Первый слайд презентации: ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА ОТДЕЛ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ответственные: Косенко Н.В., заведующий отделом ППСР, Емцева И.Ю., методист отдела ППСР, Жуковская Т.П., педагог-психолог ГКДОУ № 54 Потапова О.В., педагог-психолог ГКДОУ № 119 ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЫЙ ПОДХОД. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМИНАР 2025г.
Слайд 2
К детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ ), согласно нормативно-правовым документам Российской Федерации, статьи 2 «Закона об образовании» Донецкой Народной Республики и «Концепции развития инклюзивного образования», относятся «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого - медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Слайд 3
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с РАС, с нарушением поведенческой сферы и другие, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации (решение ВКК, МСЭК). Понятия «инвалид» и «обучающийся с ОВЗ» не являются тождественными. Обучающийся с ОВЗ может не иметь статуса «инвалид», при этом ему необходимы специальные условия для получения образования.
Слайд 4
«Ребёнок-инвалид» — это гражданин в возрасте до 18 лет, имеющий значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка. К основным ограничениям относятся способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению. Статус «ребёнок-инвалид» устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). На основании выписки ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с указанием исполнителей и сроков исполнения.
Слайд 5
Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) – дети, испытывающие постоянные или временные трудности в получении образования соответствующего уровня вследствие: нарушений развития; поведенческих и эмоциональных проблем; средовых факторов (социальных, психологических, лингвистических, культурных). К ним относятся: дети с ограниченными возможностями (ОВЗ); дети инвалиды; дети – сироты; дети родителей, лишенных родительских прав; дети беженцев и вынужденных переселенцев; дети жертвы насилия; дети, пострадавшие от стихийных бедствий, военных конфликтов; одаренные дети; дети с поведенческими проблемами; дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями и др.
Слайд 7
А теперь можете прочитать то, о чём говорилось в стихотворении. Тыква-чудо — в два обхвата, Витаминами богата. Как разрежешь, посмотри: Есть ли семечки внутри?
Слайд 8: Для того чтобы построить плодотворное взаимодействие с детьми с ООП необходимо:
ПРИНЯТЬ ребенка таким, какой он есть ПОНЯТЬ в чем заключается возможная причина того или иного проявления особенности ребенка РАСКРЫТЬ в воспитаннике его сильную сторону
Слайд 9: ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпимость) — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.)
Слайд 10: Каким образом мы можем ПОНЯТЬ в чем заключается возможная причина того или иного проявления особенности ребенка
1. Прежде всего, педагог должен владеть знаниями педагогики и основ психологии, то есть беспрерывно заниматься самообразованием. 2. Необходимо наладить сотрудничество с семьей. Постараться создать доверительные отношения между родителями ребенка и педагогом, для того чтобы выяснить и понять причину возникновения присутствующих проблем ребенка и постараться их решить.
Слайд 11: Упражнение « Ситуации»
Ситуация 1. У одного из Ваших детей в группе присутствуют особенности поведения, как Вы скажите об этом родителям. Ситуация 2. На Ваш взгляд, один из воспитанников группы нуждается в специализированной помощи логопеда, каким образом вы сообщите об этом родителям.
Слайд 12: Действия педагога при наличии у ребенка ООП
1. Если педагог заметил наличие проблемы в развитии или воспитании ребенка необходимо обязательно оповестить его родителей, при этом педагог должен быть настроен доброжелательно. Разговор с родителями нужно проводить без присутствия посторонних и при отсутствии ребенка. Взрослые должны понимать, что любая проблема имеет причину ее появления, которую нужно выяснить и воздействовать на ее устранение. Педагог должен, прежде всего, настроить себя, а затем родителя на то, что ребенку необходима помощь. Для оказания плодотворной помощи ребенку необходимо объединить усилия дошкольного учреждения, родителей и при необходимости других специалистов.
Слайд 13
1. Нестабильная психоэмоциональная обстановка в семье. Семейные ссоры и конфликты. Сцены физического насилия. Даже разговор на повышенных тонах ребенок может воспринять как угрозу своей жизни или физической целостности, при этом не удовлетворяется его базовая потребность – в безопасности. В результате чего ребенок находится в состоянии хронической тревоги. Результатом этого могут быть нарушения в развитии речи, энурез, плаксивость, раздражительность, замкнутость, частые простуды, заболевания дыхательной системы, боли в области живота или другие необъяснимые боли, нарушения в пищеварении и т.д.
