Первый слайд презентации: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Сибирский профессиональный колледж» Структура композиции как аналога самоорганизующегося процесса
Вдовина Евгения Николаевна
Слайд 2
Новые понятия – значит новые формы, новый способ мышления. Человеческие поколения мыслят не одинаково, и язык неминуемо отражает на себе перемены мышления. Н. Н. Страхов
Слайд 3: Самоорганизация -
процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия, хотя внешние условия могут иметь как стимулирующий, так и подавляющий эффект. В ходе самоорганизации некоторая форма общего порядка возникает из локальных взаимодействий между частями изначально неупорядоченной системы. Процесс может быть спонтанным, когда имеется достаточное количество энергии, не требующей контроля со стороны внешнего агента.
Слайд 4: Самоорганизующаяся система (СОС)
На рисунке представлен аттрактор в образе «воронки» с разными начальными условиями системы С. О – структура-аттрактор = цель эволюции СОС. На участках в зоне действия «воронки» система втягивается в «жерло». Таким образом, данный аттрактор – конечный пункт данной стадии развития и промежуточный результат бесконечного процесса эволюции. Значит, эволюция СОС не произвольный, а целенаправленный процесс, протекающий в направлении аттрактора. Каждый аттрактор – метастабильно устойчивое будущее состояние системы. Оно притягивает, организует, формирует, изменяет наличное состояние СОС.
Слайд 6
Композиция Выразительные средства Композиционные средства Закономерности визуального восприятия Методы композиции Типы и виды Законы композиции Проекция воронки цели
Слайд 7: Исходные положения
Композиция – это самоорганизующаяся система. Если работать от средств, то результат предугадать нельзя. Если работать от результата, то средства «подберутся сами». Так как средства взаимозаменяемы и взаимодополняемы, то при разном наборе средств и разной последовательности их применения можно получить сходный результат при условии, что этот результат заранее сформулирован (он есть странный аттрактор – цель, притягивающая средства). Так как индивидуальное понимание средств непредсказуемо, то при одинаковом наборе элементов и одинаковом алгоритме их применения можно получить абсолютно непохожие результаты.
Слайд 8: 1 уровень Композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, вытекающие из его содержания, или, еще точнее, единство содержания и формы, в которой содержание реализуется ( Панксенов Г.И.) 2 уровень
1) Типы композиции: - сюжетная (композиция с узнаваемыми образами и событиями, имеет длительность и строгую пространственную ориентацию) - монтажная (наиболее информативная за счет объединения разновременных, разнопространственных, разномасштабных событий) - формальная (сочетание абстрактных элементов, лишенных предметного содержания) 2) Виды композиции: - фронтальная (состоит из элементов, не выступающих над плоскостью) - объемная (трехмерная без «мертвых зон») - пространственная (состоит из нескольких объемных, расположенных в пространстве с определенными (значимыми) интервалами)
Слайд 9: 3 уровень Выразительные средства (изобразительные средства, простые элементы композиции)
1) Простейшие элементы: - точка (геометрический абстрактный объект, не имеющий измеримых характеристик, кроме координат) - линия (выразительное средство, по форме характеризующиеся протяженностью в одном координатном направлении) - пятно (изображаемый след на поверхности; плоское, силуэтное изображение объекта) 2) «Свойства» простейших элементов: - цвет (аспект зрительного восприятия, позволяющий наблюдателю различать цветовые стимулы, отличающиеся по спектральному составу излучения, т. е. отличать один объект от другого, если различие между ними обусловлено только различием спектрального состава исходящего от них света) - тон (общий светотеневой строй объекта, определяемый целым диапазоном его светотеневых градаций от самого темного до самого светлого тона; растяжка от белого к черному через серый) - фактура (характер поверхности) 3) Комплексные средства: - перспектива (совокупность приёмов изображения объёмных форм и пространственных отношений на плоскости) - светотень (наблюдаемое на поверхности объекта «расположение светлых и темных зон, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объем) -ракурс (точка зрения на предмет в пространстве, от которой зависит степень его перспективного искажения)
Слайд 10: 4 уровень Композиционные средства:
1) Ритмометрические (5 элементов: простой метр, сложный метр, простой ритм, сложный ритм, свободный ритм) Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов через равный интервал Ритм - более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции, основан на равномерном (с четким коэффициентом изменения) или неравномерном изменении их свойств 2) Уравновешивающие (4 элемента) - симметрия (равенство относительно заданного ориентира) - асимметрия (полное отсутствие симметрии) - диссимметрия (отдельное, иногда мало заметное нарушение симметрии) - антисимметрия (равенство по всем показателям, кроме одного – диаметрально противоположного) 3) Активизирующие - контраст (сильное отличие в каком-либо отношении) - нюанс (оттенок, тонкое различие в чем-либо) - тождество (абсолютное равенство) 4) Соразмеряющие - пропорции (взаимное соотнесение частей к целому и частей между собой) - масштаб (отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта)
Слайд 11: 5 уровень Закономерности визуального восприятия:
1) закономерность завершения/упрощения (достраивание мозгом недостающей визуально-образной информации до простого целого) 2) закономерность продолжаемости /направления (стремление изучать изображение в первоначально указанном направлении, от темного к светлому, слева направо) 3) закономерность подобия/похожести (группировка по сходным визуальным признакам) 4) закономерность соседства/близости (группировка по близости расположения) 5) закономерность выравнивания (выравнивание разноплановых элементов в четкие ряды по краю или по центральной оси)
Слайд 12: 6 уровень Методы композиции:
1) стилизация (обобщение и упрощение изображаемых существующих свойств объекта для преобразования в целесообразную для орнамента форму) 2) трансформация (привнесение несуществующих свойств) 3) членение (разбивка на части) 4) наложение/ оверлэппинг (частичное совпадение или наложение одной формы на другую) 5) комбинаторика (метод составления различных сочетаний из заданных (обычно модульных) элементов по определенным условиям) 6) модульность (создание произведений путем объединения стандартизированных единиц (модулей) с образованием более крупных, более сложных композиций)
Слайд 13: 7 уровень Законы композиции:
1) закон равновесия (состояние композиции, при котором одни воздействия компенсируются другими); 2) закон типизации (изображаемое должно быть типично и узнаваемо; должны присутствовать эффект новизны и элемент движения) 3) закон целостности (композиция должна быть неделимой и законченной) 4) закон подчиненности (подчиненность всех средств композиции идейному смыслу) 5) закон трехкомпонентности (для создания выразительной композиции необходимо тройственное отличие элементов) 6) закон контрастов (в композиции должны присутствовать контрасты) 7) закон простоты (максимальная убедительность и выразительность образа через использование минимального количества продуманных средств)
Слайд 14: 8 уровень (факультативный) Композиционные принципы (студенты анализируют группы принципов, выбирают схожие, формулируют меньшее количество своих – универсальных – в количестве не более 8 штук)
Основные принципы композиционно-художественного формообразования (Устин В. Б. Методические основы композиционно-художественного формообразования) Рациональность (установление прямой связи формы с предъявляемыми к ней функциональными и экономическими требованиями; принятие рационального композиционного-художественного решения формы) Тектоничность (прямое раскрытие в форме ее конструктивной основы; наложение на конструктивную основу декоративных элементов) Структурность (нахождение гармоничной связи (структурного соподчинения) элементов формы путем выделения главного и второстепенных элементов, их контрастного сопоставления за счет цвета, пластика, размеров и др.) Гибкость (построение новой формы на основе модификации конструкции, цвета, материала, комбинаторики ее элементов) Органичность (построение композиции на основе анализа особенностей морфологии и пластики биоформ, закономерностей их тектонического формообразования) Образность (раскрытие в форме идейного замысла посредством материала; выражение стилистического характера формы за счет отражения стилевых черт времени) Целостность (установление связи между средствами и приемами композиционного построения формы путем организации ритмического строя, соблюдения пропорций, соподчиненности элементов и др.)
Слайд 15
Принципы эстетического формообразования (Мартынов Ф. Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявления в архитектуре и дизайне) Принцип эстетической целостности Принцип эстетической гармонизации Принцип эстетической выразительности Композиционные принципы (Григорян Е. А. Основы композиции в прикладной графике) Принцип целесообразности Принцип единства Принцип доминанты Принцип соподчинения Принцип динамизма Принцип равновесия Принцип гармонии
Слайд 16
Основные принципы композиции ( Вязьминов В. MrDesign. Сборник статей о дизайне и графике) Равновесие Соразмерность Единство Принципы визуального восприятия произведений ( Даглдиян К. Т.; Поливода Б. А. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре) Принцип ограничения/отбора (ограничение количества элементов, чтобы не перезагружать глаз и мозг зрителя) Принцип контраста (ввод элементов с контрастными характеристиками для создания напряжения, драматизма) Принцип акцента (привлечение внимания к объекту через его противопоставление общему состоянию, через его протестность ) Принцип доминанты (привлечение внимания к объекту через его весомость, довлеющие характеристики) Принцип визуального ритма (создание условий для перемещений взгляда через размеренное повторение или последовательное изменение) Принцип визуального композиционного баланса (распределение и уравновешивание визуального интереса каждого объекта в среде) Принцип гармонии (создание ощущения упорядоченности, созвучности через установление гармоничных соотношений между свойствами объектов) Принцип общего единства (создание состояния завершенности, тотальности, цельности, появление собственных закономерностей целого, когда оно больше суммы частей)
Последний слайд презентации: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Сибирский: Пример задания на варианты выбора средств и их угадывание
Задать группе собрать композицию по вертушке ( авторская студенческая разработка ), например, они выберут светотень, тождество, закономерность выравнивания, закон направления движения. Дать другой группе получившуюся композицию на анализ используемых средств. Во-первых, результат мог получиться разным, во-вторых, они вполне могут назвать взаимозаменяемый набор: тон, метр или перспектива, ритм…