ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ — презентация
logo
ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Вторая половина XII – XV ВВ. ВТОРОЙ КУРС.
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ
1/42

Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Вторая половина XII – XV ВВ. ВТОРОЙ КУРС. Иконописное отделение СПб ДА

Преподаватель кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Нина Михайловна ТУРЦОВА

Изображение слайда

Слайд 2

Введение Витраж. Утверждение новых принципов архитектурной конструк­ ции готики не оставляет свободной плоскости стен в храмах. В странах Средней и Север­ ной Европы это привело к вы­ теснению монументальных росписей, иг-равших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. И привело к расцвету витража и алтарной картины. Фреску заменяет витраж — своеобразный вид живописи, в которой изо- бражение составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами. Держится витраж на железной арма­туре, в свою очередь укрепляемой в каменных рамах и переплетах оконных прое­ мов. Детали изображения - черты лица, волосы, складки наносятся при этом осо-быми красками, которые после обжига стекла сливаются с его поверхностью и приобретают прозрачность. Чаще всего стекло или какое-то вещество, про-пускающее свет.

Изображение слайда

Слайд 3

Миниатюра. Растущее значение новых общественных группировок, рост духовной и материальной культуры, развитие позитивных знаний сильно расширя­ ли круг тех, кого должна была обслужить иллюстрированная книга. Теперь к её пре-ж­ ним потребителям присоединяется ряд новых. Это состоятельные слои бюр-герства, пред­ставители научных дисциплин, находившие приют под сенью ос- новывавшихся университетов, университетская молодежь. Широте спроса от- вечает развитие производства. Монастырские скриптории, игравшие заметную роль в начале 13 в., к моменту расцвета миниатюры в середине этого же столетия, у ступают место светским мастерским, находящимся в городе и организую­щимся в производ-ственные цехи. В ЦЕХАХ ПРЕДУСМОТРЕНА дифференциация труда. Мас-тера делятся согласно специализации - это каллиграфы, орна­ ментисты, иллю-страторы и т. п). Готическая миниатюра, обслуживает в основном светских людей.

Изображение слайда

Слайд 4

И поэтому приобретало ряд новых черт. В ней усилилось реалистическое начало, сперва в отдельных мотивах, а затем и в общей концепции. Одно-временно с этим уделялось исключительное внимание и декоративной стороне оформления рукописей. Богатство и гармоничность построения страниц, где текст, иници­ ал и иллюстрация достигли органического слияния, составляют крупнейшее достижение книги готического периода Живопись В основном используется для создания живописных алтарей, состоящих из двух (диптих) или трех картин (триптих) и более. Они находятся не только в алтарной части, но и являются также украшением капелл. Отдельные произведения украшают храмовые столбы. .

Изображение слайда

Слайд 5

Интерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли у ху-дожни­ ков готики свое выражение также в изображении сцен из жития святых. Обшир­ ный сборник легенд, составленный во второй половине 13 в. доминика-нцем, впоследствии генуэзским епископом, Яковом из Вираджо (Иаков Вора- гинский ), получивший известность под названием «Золотой легенды», явился главным источником, откуда черпались соответственные сюжеты и живописцы и мастера витража, книжной миниатюры и скульптуры. ВИТРАЖ ГОТИЧЕСКОЙ ФРАНЦИИ В готический период во Франции широкое распространение полу­ чает витраж. Это искусство впервые достигает своего расцвета на рубеже роман­ ского и готического стилей. Сюжетная сторона уже тогда отличалась чрезвы­ чайным разнообразием, наряду с отдельными крупными фигурами распрос-тране­ ны были мелкие религиозные и символические композиции, часто вписываемые в круглые или прямоугольные медальоны. Колорит на этого пе-

Изображение слайда

Слайд 6

реходного этапа отличается чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок. Преобладающими были красная, синяя и оранжевая. Из числа наи-более известных ранних готи­ ческих витражей стоит упомянуть находящийся в соборе Пуатье, изображающий «Рас­ пятие с предстоящими» ( ил.7 ). Неско-лько более позднему времени (1210-1250 гг.) принад­ лежит большой комплекс, в соборе г. Шартра и включающий и несколько жанровых изображений предс-тавителей ремесленных цехов за работой (кожевен­ ники и др.). В середине 13 в. – путем наложения синих и красных стекол - появляется лиловое стекло. В дальнейшем искусство витража обогащается рядом новых технических приемов, краски становятся светлее, вводится новая, желтая краска и появ-ляется монохромность ( гризали ). Два последних колористических новшества особенно по­ казательны для 14 столетия. В это время, кроме того, возрастает значение чисто живописной работы по поверхности стекла, а также получают распространение архитектурные фоны в крупнофигурных изображениях. 14 в. – век угасания витража – он, постепенно, превращается в живопись по стеклу.

Изображение слайда

Слайд 7

Распятие. Витраж. 12 в. Собор Святого Петра в Пуатье. Франция.

Изображение слайда

Слайд 8

7.Витраж Шартрского соб.12-13 вв. Ремесленники. Витраж собора в г. Шартр. 1210—1250 гг. Франция.

Изображение слайда

Слайд 9

Нотр Дам (Божия Матерь). Витраж собора в г. Шартр. 1210-1250 гг. Франция. Фрагмент и общий вид.

Изображение слайда

Слайд 10

Витражи собора в г. Шартр. 1210-1250 гг. Франция.

Изображение слайда

Слайд 11

. Евангелисты и пророки. Божия Матерь. Витражи собора в г. Шартр. 1210-1250 гг. Франция

Изображение слайда

Слайд 12

Миниатюра готической Франции. Выдающаяся роль принадлежит Франции в развитии искусства книжной миниатюры. Причем все крупные местные центры предшествующего периода уступают первенство Парижу. Теперь он не только крупнейший экономиче-ский центр, но и один из главных средоточий интеллектуальной и духовной жизни тогдашней Европы. История французской миниатюры 13 в. отчетливо делится на два перио -да. Первый длится примерно с 1200 по 1250 год, второй охватывает 2-ю поло-вину столетия. Основными факторами, определяющими стиль первого из этих периодов, является влияние искусства витража, проявляющееся в компо-зи­ ции и цвете. Шедевром этого стиля является «Псалтырь королевы Бланки Кастиль­ ской» (Париж, библиотека Арсенала) с изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны.

Изображение слайда

Слайд 13

«Псалтырь королевы Бланки Кастиль­ ской». 1-я пол. 13 в. Париж. Библиотека Арсенала. Париж. Франция.

Изображение слайда

Слайд 14

Со 2-й половины 13 в. в глаза бросается иное : элементы готической архи- тектуры — пинакли, флероны, фиалы, стрельчатые арки, розы и пр. - появ­ ляются и как ходовые мотивы орнаментики и проникают в иллюстрацию. Колорит вместе с тем переходит к светлой тональности. Как важное новше-ство в орнамен­тации начинают встречаться комические фигурки и сцены, не имеющие никакого отношения к тексту, так называемые « дролери »: здесь полу фантастическое су­ щество играет на скрипке, там - охотники прес-ледуют зверя и т. п. Высшим достижением французской миниатюры 2-й половины 13 в. может считаться «Псалтырь Людовика Святого» ( ил. 15). На грани 13 и 14 вв. французская миниатюра тесно сбли­ жается с англи-йской. Из английских памятников выделяется по качеству «Псалтырь королевы Мэри» (1-я четверть 14 в.), названная так по имени владевшей ею в 14 в. королевы Англии Марии Кровавой. В этой рукописи осо­бенно обращает на себя внимание замечательная серия миниатюр, изображающих бытовые сцены, характерные для каждого месяца: в декабре - туалет молодой дамы, натягивающей перед пылающим камином чулки, в мае — девушки, свиваю­ щие венки, и т. д.

Изображение слайда

Слайд 15

Пророк Ва- лаам. История Ио- сифа Прек-расного. Миниатю-ры. Псалтырь Людовика Святого. Париж. 2-я пол. 13 в. Парижская националь -ная библиотека

Изображение слайда

Слайд 16

Крещение. Благовестие волхвам. Миниатюры. Псалтырь королевы Мэри. Англия. 1-я четверть 14 в.

Изображение слайда

Слайд 17

щие венки, и т. д. Но для нас интереснее духовные сцены - Крещение, Благовестие ангела волхвам ( Ил. 16). Здесь также не мало любопытных деталей – ангел, держащий наготове хитон Спасителя – сцена «Крещение». Единство значения в истории волхвов, подчеркнутое одним ложем, как типичная особенность западной иконографии. Во 2-й четверти 14 в. самое характерное связано с мастерской миниатю­ риста, Жана Пюселя (его « Бельвильский бревиарий », ок. 1323-1326 гг ). (ил.18 ). Стиль этого мастера характеризуется условной красивостью фигур, отказом от золо­ тых фонов и усилением значения орнаментальных рамок, где среди остроконечных листьев терновника изображаются метко схваченные птицы, бабочки, стрекозы, улитки, обезьянки и пр. ( Бревиа́рий  в католической церкви богослужебная книга, содержащая чинопоследования литургических часов, согласно обряду Римской церкви. Бревиарий содержит только тексты молитв, в том числе и тексты молитвословных распевов. Аналогична по функции миссалу.

Изображение слайда

Слайд 18

Жан Пюсель. Бельвильский бревиарий, ок. 1323—1326 гг. Миниатюры

Изображение слайда

Слайд 19

Со 2-й половины 14 в. развитие французской миниатюры и овладение ею реальным миром заметно ускоряются. Помимо часо­ словов, являющихся теперь преобладающим типом религиозной книги, миниатю­ристы иллюстри-руют во множестве памятники светской литературы, требовавшей соверше-нно новых композиций. Новым является распространение монохромной живописи : лица и тела получают естественную окраску, фигуры же выдерживают­ ся в условном светло-коричневом или сером тоне, выделяясь на интенсивных синих и буро-красных фонах с тончайшими разводами жидким твореным золотом. Распространены также фоны, чередующие в шашечном порядке мелкие ква- драты накладного золота с другими квадратами, орнаментированными гуашью. Широкое распространение получает портрет, чаще всего встречающийся в виде сцен подношения книги. Причем это уже не полу­ символическое изображение, а живой индивидуальный образ. .

Изображение слайда

Слайд 20

Процесс развития миниатюры 14 в. завершается творчеством так наз. « Мастера часослова Бусико », обозначаемого так по капитальному его про­ изведению ( ок. 1405 -1411 гг.). Возможно, это был Жан Коэн, уроженец Брюгге, обосновавшийся в Париже с конца 14 в. Знакомый с итальянской живописью, этот мастер отказывается от орнаменти-рованных фонов и превращает миниатюру в крошечные картины, где сцены развертываются в помещениях, построенных по правилам пер- спективы, или на фоне реальных пейзажей с далекими горизон­ тами (ил.21). Особое положение занимают прославленные мастера миниатюры — братья Поль, Герман и Жан Малуель, известные под именем братьев Лимбург. Урожен­ цы Нидерландов, они были придворными мастерами герцога Беррий ского, для которого ими был выполнен в 1409-1415 гг. знаменитый Часослов ( Шантильи ). Наибольший интерес представляют здесь иллюстрации к календарю. Одни из них передают сцены Нового

Изображение слайда

Слайд 21

Жан Коэн (?) Ч асослов Бусико. Миниатюры. О к. 1405 -1411 гг.

Изображение слайда

Слайд 22

Завета и наряду с ними - здесь иллюстрации к календарю. Одни из них пере-дают сцены придворного быта: герцога, восседающего в окруже­ нии пышной свиты за пиршественным столом (январь), нарядных дам и юношей, отправля-ющихся на соколиную охоту (август), и т. п. Другие, следуя традиции, изобра-жают сезонные полевые работы. В этих сценах из трудовой жизни крестьян­ ства, развертывающихся то на фоне городских стен Парижа, то различных за-м­ ков и изображающих сенокос (июнь), сбор винограда (сентябрь), сев ( ок-тябрь ), художник создает настоящие небольшие картины, отличающиеся стро -гой точ­ ностью и вместе с тем проникнутые тонким чувством природы ( ил. 23).

Изображение слайда

Слайд 23

Б ратья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррий ского. Миниатюры, 1409-1415 гг.

Изображение слайда

Слайд 24

Б ратья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррий ского. Миниатюры, 1409-1415 гг.

Изображение слайда

Слайд 25

Б ратья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррий ского. Миниатюры, 1409-1415 гг.

Изображение слайда

Слайд 26

ЖИВОПИСЬ ФРАНЦИИ Картины, исполненные на дереве, в 14 в. во Франции и Нидерландах были мало распространены. До нас дошли лишь единичные произведения этого рода. Выдающийся интерес представляют створки заказанного для монастыря Шанполь резного алтаря, расписанные в 1391-1399 гг. Мельхиором Брудер- ламом из Ипра. Сцены Благовещенья и Встречи Марии с Елизаветой на левой наружной створке; Сретенья и Бегства в Египет - на правой объе­динены в одну композицию. Они стилистически близки к миниатюрам Жакмара и Мастера часослова Бусико.

Изображение слайда

Слайд 27

Мельхиор Брудерлам. Створки алтаря монастыря Шанмоль, 1391-1399 г.

Изображение слайда

Слайд 28

. . ГОТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ГЕРМАНИИ Наибольший интерес своей самостоятельностью представляет миниатюра рыцарской и бюргерской литературы. Первое место принадлежит так наз. «Рукопись Манессе ». Ок. 1333 г. из Универси-тетской библиотеке в Гейдельберге, являющаяся сборником песен миннезингеров (БОЛЕЕ 100 АВТОРОВ) и дающая великолепные по испол­ нению миниатюры с изображением сцен охоты, любовных сцен и т. п. Миниатюры исполнены 4-мя художниками и их помощниками. Основная часть миниатюр написана между 1300-1315 гг.

