Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. СКУЛЬПТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Вторая половина XII – XV ВВ. ВТОРОЙ КУРС. Иконописное отделение СПб ДА
Преподаватель кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Нина Михайловна ТУРЦОВА
Слайд 2
СКУЛЬПТУРА. Введение Основным видом изо иск- ва готики является скульп тура. По-добно позднероманской пластике, готическая также развивается в теснейшей связи с архитектурой. В качестве глав ных черт, характеризующих готическую скуль-птуру, могут быть названы два момента. 1/ И нтерес к реальным явлениям. Религиозная тема тика е с-тественно, доминирует, как и прежде, но ее образы меняются. По-рой они наде ляются чертами глубокой человечности. Одновремен -но усиливается роль такого светского жанра в искусстве как
Слайд 3
портрет, часто встречаются изображения знаков зодиака. 2/ Р азвитие статуарного иск- ва. Готика обращается к барельефу, но определяющим видом является круглая скульптура. Хотя Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма, с кульптура распространяется по всему фасаду. Внутри готических со-боров скульптура украшает стены круговых обходов хора (« деамбулатории »). Первые памятники скульптуры чисто готического стиля приходятся лишь на начало 13 столетия. Затем развитие совершается в необычайно быст-рых темпах, и готическая скульптура на протяжении этого столетия не толь-ко достигает полноты расцвета, но в некоторых отношениях и высшей
Слайд 4
своей ступени. Готическая скульптура развивается в теснейшей связи со строительством боль ших соборов. Хотя поначалу отстает от уровня зодчества. Храмовые комплексы скульптур и в отношении выбора сюжетов, и их распределе ния подчинены строгим правилам, установленным Церковью. Начало готического периода является временем, когда идеи богословия и представления о мире, вырабатывавшиеся в недрах Церкви в течение ряда столетий, получили свое завершение и были сведены в стройную систе му. Центральный портал главного (западного) фасада обычно посвящается Христу (реже Мадонне). Боковые порталы : правый, как правило, Мадонне, левый (ил.5) - чтимому местному святому. Их фигуры помеща ются на столбе, разделяющем двери портала на две половины и поддерживающем архитрав. По сторонам, на откосах стен портала, располагаются монументальные фигу- ры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов (ил. 6). .
Слайд 6
Собор Нотр дам де Пари. СКУЛЬПТУРА западного портала, ок.1230 г. Париж. Франция
Слайд 8
Поле тимпана заполняется ба рельефом. Если портал посвящен Христу, здесь изображается Страшный суд (ил.7) в сложившейся к этому времени иконографической редакции: вверху сидящий и ука-зывающий на свои раны Христос; по сторонам Мадонна и еванге -лист Иоанн (в некоторых местностях заменяется Иоанном Крестителем) ; вокруг ангелы с орудиями страданий Христа и апостолы; под ними — ангел, взвешивающий души; слева от зрителя — праведни-ки, вступающие в рай; справа — демоны, завладевающие грешника-ми, и сцена мучения последних в аду; еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. На архивольтах, охватывающих тим -паны, располагаются многочисленные рельефные фигуры, так или иначе идейно связанные с основной темой портала: персонажи Ве-тхого Завета, мудрые и неразумные девы и т. п.
Слайд 9
. То есть собор представляет собой образ ирреального и реального мира. Время находит здесь свое отражение в изображениях месяцев года, предст ав- ляемых двояко, либо в виде идущих от античности знаков зодиака (ил.10),Они либо в сценах, изобра жающих наиболее характерные явления данного меся- ца. Изображения работ являются также выражением идеи труда, заповедан- ного религией как одно из оправданий человека. Популярны аллегории науки и искусств. Ч асты были и аллегорические фигуры Церкви и Синагоги (ил.11), как правило, взаим но противопоставляемые. Не менее часты - образы поро -ков (ил.12) и разной нечисти (химеры, гаргулии, демоны и пр.) (ил.13). Из изображений, где символическая сторона отсутствует или отступает на второй план, назовем распространенные на фасадах и боковых сторонах здания фигуры королей, изображения представителей ремесленных цехов, а также много численных атлантов, поддерживающих карнизы и кронштейны (ил.14,15).
Слайд 10
Знаки зодиака или аллегории месяцев. Собор в г. Амьене. Франция, 1225-1351 гг.
Слайд 16
Долгое время в Средние века не было трактатов по декоративно-прикладному и изобразительному искусству. Первый, причем универ-сальный, своего рода энциклопедия, - «Записка о разных искусствах» появился лишь в конце Романской эпохи и распространился в Европе в Готический период. Его автор известен под именем «Теофил», «пресвитер Теофил» и т.п., видимо, был бенедиктинским монахом. Трактат Теофила представляет собой подробный обзор техник средневековых ремёсел. Его п ервая часть посвящена живописи — вер-нее, изготовлению и употреблению чернил и различных красок (для книг, стенописей и пр.). Но самое интересное – методов использова -
Слайд 17
ния масляных красок. Открытие этого трактата опровергло мнение художника 16 в. Джорджо Вазари о том, что создателем техники масляной живописи был нидерландец Ян ван Эйк, живший в начале XV в. Вторая часть трактата посвящена стеклодувному делу, технике росписи стекла и создания витражей. Третья часть связана с различными видами обработки металлов и ювелирных работ, кроме того содержит начальное руководство по созданию музыкаль-ных органов и «колокольчиков». Колокола, отлитые по этой инструкции, назы-ваются колоколами Теофила. Кроме практической стороны трактата, несомненный интерес представ- ляет его теоретическая часть. Мастерство художника воспринималось Теофи -лом как дар Божий. Все 7 благ излитые Святым Духом на человека: мудрость, разумение, восприимчивость к советам, душевная крепость, знание, благочес
Слайд 18
тие, богобоязнь – он относит к художнику. Считая искусство и прояв-лением божественной благодати и единственно возможным для худо- жника путем познания Бога. Несомненно, что и сложные программы декора соборов тоже создавались по заранее разработанным программам, но, если от 15 в. до нашего времени таковые сохранились, то от начала 12 в. до нас дошел только трактат аббата Сугерия (1081-1151 гг.), друга детства французского короля Людовика VI, содержащий планы обновления обители и символике декора аббатства Сен-Дени. В основе планов Сугерия были принципы религиозной эстетики легендарного основателя обители, отождествлявшегося с Псевдо-Ди- онисием Ареопагитом. Его трактат «О небесной иерархии», переведе-нный с греческого на латынь Иоанном Скотом Эриугеной, получил
Слайд 19
религиозных кругах средневекового Запада. Иными словами, из всего того, что написано в Средние века ко- нкретной творческой деятельности уделено мало внимания. Другие храмовые программы приходится разгадывать. Примеры из книги Э. Маля. Так, с обор г. Амьена признан мессианским, пророческим собором. Про-роки на его фасадах, выставленные, подобно часовым, перед контрфорсами, смотрят в бу-дущее. Все в этой программе говорит о близком пришествии Спасителя. Собор Парижс -кой Богоматери — церковь Девы Марии. Из его шести порталов четыре посвящены именно Ей. Ее изображение находится в центре двух из больших витраж- ных роз: в одной ее окружают святые Ветхого Завета, в другой — персонификации месяцев с их трудами и аллегории Добродетелей. Она царит в центре Вселенной. Собор г. Лан — собор ученых. Нау-ка в его программе занимает главное место. В скульптуре фасада и в витраже розы изображены свободные ис-кусства под предводительством Философии. В его программе Писание предстает в наиболее таинственном облике: здесь истины Нового Завета скрыты под ветхозаветными прообразами. Собор г. Реймс - собор французского народа. Другие соборы — католические, то есть вселенские, лишь он один — французский. В витражах нефа представлена история крещения Хлодвига и т.п..
Слайд 20
СКУЛЬПТУРА ФРАНЦИИ Как и везде, готическая скульптура Франции развивается в тес- нейшей связи со строительством боль ших соборов. Особенно важны в этом отношении соборы в Шартре, Амьене и Реймсе, каждый из ко- торых насчитывает до 2000 скульптурных (иногда более) произве-дений. Р анняя готическая скульптура тесно связана с романским стилем – от него в них сохранились строгая фронталь ность постановки, удлиненные пропорции, полная подчиненность форм монолит ности каменного блока и симметричность, известная напряженность позы Новым является интерес к психологической выразительности изобра-женных лиц, реалистичность форм. Дальнейшую ступень в развитии предста-в ляет великолепная группа 3х святых: св. Мартина, св. Иеронима и св. Григо -
Слайд 21
рия на портале трансепта собора в Шартре (ил. 22 ). Эти фигуры отлича-ются простыми очертаниями, но для них характерны менее удлиненные про-порции, большая устойчивость поз и более сильная моделировка, сообща- ющая больше достоверности. Постепенно фигуры трактуются более свободно. Некоторое отклонение от строгой фронтальности, легкий сгиб в коленях и перемещение тяжести тела на одну ногу сообщают фигурам большую непринужденность. Приемы эти получили дальнейшее развитие на порталах западного фасада собора г. Амьена. Пример - три группы на правом боковом портале: «Благовещенье», «Встреча Марии и Елизаветы» и «Принесение во храм» и фигура Христа среднего западного портала все того же Амьенского собора ( ил. 23 ). Дальнейшая эволюция направлена в сторону усиления рельефности в моде лировке и искания эффектов живописного порядка. Большим достоинством готической скульптуры первой половины 13 века является единство содержания и формы.
Слайд 22
Свв. Мартин, Иероним и. Григорий. Собор в г. Шартр. Франция. Первая четверть 13 в.
Слайд 24: Благовещение. Мария и Елизавета. Средний западного портал собора г. Реймс. 1225-1240 гг
Слайд 25
Ряд образов говорит о знакомстве их создателей с античной скульп -турой. Таковы фигуры из сцены Встречи Марии и Елизаветы, поме -щенной в среднем портале (1225—1240). ( ил. 24 ). Любопытно и другое, - на примере скульптур следующего этапа ви -дно, что у лыбка священных персонажей становится как бы обязате-льной – образ св. Иосифа ( ил. 26). Декоративность и сильный налет светской культуры становятся во француз ской скульптуре с третьей четверти 13 в. широко распрост -раненными. Пример, – так называемая «Золоченая Мадонна» на пор-тале южного трансепта собора г. Амьена ( ил. 27 ).
Слайд 27
«Золоченая Мадонна» ( Нотр-дам ) на портале южного трансепта собора г. Амьена около 1288 г.
Слайд 28
Последняя фаза скульптуры 13 в. характеризуется усилением реали-сти ческих элементов. Процесс стилистической эволюции готической скульптуры за 13 в., прослеженный на памятниках статуарной пластики, находит свое отражение и в рельефах. Новшеством является разделение плоскости тимпана на гори- зонтальные зоны. -, изображению фигур одной и той же композиции в одинаковом масштабе, становится с этих пор общим для релье-фов, украшающих тимпаны. 14 век ознаменован в целом качественным снижением монуме-нтальной скульп туры, ее обмельчанием. «Столетняя война» с Анг- лией, замедляет темпы развития французского искусства. Но зато - с середины 14 века в его истории наблюдается очень важное явление —
Слайд 29
рост реалистической портретной скульптуры. Ее начало связы-вается с распространением еще в конце романского периода надг-робных монументов, в лежащих фигурах которых прояв ляются искания портретного сходства. Укоренившееся в 13 в. обыкновение снимать маску с лица усопшего, наряду с общими реалистическими тенденциями эпохи, приводит к появлению чисто портретных фигур, ставящихся на порталах церквей и, еще чаще, украшающих замки королей и крупных феодалов. Типичней шими являются некогда украшавшие портал церкви целестинцев в Париже, ныне же находящиеся в Лувре, стоящие фи-гуры короля Карла V и его жены Иоанны Бурбонской ( ок. 1370). Уже не молодая чета представлена с необычайным реализ мом, прав- дивостью передачи и далеко не красивого профиля Карла, и отяже-левших форм королевы, не идеальных черт и её лица ( ил. 30 ).
Слайд 31
. . Несмотря на ведущую роль Франции, мы не называем ни од- ного имени художников, кроме теоретика Теофила. Но другие стра-ны (Нидерланды, Чехия) таковые сохранили. Готическая скульптура Бургундии и Нидерландов. С 14 в. заметную роль в искусстве Европы начинают играть Нидерланды. Объединенные с французским княжеством — Бургундией, они обра зуют в 1-й половине 15 в. одно из самых передовых в плане экономики независимое го- сударство в тогдаш ней Европе. В скульптуре Нидерландов (как и Франции) уже во 2-й половине 14 в. ви -дно проявление новых черт – на смену хрупкости и изяществу (типичных для готики) приходят энергия и сила. Фигуры приобретают массивность, заметно стремление к индивидуализации черт лица. Крупнейший мастер эпохи - Клаус Слютер (?—1406), уроженец Гарле-ма, приглашенный в 1385 году в Дижон, где он был привлечен к работам по
Слайд 32
скульптурному декору монастыря Шанмоль. Портал церкви украшен коленоп-реклоненными статуями основателя обители герцога Филиппа Смелого и его жены, за ними - фигуры Иоанна Крестителя и св. Екатерины, которые представ- ляют герцогскую чету Мадонне. Статуя последней помещена на центральном столбе. Остро охарактеризованы индивидуальные особенности лиц; под глубо-кими складками одежды ощущается тело ( ил. 33 ). Образ Нотр Дам еще хранит изящество готики. Совсем иное впечатление производит другое - самое знаменитое произ -ведение Слютера — так наз. «Колодец пророков» ). Когда-то оно служило ос- нованием для большой группы «Голгофа» во дворе монастыря (не сохрани лась). Это шесть статуй пророков, предсказавших рождение Спасителя (Моисей, Да-вид, Иеремия, Захария, Даниил, Исайя), держат свитки. Из образы помещены в плоских нишах ( ил.34 ) 6- гранного столба, отличаются яркостью образов. Осо-бенно статуя Моисея, сурового и могу чего старца. Статуи были ярко расписа-ны Жаном Малуэлем, но раскраска с позолотой сохранилась лишь частично.
Слайд 33
Клаус Слютер. Мадонна ( Нотр Дам) По сторонам - донаторы – король Филипп Смелый и его супруга. Монастырь Шанмоль, г. Дижон. Около 1385 г.
Слайд 35
СКУЛЬПТУРА ГЕРМАНИИ И ЧЕХИИ И скусство Германии 13-14 вв. находится в теснейшей зависимости от фран цузской готики. Большая самостоятельность проявляется только в порт- ретной скульптуре, опережающей аналогичные явления во Ф ранции на целое столетие. Пример, фигуры императора Генриха II и его супруги Кунигунды ( ок. 1240) ( на портале собора г.Бамберг ) выдают стремление к передаче чисто индивидуальных черт (ил.36). Острая характеристика наблюдается и в знаме-нитом « Бамбергском всаднике», на один из столбов внутри того же собора. Его считают изображением св. Стефана, или портретом императора (Конрада Ш) (ил.37). Волевая экспрессия лица и жеста делает его одним из самых луч- ших конных статуй готики. Высшую ступень развития портрета Гер мании знаменуют фигуры донаторов на хоре собора в Наумбурге ( ок. 1270).Пример, - группа маркграфа Эккегарда и его жены Уты ( ил.38 ). О блик Эккехарда ин- дивидуален, в нем ярко выражен тип властного правителя. Не менее масте-рства и в образе Уты, отличающемся тонкой психологической характеристикой.
Слайд 36
Император Генрих II и его супруга Кунигунда, ок. 1240 г. Н а портале Бамбергского собора. Германия
Слайд 38
Маркграф Эккехард и его жена Ута, ок. 1270 г. Собор в г. Наумбурге. Германия
Слайд 39
Хотя влияние французской пластики сильно ощущается в религиозной ску-льптуре, но к ряду же специфически германских черт следует отнести – ре- зкость и подчеркнутый натурализм форм, и особенно - утрировка экспрес -сии и мимики, переходящая зачастую в гротеск. Наглядные тому примеры: образы сцены «Страшный суд» на тимпане «Княжеского портала» в Бамберге ( ок. 1240), где выражение лиц праведни -ков и грешников превращено в гримасу (ил.40 ). А также стоящие на пор-тале собора в Страсбурге «Князь мира сего» и соблазненная им неразумная дева в своей манерности эти образы также граничат с шаржем (2-я по-ловина 13 в.; ил. 41).
Слайд 40
О бразы сцены «Страшный суд» на тимпане «Княжеского портала, ок. 1240 г. Собор в г.Бамберге. Германия
Слайд 41
«Князь мира сего» и соблазненная им неразумная дева, 2-я половина 13 в. Собор в Страстбурге. Германия.
Слайд 42
Скульптура Чехии. Высокого расцвета достигает в 14 в. скульптура Чехии. Особенно боль- шой интерес представ ляют здесь работы, вышедшие из мастерской архитек -тора и скульптора Петера Парлержа (Прага). Значительной глубиной реалис-тической трактовки образа отличаются портретные изображения, украшаю- щие ниши трифория собора св. Вита (автопортрет, ил. 43); портреты архи- тектора Матиаша Аррасского, членов семьи императора Карла IV ). Парлер-жу принадлежит также ряд надгробий и монументов. Утонченность и динамика готического стиля особенно ярко проявилась в целой галерее статуй Мадонны и святых жен, созданных в позднеготичес -кий период конец 14 - начало15 ст. и продолжали создаваться позднее (ил. 44, 46 ). Эти трогательные образы, порой наивные, украсили интерьеры многих храмов Восточной Европы. Некоторые скульптуры Девы Марии прославились как чудотворные. Наи-
Слайд 43
Петер Парлерж. Автопортрет. Собор Св. Вита. Прага. Чехия Петер Парлерж. Св. Прокопий. Собор Св. Вита. Прага. Чехия
Слайд 44
Неизвестный мастер. Торуньская мадонна. Рубеж 14-15 вв. 115 см. Утрачена. еконструкция Торуньской мадонны. 1856 г. Автор Витольд Марциняк. Консоль « Св.Моисей » - подлинная
Слайд 45
более совершенным из них (в отношении стиля) ученые считали образ Тору- ньской Мадонны, утраченный во время Второй мировой войны. Ранее образ находился в церкви Св. Иоанна, бывшей приходской церкви Старого города (центра) г. Торуни, ныне кафедрального собора Торуньской епархии. До наших дней сохранилась только оригинальная консоль с бюстом Моисея, которая послужила основанием для статуи. Точная копия, сделанная в 1956 г. Витольдом Марциняком, была установлена на место утрачен-ной скульптуры Марии с Младенцем ( ил.44 ). Впервые Торуньская Дева Мария упоминается в источниках в 1650 г., затем в 1667-1672 годах в рамках визита епископа Хелмно Анджея Ольшовски. Каноник Стшеш указывал Прекрасную Мадонну как часть более крупного алтарного столпа, расположенного у восточ -ной стены северного нефа, где сегодня копия Мадонны находится на оригинальной консоли с образом св. Моисея.
Слайд 46
Крумловская Дева Мария ( ил.47 ) также высоко чтима, как чудотворная. Кру- мловская статуя - признанный высокий образец позднеготической традиции в в скульптуре. Это наиболее известный образ (из сохранившихся) в чешском «стиле прекрасных Мадонн». Искусствоведы относят его к «мягкому стилю» - юго-восточному варианту интернациональной готики Крумловский образ отличается грациозностью, сочетанием пленительной нежности, детской невинности и меланхолии. Она была создана при пражском дворе при императоре Карле IV, привлекавшем мастеров готики со всей терри -тории империи. Первое упоминание о Крумловском образа датируется 1400 г., когда статуя Богоматери de pulchro opere находилась в капелле Крумловского замка Рожмберков. В 1910 году скульптура была обнаружена в частном жилом доме в городе Чески- Крумлов. Есть версия, что сюда она попала в 1803 г., нес- колько лет спустя после роспуска в 1785 г. Златокорунского монастыря.
Слайд 47
Богемский мастер. Крумловская Мадонна. Около 1390 г. 112 см. Известняк. Чехия. ОБЩИЙ ВИД и ФРАГМЕНТЫ
Слайд 48
Чумной столб. 16 в. Прага. Чехия. Надгробие королевы Хуаны Безумной и Филиппа Красивого. 15 в. Гранада. Испания
Слайд 49
Надгробие императора Генриха Второго и его супруги Кунигунды. Собор г. Бамберга. 13 в. Германия
Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. СКУЛЬПТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ
Основная литература Всеобщая история искусств. — Т. 2. — М.: Искусство, 1960. Ильина Т.В. История искусства. Т.2. Зарубежное искусство. 3-е изд. Муратова К. М. Мастера французской готики XII—XIII вв. — М.: Искусство, 1988. Дополнительная литература Русский перевод: Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах» // Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР). Сообщения. Вып. 7. Москва, 1963. Литература