Слайд 14
2. Физическое насилие над ребенком. Помимо страха за свою жизнь и за свою физическую безопасность, ребенок испытывает, в данном случае, бессилие и унижение. Страдает самооценка ребенка, что чревато впоследствии неумением адекватно себя воспринимать, строить полноценные контакты с окружающими, чувствовать и защищать свои психологические границы. Появляется агрессивность по отношению к окружающим, а так как агрессию выражать страшно (могут побить еще сильнее), то она «оседает», фиксируется на внутренних органах ребенка в виде различных заболеваний. И проявляется это в виде частых простуд, бронхитов, астмы, хронических заболеваний внутренних органов – почки, желудочно-кишечный тракт, заболеваний дыхательной системы и т.п.
Слайд 15
3. Эмоциональная заброшенность ребенка. Игнорирование потребности ребенка в контакте, во внимании со стороны родителей, в положительных эмоциях, в положительном подкреплении. У ребенка может быть много одежды, игрушек, но он играет с этими игрушками один – мама и папа с ним не играют, не разговаривают или делают это очень редко,. Соответственно, ребенок может решить, что это он «плохой и никому не нужный», и у него может появиться некоторая бессознательная программа самоуничтожения в виде длительного хронического заболевания, которое вылечить медикаментозно не получается.
Слайд 16
4. Неадекватное возрасту распределение ответственности между взрослым и ребенком. В данном случае могут наблюдаться две крайности. Первая : взрослый пытается за ребенка сделать все сам, при этом блокируется естественное стремление ребенка к саморазвитию, и ограничения могут спровоцировать увеличение агрессивности, тревожности, чувство незащищенности и бессилия. Проявляться в виде заболеваний (часто страдает желудочно-кишечный тракт) перед важными мероприятиями, новыми знакомствами, выступлениями на праздниках и т.д., впоследствии переходящих в хроническую форму. Во взрослом возрасте (иногда начиная с подросткового) такой стиль воспитания может спровоцировать возникновение зависимостей (алкоголь, наркотики, игромания, курение). И вторая крайность: ребенку отдается слишком много ответственности, которую он не способен вынести в силу своего возраста. Если требования слишком высоки и недосягаемы для него в силу возраста, то он находится в постоянном напряжении и тревоге, а это обычно приводит к различным заболеваниям. Частые простуды, заболевания желудочно-кишечного тракта, а также опорно-двигательной системы могут быть следствием такой перегрузки.
Слайд 17
5. Утрата близких людей: болезнь или смерть родителей или кого-то из любимых близких или развод родителей. Дети переживают такие события по – разному, кто-то бурно выражает свои эмоции, другие впадают в оцепенение. А бывает, что ребенок внешне выглядит спокойным, продолжает жить, как будто ничего не произошло. Важно в такой ситуации не оставлять ребенка без внимания, в одиночестве. Не обязательно подробно обсуждать с ним то, что произошло, но он должен чувствовать заботу и поддержку взрослых, а также получать честные ответы на свои вопросы. Конечно, способ объяснения и подбираемые слова также должны соответствовать возрасту ребенка.
Слайд 18
6. Копирование поведения взрослых. Дети склонны к подражанию, особенно маленькие. Они неосознанно копируют стратегии поведения взрослых, и, если в семье есть человек, который постоянно болеет, и из-за этого окружен большей заботой и вниманием, и может с помощью своей болезни манипулировать членами семьи, то ребенок может «понять», что болеть выгодно и принять этот способ взаимодействия с окружающими.
Слайд 24: Итак, еще одно условие, способствующее плодотворному взаимодействию с ребенком, независимо от наличия особенных потребностей, необходимо:
РАСКРЫТЬ в воспитаннике его сильную сторону и постоянно развивать ее, тем самым способствуя личностному росту ребенка, его самореализации.
Слайд 25: Таким образом, для эффективного взаимодействия воспитателя с детьми, имеющими особые образовательные потребности необходимо:
• принять ребенка таким, какой он есть, показывая пример толерантного отношения окружающим ребенка детям и взрослым; понять в чем заключается возможная причина того или иного проявления особенности ребенка, а для этого необходимо тесно сотрудничать с семьей малыша; раскрыть в воспитаннике его сильную сторону и развивать ее, тем самым способствуя самореализации ребенка и утверждению его в группе сверстников; указывать на успех ребенка, ведь каждому из нас приятно, когда обращают внимание на наши положительные качества, поступки, сразу хочется сделать что – то, чтобы быть еще лучше; обязательно нужно подбадривать ребенка в случае неудач сказать, что следующий раз ты постараешься, и у тебя обязательно получится гораздо лучше; при возникновении отрицательных поведенческих проявлений у воспитанника, указывать именно на это поведение, а не критиковать самого ребенка; обязательно сотрудничать с семьей воспитанников, и консультировать родителей в вопросах воспитания и развития детей; помнить о том, что объединившись с семьей воспитывающей ребенка требующего особенного внимания, выработав совместно единую стратегию помощи малышу, мы достигнем существенных результатов.
Последний слайд презентации: ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОГО
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. В. А. Сухомлинский