Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ДОРОМАНСКИЙ ПЕРИОД. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V – Х ВЕКА. Часть первая: V - VIII ВЕКОВ. Эпоха варваров. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ КУРСЫ. Иконописное отделение СПб ДА
Преподаватель - доцент И.О, СПб ДА, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Нина Михайловна ТУРЦОВА
Слайд 2
ДОРОМАНСКИЙ ПЕРИОД ДЕЛЕТСЯ НА ДВЕ ЭПОХИ Эпоха варваров (или Меровингов) - V - VIII вв. 2. Эпоха Каролингов - VIII – Х вв.
Слайд 4
После 476 года германские народы образуют на территории западной части бывш. Римской империи ряд самостоятельных, по большей части недолговечных и сменяющих одно другое госу-дарств. В Галлии и прилегающих частях северной Германии обосно-вываются франки, на севере Испании вестготы, в Северной Ита- лии ост-готы, вытесняемые затем лангобардами, в Англии англо-саксы. Все эти варвары, как и ассимилирующееся с ними коренное население — на северо-западе это были преимущественно кельты.
Слайд 7
ИЗМЕНЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ В ЭПОХУ ВАРВАРОВ (Меровингов) на примере Французской архитектуры 1/ Алтарная часть расширяется, т.к. трансепт стали отодвигать от апсиды, придавая плану здания форму так наз. Латин. креста (ил.2). (Позднее она получила название хора). 2/ В восточной части здания, под алтарной апсидой, где обычно находилось захоронение святого или св.мученика - обязательно сооружается крипта. 3/ Иногда вост. часть увеличивается за счет появления 2х боковых апсид, завершающих боковые нефы. 4/ Как правило, атриум исчезает. Но в западной части теперь имеется нартекс. 5/ Исчезают отдельно стоящие колокольни, башни сливаются со зданием храма, их помещают на пересечении нефа и трансепта, на концах трансепта, по сторонам апсиды, а иногда на фасаде
Слайд 9: Франция. АРХИТЕКТУРА Дороманской эпохи
Собор и баптистерий собора в Фрежюсе. V в. Прованс. Франция
Слайд 10: ИТАЛИЯ ДОРОМАНСКОЙ ЭПОХИ. Базилика Сант- Аполлинаре - Нуово в г. Равенна. Начало VI в
Слайд 11
Каменное строительство Италии. Оно связано с именем предводителя остготов Теодориха (умер ок. 526 г.) из знатного рода Амалов. После распада гуннского союза остготы поначалу посе - лились в дунайских областях на положении федератов Византийской империи. В 488 г. Теодорих, с согласия Константинополя организовал поход на Италию, но решающей победы он не достиг. В 493 г. он заключил с Одоакром договор о раз- деле Италии. Но вскоре на пиру У Теодориха Одоакр был убит и вся Италия пе - решла под власть остготов. В состав их королевства входила не только Италия, но и области по Дунаю (часть современной Швейцарии, Австрии и Венгрии (Пан- нонии ). Столицей со времени Одоакра был г. Равенна.
Слайд 12
Дворец короля Теодориха. Мозаика ц. Сант- Апполинаре Нуово. Равенна. Начало VI в.
Слайд 14
ШЕСТВИЕ СВЯТЫХ ЖЕН. Мозаика. VI в. Б азилика Сант- Апполинаре Нуово. Италия. Г. Равенна. ШЕСТВИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ.
Слайд 16
Мавзолей Теодориха (526-530 гг.) Он не имеет здесь аналогий в Византии и Италии, ни по плану, ни по использованным мате- риалам. Ни по строительным приемам. Это не надгробная церковь, наподобие дворцовой капеллы Галлы Плацидии. Но монументальное соружение. Его облик навеян мавзолеями ри - мских императоров. Мавзолей Теодориха - это здание центрического плана, состоящее из двух, поставленных друг на друга десятигранных объемов. Диаметр верхнего из них немного меньше нижнего. Грани обоих этажей украшены нишами – более глубокими арочными внизу и едва намечен- ными с плоским антаблементом в верхнем ярусе. Вместо кирпича, традиционного материала для построек Равенны, использованы каменные квадры. Подобно тому как строили римляне. О влиянии последних говорит и купольная фо - рма перекрытия. Но это сходство лишь внешнее. Римские купола складывались из каменных блоков по ароч - ной схеме, а перекрытие мавзолея остготского правителя явл-ся цельной глыбой, выдолблен- ной в форме полусферы. Эта монолитная крыша диаметром 14,5 м. и весом 470 тонн.