Изображение слайда

Слайд 29

«Рукопись Манессе »..

Изображение слайда

Слайд 30

. « Рукопись Манессе ».

Изображение слайда

Слайд 31

«Рукопись Манессе ».

Изображение слайда

Слайд 32

«Рукопись Манессе ».

Изображение слайда

Слайд 33

ЖИВОПИСЬ ЧЕХИИ. Большой интерес представляет чешская готическая живопись, в которой воплотились наиболее самобытные, национальные и реалистические черты искусства Чехии этой поры. Ее расцвет падает на 2-ю половину 14 — на- чало 15 в. и совпадает с периодом подготовки реформистского гусит­ского дви-жения, той антифеодальной борьбой, которая проходила под религиоз­ ными и национально-патриотическими лозунгами. Общественные идеи передовых сло -ев чешского общества, выраженные в учении Яна Гуса, нашли косвенное отра-жение в живописи. В это время работал выдающийся чешский мастер Теодорих. Он украсил часовню св. Креста в Карлштейнском замке (1365-1367) ста двадцатью девятью композициями — преимущественно портретами исторических деятелей, а изображениями святых и религиозных сцен (ил. 34 ). Глубокая жизненная пра-в­дивость, острая характерность, мужественность и суровая простота отли -чают образы, созданные Теодорихом.

Изображение слайда

Слайд 34

М астер Теодорих

Изображение слайда

Слайд 35

До нас дошло мало имен чешских художников. Мы не знаем имени так называемого мастера Вышебродского алтаря, работавшего в середине 14 в. и создавшего 9 композиций на темы из жизни Христа и Марии (Прага, Наци-ональ­ ная галерея). Несмотря на условность (золотые фоны, не правильные пропорции, иногда обратная перспектива), мастер с большой лиричностью и проникновенностью передает различные эпизоды евангельской легенды, насыщая их живыми сценками. В его творчестве уже чувствуется пробуж-дение новых гуманистических, ренессан сных веяний. Пример – илл. 36 В противоположность мягкой лиричности мастера Вышебродского цик -ла, другой художник конца 14 в., так наз. мастер Тржебоньского алтаря, наполняет свои работы напряженным драматизмом. В фрагментах алтаря из Тржебони (Прага, Национальная галерея), посвященных евангельским сюжетам, можно видеть яркие, очень своеобразно трактованные народные типы - и лл. 37

Изображение слайда

Слайд 36

М астер Вышебродского алтаря. Рождество. Поклонение волхвов. Середина 14 в.

Изображение слайда

Слайд 37

мастер Тржебоньского алтаря. Конец 14 в. Чехия

Изображение слайда

Слайд 38

Напряженная цветовая гамма сообщает этим произведениям особенную взволно­ ванность и драматизм. Рассмотренные памятники позднеготического искусства свидетельствуют, что на грани 14 -15 в в. (а в Италии уже в конце 13 в.) в искусстве Западной Европы намечаются заметные сдвиги. Постепенно оно утрачивает черты аскетической суровости, наполняется жизненным содержанием, условность форм сменяется более правдивой передачей реальности. Это связано с теми изменениями, которые происходят в это время в экономической и общест -венной жизни Европы, с разви­тием оппозиционных феодальной системе сил. Позднеготическое искусство в ряде стран вплотную подводит к искусству Возрождения.

Изображение слайда

Слайд 39

Готика. Гобелены или ШПАЛЕРЫ (во Франции – МИЛЬФЛЕРЫ. Происходит от франц. 1000 цветов). Это - один из видов ДПИ, стенной односторонний безворсовый  ковер с сюжетной или  орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу , создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В 14 в. и это искусство переживает свой расцвет. Первоначально сцены на шпалерах располагались на темном фоне. Усеянном цветами. Название шпалер – 1000 цветов – связано с праздником «Тела Господня». Во время его проведения улицы, по которым шла процессия, украшали занавесями с наколотыми на него цветами. Нередко шпалерами украшались стены замков. Самая знаменитая серия шпалер - 6 полотен «Дама с единорогом» создана в конце 15 в.

Изображение слайда

Слайд 40

Изображение слайда

Слайд 41

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ВИТРАЖ, МИНИАТЮРА и ЖИВОПИСЬ

Основная литература Всеобщая история искусств. — Т. 2. — М.: Искусство, 1960. Ильина Т.В. История искусства. Т.2. Зарубежное искусство. 3-е изд. Муратова К. М. Мастера французской готики XII—XIII вв. — М.: Искусство, 1988. Дополнительная литература Русский перевод: Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах» // Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных художественных ценностей (ВЦНИЛКР). Сообщения. Вып. 7. Москва, 1963. Литература

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено