Первый слайд презентации: БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В НОВЫХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УСЛОВИЯХ
Роман Ткаченко д.ю.н., профессор
Слайд 2
Один из ключевых показателей – характеристики бюджетной деятельности на федеральном уровне публичной власти, в частности: На период с 2024 по 2027 год законодатель прогнозирует постепенное снижение объемов и доли нефтегазовых доходов федерального бюджета (традиционно составляют от 25 до 40 % от общего объема доходов) и существенный рост нефтегазовых доходов федерального бюджета (более, чем на 8 500 млрд. рублей). Вопрос: за счет каких источников? Финансовый год Размер дефицита федерального бюджета (млрд. руб.) В соотношении к ВВП в очередном году (%) 2024 (оценка) 3 296,0 1,7 2025 (прогноз) 1 173,6 0,5 2026 (прогноз) 2 181,2 1,1 КАКОВО СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СЕГОДНЯ? П Р О Б Л Е М А: источники финансирования критического дефицита федерального бюджета наличие бюджетного дефицита динамика доходов федерального бюджета и
Слайд 3
Напомним: основной формой публичных заимствований являются государственные или муниципальные долговые ценные бумаги. Типичная форма – облигации. Эмитентом является, как правило, Минфин России, выпуск осуществляется через инфраструктуру Банка России (выполняет агентские функции). Потенциальными покупателями являются участники финансового рынка: Доходность по публичным облигациям варьируется по коротким позициями в коридоре ключевая ставка минус 1-2 % и имеет тенденцию к изменению в течение срока их обращения под воздействием рыночных механизмов (сегодня – устойчивый рост). Такие облигации – очень гибкий и практически безрисковый финансовый инструмент. А КТО МОЖЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ ЗАИМСТВОВАНИЕ ПУБЛИЧНОМУ СУБЪЕКТУ ? П Р О Б Л Е М А: как мотивировать банки покупать публичные облигации ( давать в долг публичной власти )? инвестиционные компании, биржи, БАНКИ, страховые компании, пенсионные фонды, частные инвесторы и прочие
Слайд 4
Основные методы денежно-кредитной политики Банка России содержатся в ст. 35 Закона о Банке России. К ним относятся: Важно заметить : применение или неприменение обозначенных методов может быть направлено на рост, либо сокращение денежной массы, то есть на эмиссию или деэмиссию денег в национальную экономику. КАКОВА МЕТОДОЛОГИЯ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ ? процентные ставки по операциям Банка России (включая ключевую ставку ) обязательные резервные требования (обязательные резервы кредитных организаций) операции на открытом рынке (купля-продажа различных финансовых инструментов) рефинансирование кредитных организаций прямые количественные ограничения для кредитных организаций валютные интервенции (купля-продажа иностранной валюты) установление ориентиров роста денежной массы (общего объема денег в обращении) эмиссия облигаций от своего имени, а также другие инструменты, определенные Банком России Главный метод, который объявлен панацеей в борьбе с инфляцией в России – КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА (а, вернее, ее увеличение).
Слайд 5
КАКОВ ЭФФЕКТ ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ ДЛЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ? И Т О Г: снижается отток средств публичных финансовых фондов, значительно возрастает спрос на финансовые инструменты с максимальной ликвидностью и минимальным риском (публичные облигации и производные от них). существенное уменьшение объема кредитования по обычным банковским кредитным продуктам (высокие ставки по ипотечным, потребительским кредитам, проектному финансированию и прочее) значительное увеличение ликвидности за счет валового притока депозитов (высокие проценты по депозитным программам) многократное увеличение количества и объемов сделок на межбанковском рынке (внутрисегментное размещение) снижение потребности в рефинансировании Банка России (банки занимают у мегарегулятора, в основном, для последующего размещения на межбанковском рынке), банки больше возвращают заемных средств Банку России Обозначим основные результаты регулирования (повышения) ключевой ставки Банка России, получившие отражение в банковской деятельности: