Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Вторая половина XII – XV ВВ. ВТОРОЙ КУРС. Иконописное отделение СПб ДА
Преподаватель кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Нина Михайловна ТУРЦОВА
Слайд 2
Введение Витраж. Утверждение новых принципов архитектурной конструк ции готики не оставляет свободной плоскости стен в храмах. В странах Средней и Север ной Европы это привело к вы теснению монументальных росписей, иг-равших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. И привело к расцвету витража и алтарной картины. Фреску заменяет витраж — своеобразный вид живописи, в которой изо- бражение составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами. Держится витраж на железной арматуре, в свою очередь укрепляемой в каменных рамах и переплетах оконных прое мов. Детали изображения - черты лица, волосы, складки наносятся при этом осо-быми красками, которые после обжига стекла сливаются с его поверхностью и приобретают прозрачность. Чаще всего стекло или какое-то вещество, про-пускающее свет.
Слайд 3
Миниатюра. Растущее значение новых общественных группировок, рост духовной и материальной культуры, развитие позитивных знаний сильно расширя ли круг тех, кого должна была обслужить иллюстрированная книга. Теперь к её пре-ж ним потребителям присоединяется ряд новых. Это состоятельные слои бюр-герства, представители научных дисциплин, находившие приют под сенью ос- новывавшихся университетов, университетская молодежь. Широте спроса от- вечает развитие производства. Монастырские скриптории, игравшие заметную роль в начале 13 в., к моменту расцвета миниатюры в середине этого же столетия, у ступают место светским мастерским, находящимся в городе и организующимся в производ-ственные цехи. В ЦЕХАХ ПРЕДУСМОТРЕНА дифференциация труда. Мас-тера делятся согласно специализации - это каллиграфы, орна ментисты, иллю-страторы и т. п). Готическая миниатюра, обслуживает в основном светских людей.
Слайд 4
И поэтому приобретало ряд новых черт. В ней усилилось реалистическое начало, сперва в отдельных мотивах, а затем и в общей концепции. Одно-временно с этим уделялось исключительное внимание и декоративной стороне оформления рукописей. Богатство и гармоничность построения страниц, где текст, иници ал и иллюстрация достигли органического слияния, составляют крупнейшее достижение книги готического периода Живопись В основном используется для создания живописных алтарей, состоящих из двух (диптих) или трех картин (триптих) и более. Они находятся не только в алтарной части, но и являются также украшением капелл. Отдельные произведения украшают храмовые столбы. .
Слайд 5
Интерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли у ху-дожни ков готики свое выражение также в изображении сцен из жития святых. Обшир ный сборник легенд, составленный во второй половине 13 в. доминика-нцем, впоследствии генуэзским епископом, Яковом из Вираджо (Иаков Вора- гинский ), получивший известность под названием «Золотой легенды», явился главным источником, откуда черпались соответственные сюжеты и живописцы и мастера витража, книжной миниатюры и скульптуры. ВИТРАЖ ГОТИЧЕСКОЙ ФРАНЦИИ В готический период во Франции широкое распространение полу чает витраж. Это искусство впервые достигает своего расцвета на рубеже роман ского и готического стилей. Сюжетная сторона уже тогда отличалась чрезвы чайным разнообразием, наряду с отдельными крупными фигурами распрос-тране ны были мелкие религиозные и символические композиции, часто вписываемые в круглые или прямоугольные медальоны. Колорит на этого пе-
Слайд 6
реходного этапа отличается чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок. Преобладающими были красная, синяя и оранжевая. Из числа наи-более известных ранних готи ческих витражей стоит упомянуть находящийся в соборе Пуатье, изображающий «Рас пятие с предстоящими» ( ил.7 ). Неско-лько более позднему времени (1210-1250 гг.) принад лежит большой комплекс, в соборе г. Шартра и включающий и несколько жанровых изображений предс-тавителей ремесленных цехов за работой (кожевен ники и др.). В середине 13 в. – путем наложения синих и красных стекол - появляется лиловое стекло. В дальнейшем искусство витража обогащается рядом новых технических приемов, краски становятся светлее, вводится новая, желтая краска и появ-ляется монохромность ( гризали ). Два последних колористических новшества особенно по казательны для 14 столетия. В это время, кроме того, возрастает значение чисто живописной работы по поверхности стекла, а также получают распространение архитектурные фоны в крупнофигурных изображениях. 14 в. – век угасания витража – он, постепенно, превращается в живопись по стеклу.
