Первый слайд презентации: Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Слайд 2
Целеполагание В чем суть проблемы? Подмена цели средствами урока Формальный подход при постановке целей Завышение цели.
Слайд 3
На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Слайд 4: Что же такое целеполагание ?
Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.
Слайд 5
ФГОС предусматривают обязательное использование в учебной деятельности такого метапредметного вида как целеполагание.
Слайд 6: Целеполагание направлено
на изменение сознания обучающегося; на изменение подхода к организации учебной деятельности; на включение личности ребёнка в планирование учёбы, осознание своих результатов; на превращение учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.
Слайд 7
Определение цели учебного занятия – это ключевой и один из самых сложных моментов в процессе подготовки педагога к его проведению. В содержании целей занятия должны быть сформулированы теоретические обобщения, понятия и мировоззренческие идеи, обозначены интеллектуальные и практические умения и способы деятельности, которыми учащиеся должны овладеть.
Слайд 8: Общедидактические требования, предъявляемые к целям
диагностируемая; конкретная; понятная; осознанная; описывающая желаемый результат; реальная; побудительная.
Слайд 9
Д ля правильного формулирования и проверки обоснованности целей применяется метод SMART. Specific Measurable Achievable Result oriented Time b ased S M A R T
Слайд 10: Метод SMART
цель должна быть понятной; цель должна быть измеримой; цель должна быть приурочена к определенным срокам; цель должна быть ориентированной на конкретные результаты. ( smart англ. – умный)
Слайд 11
S M A R T Specific Achievable Measurable Result oriented Time b ased Чёткая и строго определённая. Цель должна быть недвусмысленная и однозначная, сформулированная таким образом, чтобы её нельзя было понять неправильно и интерпретировать по-своему. Измеримая. Иметь количественные и качественные критерии, достигнув которые, можно быть уверенным в достижении цели. Достижимая. Цель должна быть достижимой с учётом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагает ученик. Ориентированная на результат. Исполнитель должен понимать, чего он достигнет, а не чем будет заниматься. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать потребностям обучающихся. Определена по срокам. Достижение цели должно происходить в чётко указанный период времени.
Слайд 12
Целеполагание в обучении - это установление обучающимися и педагогом целей и задач обучения на определённых его этапах.
Слайд 13: Целеполагание
необходимо для проектирования образовательных действий учащихся; связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения ( уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями педагога).
Слайд 14
Изучить материал учебника. Усвоить основные понятия и темы. Подготовить доклад по одной из предложенных проблем. Качественно подготовиться к контрольной работе, зачету • Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме. Научиться объяснять изучаемые в теме явления. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы. Научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами. Проявить и развить свои способности (назвать их). Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты. • Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы. Научиться решать биологические задачи и проблемы по теме. В данном случае ученики не формулируют цели, а составляют свой список целей из предложенного учителем набора.
Слайд 15: Цели урока
Включают овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками. Обучающие - объяснить, - установить связи, - дать определение, - проиллюстрировать, - доказать, - перечислить, - выполнить, - систематизировать...
Слайд 16: Цели урока
Способствуют воспитанию положительного отношения к процессу учения; формированию взглядов, убеждений, положительных качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Воспитывающие - вызвать интерес; - пробудить любознательность; - пробудить интерес к самостоятельному решению задач ; - побудить учащихся к активности; - выразить свое отношение; - прививать, укреплять... навыки.
Слайд 17: Цели урока
Способствуют формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, становлению и развитию личности. Развивающие - учить сравнивать; - учить выделять главное; - учить строить аналоги; - содействовать развитию; - создавать условия; - содействовать формированию; - развивать мелкую моторику рук; - развивать умение ориентироваться на местности...
Слайд 18: Диагностика учебных целей
При заполнении таблицы ученики определяют свою деятельность и формулируют цель, которая уточняется учителем. Я знаю Хочу узнать
Слайд 19: Диагностика учебных целей
Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. Набор предлагаемых целей зависит от: позиции учителя; направленности образовательной программы; изучаемого предмета; конкретных условий обучения. изучить материал учебника; усвоить основные понятия темы; подготовить доклад по проблеме…; углублённо рассмотреть вопросы…; научиться работать с приборами; научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения в ходе изучения темы; научиться решать задачи по теме…; свой вариант цели.
Слайд 20
Условия эффективности организации целеполагания 1 Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности. Использование педагогом многообразных приёмов, обеспечивающих процесс целеполагания у обучающихся в различных видах деятельности. 2 Осознание учащимися того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в любом виде деятельности. 3 Постановка цели в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. 4 Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности. 5 Осуществление учащимися контроля своих достижений. 6
Слайд 21
Параметры эффективности деятельности обучающихся по осуществлению целеполагания 1 П остепенное повышение доли самостоятельности ученика в постановке целей. Изменение основы целеполагания – от эмоциональной к осмыслению социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы. 2 Расширение границ планируемого – от осознания близких целей до ясного представления отдалённого будущего. 3 Р азвитие у ребёнка рефлексивных способностей, позволяющих выработать свои внутренние механизмы самоуправления учением. 4 И зменение формы фиксации целеполагающей деятельности у учащихся - от таблицы, предложенной учителем, до ведения тетрадей самоконтроля. 5
Слайд 22: Приемы
«Яркое пятно» «Разрешение парадоксов» (противоречий) «Помощники» «Тема в виде проблемного вопроса» «Отгадай ребус, загадку, шараду» «Проблемная ситуация» «Подводящий диалог» «Работа над понятием» «Группировка»
Слайд 23: Яркое пятно"
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте.
Слайд 24: 1. В таблице представлены химические формулы. Изучите их внимательно. 2.Какие из представленных формул отличаются от остальных? 3. В чем выражается это отличие. 4. Объединив их в группу, попробуйте дать ей название и сформулируйте цель урока
Na₂O С aH ₂ NaOH H ₂SO₄ KCl H₂O Cu ₂O CaO AlBr₃ HNO₃ OF ₂ K ₂O₂ Ca(OH)₂ Al₂O₃ P₂O₅
Слайд 25: Яркое пятно» (сообщение исторических событий)
В истории армии отмечено немало случаев диверсий, совершаемых противником. Однако описываемый случай является особым… Проверка ревизорами склада, где хранились пуговицы для мундиров солдат французской армии, выявила исчезновение всего запаса пуговиц. Между тем склад был опечатан и тщательно охранялся. Что могло произойти, если учесть, что пуговицы были оловянные, а склад не отапливался.
Слайд 27: Проблемный вопрос
В начале XX века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхта. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво-сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта пошла быстро ко дну. В чем причина крушения яхты?
Слайд 28: Проблемный вопрос
Какую яхту лучше выбрать для кругосветного путешествия: «Серебряная птица»- вся из алюминия с сияющими медными заклепками «Огнедышащий дракон» - вся из меди, с новенькими алюминиевыми заклепками ?
Слайд 29: Разрешение противоречий
масса каждого протона и нейтрона равна 1, в периодической системе Д.И.Менделеева все относительные атомные массы – дробные числа.
Слайд 30: Работа над понятием
Тема урока «Галогены. Общая характеристика» от греч. ἁλός — «соль» и γένος — «рождение, происхождение»;
Слайд 31
ФГОС Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн ).