными эффектами и многое другое.
Слайд 14: Елизаветинское барокко (1730 – 1760)
Стиль архитектуры времени правления императрицы Елизаветы Петровны. Представляет собой гибрид раннего московского барокко (конца 17 века – т. н. « нарышкинского бароко »), «петровского барокко» (сформировавшегося под влиянием голландской архитектуры) с североитальянскими привнесениями. «Елизаветинское барокко» по своим пластическим признакам ближе всего к европейскому барокко. Наиболее полно стиль «елизаветинского барокко» воплотился в грандиозных постройках архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700 – 1771).
Слайд 16
Ф.Б. Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Внизу: вид на фасад со стороны Дворцовой площади.
Слайд 19
Иорданская лестнца В.В. Растрелли. Иорданская лестница. Фрагмент интерьера Зимнего дворца. Ф.В. Растрелли. Иорданская лестница в Зимнем дворце. Фрагмент интерьера.
Слайд 21
Ф.В. Растрелли. Ансамбль в Петергофе: Большой дворец, парки, канал, грот, фонтаны.
Слайд 24
( Петергоф. Большой дворец, канал, грот, центральный фонтан и большой каскад фонтанов. М.И. Козловский. Самсон, разрывающий пасть льву. Скульптура с главного фонтана..
Слайд 32
Ф.Б. Растрелли. Фрагменты фасадов Большого Екатериниского дворца в Царском селе.
Слайд 39: Практическая работа по разделу «елизаветинское барокко» :
1) КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (ТЕМ, КТО НЕ БЫЛ НА ЗАНЯТИИ): самостоятельно изучив материал, перечислить все памятники архитектуры «елизаветинского барокко», автор –Б.Ф. Растрелли. 2) ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ (ВСЕМ): иллюстрации всех упомянутых на занятии объектов архитектуры « елизаветитнского барокко» Практическая работа по разделу «елизаветинское барокко» :
Слайд 40: Развитие классицизма
Русский классицизм— историко-региональный стиль, относящийся к общеевропейскому художественному направлению классицизма, возникший в России под влиянием западноевропейской культуры. Его становление во второй половине XVIII века связано с временем правления императрицы Екатерины II. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА : 1760 – 1780 годы: РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ 1780 – 1790 годы: СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ Конец 18 века – первая треть 19 века: ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (ИМПЕРСКИЙ КЛАССИЦИЗМ, АМПИР) Утверждение классицизма в русском искусстве стало симптомом его «созревания как одной из европейских школ».
Слайд 41
Основа классицизма — архитектура античности, в которой мастера заимствовали пропорциональность, строгий логический порядок и симметричную композицию. Также для него характерно минимальное количество декора.
Слайд 42
А.Ф. Кокоринов, Ж.-Б.-М. Вален-Деламот. Здание Академии художеств на Университетской набережной в Санкт-Петербурге.
Слайд 50
Ранний классицизм 1760 – 1780-х годов имеет выраженные «пережитки» стиля барокко: планировка здания при с наличием внутренних дворов, часто - нескольких; пластичность фасада за счёт криволинейных форм, наличия декоративных элементов, скульптуры)
Слайд 51
В 1780 – 1790-е годы этот стиль классицизм в России вступил в так называемую «строгую» фазу, освободившись от пережитков барокко 1760 – 1780-х годов. Архитектурные объёмы строгого классицизма в Санкт-Перербурге и Москве имеют почти гладкие фасады, практически лишённые какого-либо декора. Их жёсткая ордерная конструкция становится очевидной. Слева: Д. Кваренги. Здание Академии наук в Петербурге. Конногвардейский манеж в Петербурге. Справа: А. Старов. Таврический дворец в Петербурге.
Слайд 54
Признаки строгого классицизма 1780 – 1790-х годов : симметричная 3-х частная планировка; строгое аскетичное оформление фасадов без лишних деталей; портик с колонами – основной пластический акцент.
Слайд 56
Иван Старов. Таврический дворец в Санкт-Петербурге. В наше время дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также собирается Совет Законодателей — особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента.
Слайд 60
М. Казаков. Дом Демидова в Гороховском переулке в Москве. В мои ж года хорошим было тоном Казарменному вкусу подражать И четырём или осьми колоннам Вменялось в ряд шеренгою торчать Под неизменным греческим фронтоном (А. Толстой) В строгом классическом стиле во второй половине 18 века строились не только общественные здания, но и многие частные городские дома в Петербурге и Москве. Позже облик таких домов будет восприниматься излишне аскетичным, суровым, лишённым какой бы то ни было эстетики, напоминающим военную казарму. Писатель А. Толстой вложил в уста литературного персонажа стихи, пародирующие особенности такой архитектуры:
Последний слайд презентации: Архитектура России XVIII века: Практическая работа по разделу «развитие классицизма» :
1) КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (ТЕМ, КТО НЕ БЫЛ НА ЗАНЯТИИ): самостоятельно изучив материал, со слайдов 40, 41, 42. 2) ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ (ВСЕМ): иллюстрации примеров раннего классицизма (Академия художеств) и строгого классицизма (Академия наук, Таврический дворец). Обязательно подписать названия и архитекторов. Практическая работа по разделу «развитие классицизма» :