Слайд 8
7.Витраж Шартрского соб.12-13 вв. Ремесленники. Витраж собора в г. Шартр. 1210—1250 гг. Франция.
Слайд 9
Нотр Дам (Божия Матерь). Витраж собора в г. Шартр. 1210-1250 гг. Франция. Фрагмент и общий вид.
Слайд 11
. Евангелисты и пророки. Божия Матерь. Витражи собора в г. Шартр. 1210-1250 гг. Франция
Слайд 12
Миниатюра готической Франции. Выдающаяся роль принадлежит Франции в развитии искусства книжной миниатюры. Причем все крупные местные центры предшествующего периода уступают первенство Парижу. Теперь он не только крупнейший экономиче-ский центр, но и один из главных средоточий интеллектуальной и духовной жизни тогдашней Европы. История французской миниатюры 13 в. отчетливо делится на два перио -да. Первый длится примерно с 1200 по 1250 год, второй охватывает 2-ю поло-вину столетия. Основными факторами, определяющими стиль первого из этих периодов, является влияние искусства витража, проявляющееся в компо-зи ции и цвете. Шедевром этого стиля является «Псалтырь королевы Бланки Кастиль ской» (Париж, библиотека Арсенала) с изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны.
Слайд 13
«Псалтырь королевы Бланки Кастиль ской». 1-я пол. 13 в. Париж. Библиотека Арсенала. Париж. Франция.
Слайд 14
Со 2-й половины 13 в. в глаза бросается иное : элементы готической архи- тектуры — пинакли, флероны, фиалы, стрельчатые арки, розы и пр. - появ ляются и как ходовые мотивы орнаментики и проникают в иллюстрацию. Колорит вместе с тем переходит к светлой тональности. Как важное новше-ство в орнаментации начинают встречаться комические фигурки и сцены, не имеющие никакого отношения к тексту, так называемые « дролери »: здесь полу фантастическое су щество играет на скрипке, там - охотники прес-ледуют зверя и т. п. Высшим достижением французской миниатюры 2-й половины 13 в. может считаться «Псалтырь Людовика Святого» ( ил. 15). На грани 13 и 14 вв. французская миниатюра тесно сбли жается с англи-йской. Из английских памятников выделяется по качеству «Псалтырь королевы Мэри» (1-я четверть 14 в.), названная так по имени владевшей ею в 14 в. королевы Англии Марии Кровавой. В этой рукописи особенно обращает на себя внимание замечательная серия миниатюр, изображающих бытовые сцены, характерные для каждого месяца: в декабре - туалет молодой дамы, натягивающей перед пылающим камином чулки, в мае — девушки, свиваю щие венки, и т. д.
Слайд 15
Пророк Ва- лаам. История Ио- сифа Прек-расного. Миниатю-ры. Псалтырь Людовика Святого. Париж. 2-я пол. 13 в. Парижская националь -ная библиотека
Слайд 16
Крещение. Благовестие волхвам. Миниатюры. Псалтырь королевы Мэри. Англия. 1-я четверть 14 в.
Слайд 17
щие венки, и т. д. Но для нас интереснее духовные сцены - Крещение, Благовестие ангела волхвам ( Ил. 16). Здесь также не мало любопытных деталей – ангел, держащий наготове хитон Спасителя – сцена «Крещение». Единство значения в истории волхвов, подчеркнутое одним ложем, как типичная особенность западной иконографии. Во 2-й четверти 14 в. самое характерное связано с мастерской миниатю риста, Жана Пюселя (его « Бельвильский бревиарий », ок. 1323-1326 гг ). (ил.18 ). Стиль этого мастера характеризуется условной красивостью фигур, отказом от золо тых фонов и усилением значения орнаментальных рамок, где среди остроконечных листьев терновника изображаются метко схваченные птицы, бабочки, стрекозы, улитки, обезьянки и пр. ( Бревиа́рий в католической церкви богослужебная книга, содержащая чинопоследования литургических часов, согласно обряду Римской церкви. Бревиарий содержит только тексты молитв, в том числе и тексты молитвословных распевов. Аналогична по функции миссалу.
Слайд 19
Со 2-й половины 14 в. развитие французской миниатюры и овладение ею реальным миром заметно ускоряются. Помимо часо словов, являющихся теперь преобладающим типом религиозной книги, миниатюристы иллюстри-руют во множестве памятники светской литературы, требовавшей соверше-нно новых композиций. Новым является распространение монохромной живописи : лица и тела получают естественную окраску, фигуры же выдерживают ся в условном светло-коричневом или сером тоне, выделяясь на интенсивных синих и буро-красных фонах с тончайшими разводами жидким твореным золотом. Распространены также фоны, чередующие в шашечном порядке мелкие ква- драты накладного золота с другими квадратами, орнаментированными гуашью. Широкое распространение получает портрет, чаще всего встречающийся в виде сцен подношения книги. Причем это уже не полу символическое изображение, а живой индивидуальный образ. .
Слайд 20
Процесс развития миниатюры 14 в. завершается творчеством так наз. « Мастера часослова Бусико », обозначаемого так по капитальному его про изведению ( ок. 1405 -1411 гг.). Возможно, это был Жан Коэн, уроженец Брюгге, обосновавшийся в Париже с конца 14 в. Знакомый с итальянской живописью, этот мастер отказывается от орнаменти-рованных фонов и превращает миниатюру в крошечные картины, где сцены развертываются в помещениях, построенных по правилам пер- спективы, или на фоне реальных пейзажей с далекими горизон тами (ил.21). Особое положение занимают прославленные мастера миниатюры — братья Поль, Герман и Жан Малуель, известные под именем братьев Лимбург. Урожен цы Нидерландов, они были придворными мастерами герцога Беррий ского, для которого ими был выполнен в 1409-1415 гг. знаменитый Часослов ( Шантильи ). Наибольший интерес представляют здесь иллюстрации к календарю. Одни из них передают сцены Нового
Слайд 22
Завета и наряду с ними - здесь иллюстрации к календарю. Одни из них пере-дают сцены придворного быта: герцога, восседающего в окруже нии пышной свиты за пиршественным столом (январь), нарядных дам и юношей, отправля-ющихся на соколиную охоту (август), и т. п. Другие, следуя традиции, изобра-жают сезонные полевые работы. В этих сценах из трудовой жизни крестьян ства, развертывающихся то на фоне городских стен Парижа, то различных за-м ков и изображающих сенокос (июнь), сбор винограда (сентябрь), сев ( ок-тябрь ), художник создает настоящие небольшие картины, отличающиеся стро -гой точ ностью и вместе с тем проникнутые тонким чувством природы ( ил. 23).
Слайд 23
Б ратья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррий ского. Миниатюры, 1409-1415 гг.
Слайд 24
Б ратья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррий ского. Миниатюры, 1409-1415 гг.
Слайд 25
Б ратья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррий ского. Миниатюры, 1409-1415 гг.
Слайд 26
ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ Картины, исполненные на дереве, в 14 в. во Франции и Нидерландах были мало распространены. До нас дошли лишь единичные произведения этого рода. Выдающийся интерес представляют створки заказанного для монастыря Шанполь резного алтаря, расписанные в 1391-1399 гг. Мельхиором Брудер- ламом из Ипра. Сцены Благовещенья и Встречи Марии с Елизаветой на левой наружной створке; Сретенья и Бегства в Египет - на правой объединены в одну композицию. Они стилистически близки к миниатюрам Жакмара и Мастера часослова Бусико.
Слайд 28
. . ГОТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ГЕРМАНИИ Наибольший интерес своей самостоятельностью представляет миниатюра рыцарской и бюргерской литературы. Первое место принадлежит так наз. «Рукопись Манессе ». Ок. 1333 г. из Универси-тетской библиотеке в Гейдельберге, являющаяся сборником песен миннезингеров (БОЛЕЕ 100 АВТОРОВ) и дающая великолепные по испол нению миниатюры с изображением сцен охоты, любовных сцен и т. п. Миниатюры исполнены 4-мя художниками и их помощниками. Основная часть миниатюр написана между 1300-1315 гг.