Слайд 18: ЖЕЛЕЗНАЯ КОРОНА ЛАНГОБАРДОВ». (корона королевы Теодолинды ). VI – VII вв. Италия. Сокровищница собора г. Монцы
Слайд 19: Капелла железной короны Теодолинды в соборе г. Монцы,воздвигнута Лукой Бельтрами в 1895-96 гг. Сцены из жизни королевы
Слайд 20: Оклад Евангелия Теодолинды и блюдо с фигурками курицы и цыплят. Дары папы Григория королеве. VI век. Италия. Монца. Собор
Слайд 21: ВОТИВНЫЕ КОРОНЫ ВЕСТГОТСКИХ КОРОЛЕЙ. VII век. И вотивная корона короля Рецезвинта ( Реккесвинта ) (правил в 649—672)). Испания. Клад в Гварразаре, близ г. Толедо
Слайд 22: КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА. V – VIII веков
Основные литургические книги: Лекционарии – книги, содержащие выдержки из Евангелий, расположенные в соответствие с церковным календарем. Сакраментарии – книги, содержащие тексты, читаемые во время мессы ( основной литургической службы во многих формах западного христианства. ). Позднее вытеснены миссалами. БИБЛИЯ - в стадии формирования:. Два основных её перевода: Итала – название перевода II века, созданного в Северной Африке. Вульгата – перевод св. Иеронима в IV в., признанный каноническим. C ветские книги – хроники, законодательного характера, грамматики
Слайд 23: Стилистическая неоднородность книжной миниатюры. Италия и Испания – верность раннехристианской и ранне - византийской традициям: книги богато иллюминированы, но илл. сосредоточены только на заглавных листах, а не по всей книге. Пример – так называемое Кембриджское Евангелие
Каждое из четырех Евангелий предварял образ св. евангелиста, сидящего на престоле. Сохранилось только изображение св. Луки. Над ним – его символ телец. По сторонам от св. Луки, между колоннами по три сцены из Евангелия. На обороте миниатюра с 12 сценами. Т.о. всего в книге было 72 изображения.
Слайд 24: Кембриджское Евангелие. VI век. Италия
Ев. Лука с шестью сценами и символом. На обороте - Страстной цикл (12 сцен).
Слайд 26
Таблица Канонов. Евангелие VI века. Италия. В книгах варварской Италии, п омимо, образов евангелистов, священных сюжетов, изображались также таблицы канонов. Это таблицы-указатели параллельных мест в четырех Евангелиях. Составлены в 4 в. св. Евсевием Памфилом из Кесарии
Слайд 27
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА На миниатюру Северо-западной Европы большое влияние оказала традиция Англо-Ирландской школы рукописей, сложившейся в ок. 700 г. в Западной Англии, в Нортумбрии. Ирландские миссионеры сыграли большую роль в распространении христианства в Европе, создав целую сеть монастырей (вплоть до Италии), где активно рабо -тали скриптории.
Слайд 28
Особенности: Антропоморная миниатюра в Англо-Ирландской традиции отсутствовала, если точнее - сильно стилизована. Огромный инициал начальной страницы, в половину ее высоты и более. Разнообразие орнаментов: а/ «Спирально-трубчатый»; б/ «лестничный»; в/ «шахматный» г/ и особенно часто «зверино-ленточный»; «точечный»
Слайд 29: Книга из Дурроу ( Дарроу ) - манускрипт, созданный в VII веке. Место создания точно не установлено, возможно книга была создана в Нортумбрии
Слайд 30
Антропоморфная миниатюра в Англо-Ирландской традиции отсутствовала или подвергалась сильной стилизации. ПРИМЕР: Св. ев. Матфей) в книге из Дурроу «шахматный» и «ленточный» (на полях); орнаменты
Слайд 31: Евангелие Из Эхтернаха. Ок. 690 г
Символ св. ев. Марка ( лестничный орнамент фона) И образ евангелиста инициал (ленточный на полях)
Слайд 32: Келлская книга. Четвероевангелие. Ирландские (кельтские) монахи. Ок. 800 года
Слайд 33: Келлская книга. Ок. 800 г
Символы евангелистов Евангелие от Иоанна. 1я страница
Слайд 34: Келлская книга. Ирландия. Ок. 800 года. Инициал
Заставка. Книга из Линдисфарнского монастыря. X в. Англия
Слайд 35: КОРОНА ПЕТРИ (фрагмент)
ПРИМЕР «спирально-трубчатого орнамента» на короне Петри. Корона н азвана в честь ее бывшего владельца, ирландского антиквара и археолога Джорджа Петри (1790-1866).
Слайд 36
Миниатюра франков Крест. Миниатюра из книги: Гелазианский сакраментарий. Середина VIII в.
Слайд 37
Миниатюра франков Священник (монах ?) с кадильницей. Распятие. Рукопись: Геллонский сакраментарий. 790- 791 годы. Создан в скриптории аббатства Сен-Гильом
Слайд 38
, Примитивизм в изображениях человека (как и в миниатюре Северо-Запада Европы). Исчезает статуарная скульптура. ПРИЧИНЫ : Боязнь идолопоклонства. Антропоморфные (реалистичные) формы искусства чужды варварам. ПЛАСТИКА ВАРВАРОВ РЕЛЬЕФ – широко распространение.
Слайд 39
ДРЕВНИЕ КЕЛЬТЫ Мужская голова. Кельты Камберленд. I век н.э. Мужская голова. Кельты. I век н.э.Глостер. 20 см
Слайд 40
ФРАНЦИЯ. Крипта Сен-Поль. Жуарре. Саркофаг аббатиссы Теодехильды. VII век. Мотив раковины – напоминание о средиземноморском искусстве.
Слайд 41
ФРАНЦИЯ. К рипта Сен-Поль. Жуарре. СТРАШНЫЙ СУД. Барельеф. Саркофаг парижского епископа Аджильберта. VII век. Отзвуки классики.
Слайд 42
ФРАНЦИЯ. К рипта Сен-Поль в Жуарре. СПАСИТЕЛЬ и тетраморф. Барельеф. Саркофаг парижского епископа Аджильберта. Боковая стена. VII век.
Слайд 43
ИТАЛИЯ. Рельефы Ратхиса. VIII в. По заказу герцога лангобардов Ратхиса для алтаря ц. Сан Мартино в г. Чавидале. Поклонение волхвов. Спаситель во славе.
Слайд 45
СЕВЕР ЕВРОПЫ. СМЕШЕНИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ЧЕРТ В ИСКУССТВЕ. Стелла из Нидердоллендорфа. Воин. На обороте Преображение. (Видимо надгробие). VII век. РЕЛЬЕФ. Рейнская область Правой рукой воин расчесывает волосы – символ приобще - ния к жизненным силам. Змеи – символы зла и тьмы. Одна змея кусает воина в правое плечо и левую руку. Другая змея хватает эфес меча У ног воина фляга – ритуальный предмет.
Слайд 46
Стела из Хорнхаузена. Около 700 года. Рейнская область. Под ногами воина – змеи, свернувшиеся клубками.
Слайд 47
Основная литература Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб., 2000. (есть. в интернете) АДРЕС: https://vk.com/doc357720567_437813670?hash=A4cwU11CGz927fHUwP91wgJ5d9ZD3sQZbBk0ELUq4Vg&dl=ZTpxaL7VlyAnyQmLWExl7qYNHNdVhgaH5zMsfzXnVhc 2. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л.-М.: Искусство, 1964. — 390 с. 3. Нессельштраус Ц. Г., Банк А. В., Гущин А. С. и др. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 380 с. 4. Маль, Эмиль. искусство XIII века во Франции / Эмиль Маль ; [пер. с фр. Анны Пожидаевой и Дильшат Харман под ред. Натальи Веденеевой и др.]. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. (есть в интернете) : Литература
Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ДОРОМАНСКИЙ ПЕРИОД. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ V
Дополнительная литература (первоисточники): 1. Иаков Ворагинский Якоб. Золотая легенда. Jacobus a Voragine. Legenda Aurea / Пер. с лат. В 2 т. – М.: Изд-во Францисканцев, 2022. 2. Каулибус И. де Размышления о жизни Христа / Иоанн де Каулибус (Псевдо- Бо - навентура ) ; [пер. с лат. Т. Бородай]. - Москва : Институт философии, тео - логии и истории св. Фомы, 2011. - 311 с., [8] л. цв. ил. ; 22 см.. - Справочная литература: 1. Власов, Виктор Георгиевич. Новый энциклопедический словарь изобразитель- ного искусства: [в 10 т.] / Виктор Власов. - СПб. : Азбука-классика, 2004- 2010. 2. Католическая энциклопедия. В 5 томах. М.: Издательство Францисканцев, 2002-2013. Есть в Библиотеке СПб ДА. 3.Железная корона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.