Первый слайд презентации
Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XIX века Выполнила ученица 9Б класса Спивакова Марьяна
Слайд 2
Первая половина XIX века – время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание В александровскую эпоху русская архитектура достигла своей вершины
Слайд 3: Классицизм
Ещё со времён правления Екатерины II господствовавшим архитектурным стилем был классицизм, который в свою очередь вдохновлялся архитектурой древних Греции и Рима Классическая постройка была преобладающей в городе К моменту заката эпохи классицизма в Петербурге завершилось формирование центральной части города. В самом Петербурге начала XIX века сочеталась преобладавшая классическая архитектура, старая архитектура в стиле барокко из XVIII века и ещё пока небольшое количество новых зданий в стиле эклектики
Слайд 4: Петербург в первой половине XIX века стал воплощением самого классицизма, ни в одном городе в мире не было создано столько построек в этом стиле
Характерные архитектурные примеры эпохи Дом Лобанова-Ростовского Дворец князя Алексея Александровича Михайловский дворец
Слайд 5: Самой известной постройкой, встретившей XIX век стал Михайловский (или Инжене́рный ) замок, возведённый как дворец-крепость, окружённый реками Мойка и Фонтанка
Вид Михайловского замка в 1800—1801 годах Михайловский замок в 1850-х годах
Слайд 6
Для особняков этой эпохи была свойственна симметрия с подчёркнутым и главенствующим центром. Здания в XIX веке было модно украшать портиками коринфского ордера. Характерный образец особняка начала XIX века — Дом Глуховского. Современники ругали здания за их излишнюю однотипность, например Гоголь сетовал на то, что колонны приставляли к зданиям «без всякой мысли и во всяком месте». В 1830-е годы стало появляться больше доходных домов и их хозяева старались декорировать фасады зданий предельно просто, в городе стало появляться всё больше четырёхэтажных зданий, почти лишённый архитектурных изяществ. Современники были недовольны такой тенденцией и это повлияло на популяризацию архитектурного стиля историзма или стилизации архитектуры прошлого Дом Глуховского
Слайд 7: Дом В. А. Злобина, пример типовой двухэтажной (полуподвалы этажом не считались) каменной застройки, распространённой в городе в первой половине XIX века
Слайд 8: На Английской набережной сохранена преимущественно постройка эпохи классицизма
Слайд 9: Ампир
Эпоху правления Александра I и первое десятилетние царствования Николая I принято считать золотой эпохой в петербургской архитектуре. К середине XIX века происходил расцвет монументальной архитектуры. На неё сильное влияние оказывали многочисленные войны, проводимые Российской империей в первой половине XIX века. Восхваление российских побед стало частью государственной идеологии и они увековечивались в памятниках архитектуры. Многие дворцы, казармы, государственные учреждения, театры, манежи красили в золотисто-жёлтый цвет, ассоциировавшийся с имперскостью. Для новых архитектурных ансамблей была свойственна парадность и торжественность. Классическая архитектура со свойственным ею гражданственным пафосом была призвана воспевать славу Российской империи через множество аналогий с античными мотивами. Здания украшали символами воинской славы, доспехами, оружием, триумфальными колесницами, лавровыми венками, призванными символизировать могущество Российской империи
Слайд 10: В 1814 году в память об Отечественной войне были возведены пока ещё из дерева Триумфальные Нарвские ворота по проекту Стасова, через которые проходили гвардейские полки
Слайд 11: в память о победе в 1834 году была возведена Александровская колонна по проекту Монферрана и скульптора Орловского
Торжество открытия памятника императору Александру I, 1834 год Александровская колонна на Дворцовой площади
Слайд 12: Памятники полководцам установили у Казанского собора. Победы также воспевала Военная галерея Зимнего дворца, украшенная более 300 портретами генералов Отечественной войны. Памятниками русско-турецким войнам стали Триумфальные Московские ворота по проекту Стасова, созданные в честь победы в очередной войне. Для создания ворот использовались чугунные блоки. При строительстве ограды Спасо -Преображенского собора использовалось турецкие трофейные орудия
Невский проспект. Казанский собор Г. Г. Чернецов, Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце, 1829 г. Спа́со-Преображе́нский собо́р православный храм Преображенск а я площадь
Слайд 13: Самым знаменитым архитектором эпохи стал Карл Росси, по его проектам были воздвигнуты Михайловский, Елагин дворец, корпус Публичной библиотеки, ансамбли основных площадей Петербурга. При строительстве зданий начали применять металлические балки, которые позволяли увеличивать объём окон, делать более масштабные планировки зданий
летний императорский дворец на Елагином острове в Санкт-Петербурге Главное здание библиотеки (1796—1801, арх. Е. Т. Соколов, К. Росси, Е. С. Воротилов )
Слайд 14: Знаковым строением эпохи стало Здание Главного штаба по проекту Карла Росси, охватившее полукольцом Дворцовую площадь и оформившее окончательный вид дворцового комплекса. Середина штаба была украшена триумфальной аркой. Позже дворцовая площадь была замкнута Штабом Гвардейского Корпуса. По середине площади был воздвигнут монолит Александровской колонны по проекту Огюста Монферрана. На месте будущего сквера перед Зимним дворцом устраивались парады и смотры
Вид на здание Главного штаба и Александровскую колонну от Зимнего дворца (на юг)
Слайд 15: Другие знаковые постройки эпохи
Александринский театр в Санкт-Петербурге Здание Михайловского театра Зда́ние Гла́вного адмиралте́йства Зда́ние Би́ржи центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова
Слайд 16: Романтизм и эклектика
Архитектор Штакеншнейдер одним из первых начал применять при строительстве архитектурные приёмы прошлого, в Мариинском театре на Театральной площади или при проектировании дворца Белосельских-Белозерских на углу Фонтанки и Невского проспекта Мариинский театр Дворе́ц Белосе́льских-Белозе́рских
Слайд 17: Историзм» или романтизм начал стремительно входить в моду, новые здания отличались своей пышностью, заимствовали элементы романского стиля, барокко и ренессанса
В отличие от жёлтых классических построек нового типа, здания использовали яркие и разноцветные фасады. Ранним домам, выполненным в стиле неоренессанса было свойственно предельное упрощение. Здания не обязательно повторяли исторические прототипы, но могли применять отдельные декоративные мотивы. В городе начало появляться больше зданий в стиле неоренессанса или необарокко, хотя они нарушали устоявшейся ансамбль застроек позднего классицизма, но благодаря им архитектура вдоль улиц стала выглядеть ярче и разнообразнее. Псевдоготический стиль начал применяться при строительстве загородных дач и усадеб, но по-прежнему оставался редким в городской застройке. В период упадка классицизма также возникла мода на неогреческий и римско-помпейский стили, главным образом при строительстве загородных особняков. На это повлияли раскопки в Помпеях, чьи найденные архитектурные изящества вызвали всплеск интереса на античную архитектуру среди европейской знати, в том числе и петербургской. Ярким примером такого направления является павильон Бельведер на возвышенности в Луговом парке Петергофа
Слайд 18: На фоне моды на архитектурный псевдоисторизм, стали появляться здания, в которых использовались отдельные элементы из разных псевдоисторических направлений. В итоге само здание невозможно было причислить к какому либо направлению. Для такого случая стало применяться определение эклектика, которой было свойственно объединять разные приёмы из исторических архитектурных стилей
Главное здание ГУАП на Большой Морской, 67 Доходный дом В. А. Вонлярлярского
Слайд 19: Церковная архитектура
В начале XIX века шло развитие классицистcкой церковной архитектуры, начатой в конце XVIII века при Екатерине II. При строительстве церквей зодчие вдохновлялись монументальной церковной архитектурой древнего Рима и Византии. Александр I продолжал линию своей бабушки, но возвёл церковное монументальное искусство на новый уровень. Первая половина XIX века стала золотой эпохой петербургского храмового зодчества, возведённые в этот период храмы становились одними из красивейших монументальных построек во всей Европе. На архитектурное направление церквей влияло восхваление героизма русского воинства и самодержавия
Слайд 20: Исаакиевский собор стал одним из самых дорогих храмов в России, который строился 40 лет. В оформлении собора использовался мрамор и гранит разного цвета. Собор украсили статуями и мозаикой. Император с петербургском светом присутствовал на торжественных службах в храме
Слайд 21: Казанский собор был создан по подобию католического храма в Ватикане. В нём организовывались торжественные молебны, на которых присутствовали император с его свитой
Слайд 22: Другие яркие памятники эпохи — Церковь Святой Екатерины у Тучкова моста, Троице-Измайловский собор, Спасо -Преображенский собор
Церковь Святой Екатерины Троице-Измайловский собор Спасо -Преображенский собор
Слайд 23: После массового разорения французами русских церквей во время отечественной войны, началось постепенное переосмысление отношения к церковной архитектуре и рост интереса к традиционному зодчеству. Классицизм могли совмещать с традиционной планировкой, например применять традиционное пятиглавие. В эпоху правления Александра шло столкновение устаревающего классицизма и нарождающегося русского ренессанса. В 1830-х годах заметно вырос интерес к традиционному зодчеству, в том числе началось обсуждение о необходимости сохранять старинные церкви. Первым крупным проектом в русско-византийском стиле стала ныне утраченная Церк о вь Великомученицы Екатерины в Екатерингофе. Закат эпохи классицизма в храмовой архитектуре принято связывать с завершением строительства Исаакиевского собора в 1858 год
Церковь св. мчц. Екатерины в Екатерингофе Гравюра 1834 г.
Слайд 24: Промышленная архитектура
Вместе с наращиванием производственных процессов, в Петербурге начали возводиться масштабные архитектурные комплексы промышленного значения, выдержанные в стиле классицизма. При строительстве промышленных построек, архитекторы стремились при сохранении функциональности зданий сохранять классическую композицию. Особое внимание уделялось архитектурно-художественному аспекту, тщательно продумывались архитектурные элементы для придания эстетической красоты зданиям. Даже в промышленных зонах стремились к ансамблевому единству и сохранению взаимосвязи с окружающим ландшафтом. Для построек ранней промышленной эпохи была типична трёхчастная симметричная композиция, образованная одним или двумя лицевыми боковыми корпусами, что придавало зданиям П — образную форму. К середине XIX века для производственных построек стало типично применение не только позднего классицизма, но и рационального варианта эклектики. Изменения в оформлении фасадов заводов отражали изменения в общем городском архитектурном направлении. Одновременно шло уничтожение мануфактурной архитектуры XVIII века