Слайд 33
ЖИВОПИСЬ ЧЕХИИ. Большой интерес представляет чешская готическая живопись, в которой воплотились наиболее самобытные, национальные и реалистические черты искусства Чехии этой поры. Ее расцвет падает на 2-ю половину 14 — на- чало 15 в. и совпадает с периодом подготовки реформистского гуситского дви-жения, той антифеодальной борьбой, которая проходила под религиоз ными и национально-патриотическими лозунгами. Общественные идеи передовых сло -ев чешского общества, выраженные в учении Яна Гуса, нашли косвенное отра-жение в живописи. В это время работал выдающийся чешский мастер Теодорих. Он украсил часовню св. Креста в Карлштейнском замке (1365-1367) ста двадцатью девятью композициями — преимущественно портретами исторических деятелей, а изображениями святых и религиозных сцен (ил. 34 ). Глубокая жизненная пра-вдивость, острая характерность, мужественность и суровая простота отли -чают образы, созданные Теодорихом.
Слайд 35
До нас дошло мало имен чешских художников. Мы не знаем имени так называемого мастера Вышебродского алтаря, работавшего в середине 14 в. и создавшего 9 композиций на темы из жизни Христа и Марии (Прага, Наци-ональ ная галерея). Несмотря на условность (золотые фоны, не правильные пропорции, иногда обратная перспектива), мастер с большой лиричностью и проникновенностью передает различные эпизоды евангельской легенды, насыщая их живыми сценками. В его творчестве уже чувствуется пробуж-дение новых гуманистических, ренессан сных веяний. Пример – илл. 36 В противоположность мягкой лиричности мастера Вышебродского цик -ла, другой художник конца 14 в., так наз. мастер Тржебоньского алтаря, наполняет свои работы напряженным драматизмом. В фрагментах алтаря из Тржебони (Прага, Национальная галерея), посвященных евангельским сюжетам, можно видеть яркие, очень своеобразно трактованные народные типы - и лл. 37
Слайд 36
М астер Вышебродского алтаря. Рождество. Поклонение волхвов. Середина 14 в.
Слайд 38
Напряженная цветовая гамма сообщает этим произведениям особенную взволно ванность и драматизм. Рассмотренные памятники позднеготического искусства свидетельствуют, что на грани 14 -15 в в. (а в Италии уже в конце 13 в.) в искусстве Западной Европы намечаются заметные сдвиги. Постепенно оно утрачивает черты аскетической суровости, наполняется жизненным содержанием, условность форм сменяется более правдивой передачей реальности. Это связано с теми изменениями, которые происходят в это время в экономической и общест -венной жизни Европы, с развитием оппозиционных феодальной системе сил. Позднеготическое искусство в ряде стран вплотную подводит к искусству Возрождения.
Слайд 39
Готика. Гобелены или ШПАЛЕРЫ (во Франции – МИЛЬФЛЕРЫ. Происходит от франц. 1000 цветов). Это - один из видов ДПИ, стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу , создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В 14 в. и это искусство переживает свой расцвет. Первоначально сцены на шпалерах располагались на темном фоне. Усеянном цветами. Название шпалер – 1000 цветов – связано с праздником «Тела Господня». Во время его проведения улицы, по которым шла процессия, украшали занавесями с наколотыми на него цветами. Нередко шпалерами украшались стены замков. Самая знаменитая серия шпалер - 6 полотен «Дама с единорогом» создана в конце 15 в.
Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
Основная литература Всеобщая история искусств. — Т. 2. — М.: Искусство, 1960. Ильина Т.В. История искусства. Т.2. Зарубежное искусство. 3-е изд. Муратова К. М. Мастера французской готики XII—XIII вв. — М.: Искусство, 1988. Дополнительная литература Русский перевод: Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах» // Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР). Сообщения. Вып. 7. Москва, 1963. Литература