Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ. ВТОРОЙ - ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА
Преподаватель Нина Михайловна ТУРЦОВА
Слайд 2
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ (С. И.) 1.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ – СРОДНИ ПИСЬМЕННОСТИ; 2.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СРОДНИ АРИФМЕТИКЕ; 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СИСТЕМА СИМВОЛОВ. 1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ – СРОДНИ ПИСЬМЕННОСТИ. Мастеру необходимо было ознакомиться с целой системой знаков для изображений. Художники изначально знали, что НИМБ позади головы персонажа – это знак святости; НИМБ с КРЕСТОМ- символ божественной сущности. СИЯНИЕ, исходящее от всей фигуры – своего рода нимб, который является отличительной чертой трех лиц Троицы, Божией Матери и праведных душ. БОСЫЕ НОГИ – признак Бога-Отца, ангелов, Иисуса и апостолов. Неуместно изображать босой Богородицу или святых. Любая ошибка в этой системе равна ереси. Богословы Средневековья были одержимы идеей порядка, а потому искусство С.И. – четкая система. Изображения священных сюжетов были своего рода наукой, имеющий свои особые законы. Оно было защищено от произвола художников. То есть С.И. – это своеобразное богословие в образах.
Слайд 3
Для изображения видимого мира существовал ряд знаков. Так, БАШНЯ с ДВЕРЬЮ – это город, а, если на его стене - АНГЕЛ – это не просто город, а НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ. Многие символы были известны Древнему миру. В средневековье есть примеры, когда ЕВАНГЕЛИСТЫ изображались в виде людей с головами льва, тельца и орла. (Такие образы на капителях клуатра церкви в Муассаке ). В этом ученые усматривали влияние Египта, Месопотамии.
Слайд 5
Несколько концентрических или зубцеобразных линий, означали НЕБО. Горизонтальные волнистые линии – МОРЕ, росток – ДРЕВО. И некоторые подобного рода условные образы пришли из более ранней доисторической (первобытной) эпохи, когда в периоды МЕЗОЛИТА и НЕОЛИТА люди стали обожествлять силы природы – воду, ветер, солнце и пр.
Слайд 9
КОНТРОЛЬ ДУХОВЕНСТВА Средневековье опасалось « самомышления » мастеров – если образ и сюжет не приведен в Священном Писании и Священном Предании, то он не мог появиться в искусстве. Богословы своим авторитетом старались узаконить подтвердить право на изображение того или иного образа. Так, богослов Фома Аквинский включил в свою книгу главу о НИМБЕ. Об искусстве как одной из форм богослужения писал Гийом Дуранд, литургист 13 века. Он вводит в свой трактат о богослужении множество замечаний о сакральных образах.
Слайд 10
2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СРОДНИ АРИФМЕТИКЕ Для нее важны: место, порядок, симметрия и число. Все это исключительно важно. 1/ Здание церкви ориентировано с запада на восток, т.е. алтарная часть обращена на восток. Смотрит на ту часть неба, где восходит солнце в дни равноденствий. Об этом говорится же в апостольских постановлениях, а в 13 веке – это уже догма, т.е. алтарная часть. 2/ Все стороны здания имели особое назначение и значение: СЕВЕРНАЯ сторона – царство холода и ночи. Как правило посвящена образам и сюжетам ВЕТХОГО Завета. ЮЖНАЯ сторона, купающаяся в свете, согретая солнцем – НОВЫЙ ЗАВЕТ. ЗАПАДНАЯ стена – почти всегда украшалась образом СТРАШНОГО СУДА. – т.о. солнце в момент заката освещает картину последнего дня мира. 3/ Кроме ориентаций по сторонам света существовала иерархия ПРАВОЙ и ЛЕВОЙ сторон. ПРАВАЯ сторона как место для избранных, ЛЕВАЯ – для более скромных. Об этом говорится в Псалтире « Предста Царица, одесную тебе …». В третьем видении в «Пастыре» Гермы (ЕРМЕ) ( книга (2 век), встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета).
Слайд 12
По правую руку св. апостол Петр, по левую — святой Павел. Донце поминального сосуда. 4 в. Рим.
Слайд 13
Спаситель, апостолы, символы евангелистов. Слева от Христа - синагога, справа церковь. Базилика Санта Пуденциана. Рим. 402—417 гг.
Слайд 14
Так. в СЦЕНАХ Распятие и Страшного Суда - По правую руку должна изображаться Богоматерь, по левую — святой Иоанн. Т. к. Дева Мария олицетворяла Церковь, а Иоанн – синагогу. «Распятие» с изображением Экклезии, Марии, Иоанна, Синагоги, в угловых медальонах представлены добродетели: послушание, терпение, смирение, любовь. Миниатюра. Страстбург. Около 1260 г. Псалтирь Шеренберга. Рукопись. Пергамент.
Слайд 15
4/ Верхняя часть считалась более почетной, чем нижняя. Яснее всего это видно в образе «Церковь Торжествующая» (собор Нотр Дам де Пари. Париж). Здесь последовательно изображены ряды праотцев, пророков, мучеников, праведников и святых дев. Подобным образом иерархия святости принята и в литургии. Любовь к порядку распространяется и на мелкие детали. Например, консоли, несущие ста- туи порталов, всегда исполнены в виде какой-нибудь скорченной фигурки. Но это не декор. Это персонажи второго плана, но всегда связанные с главным. Так апостолы попирают ногами преследовавших их императоров. Моисей стоит на золотом тельце; ангелы на драко -не. Сам Спаситель наступает ногой на аспида (змея) – это консоль триумфа, но есть и просто указывающие на главный персонаж или какую-то его черту.. Так в соборе Шартра пророк Валаам стоит на ослице (ил), царица Савская как бы попирает арапчонка, нагруженного дарами страны Офир,
Слайд 17
1. КОНСОЛИ. Апостолы стоящие на своих гонителях. 1220-1230 гг. Собор Нотр-Дам- де Пари. Париж. Франция. Правый портал. Страшный Суд
Слайд 18
ВЕРХ – НИЗ и СИММЕТРИЯ. ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ. Витражи Шартрского собора 13 век. Франция.
Слайд 20
ЧИСЛА. Учение о ми стической силе чисел пришла, как многое другое из античности, от неоплатоников, которые в свою очередь позаимствовали у Пифагора. Средневековый богослов св. Августин писал о числах как о мыслях Бога: «божественная Премудрость узнается в числах, отпечатанных во всех вещах. Мир физический и мир моральный основаны на вечных числах. Мы чувствуем, что очарование танца в его ритме, т.е. в числе; в таком случае, основа вечной красоты – в мере, гармоническом числе. Т.е. учение о числах – учение о Вселенной в целом, в цифрах скрывается тайна устрой- ства мира (Августин. О свободной воли)». Подобные мысли высказывали и др. богословы.
Слайд 21
Этот постулат передавался из века в век. Символическое значение каждого числа выверено по текстам Писания, в коих упоминаются числа. Основной ряд - от 1 до 9, далее отдельные числа. Например, число «12» - все ученые в его толковании едины. «12» - это число вселенской Церкви, недаром Иисус пожелал, чтобы апостолов было 12. «12» - есть произведение «3» и «4», а число «3» - число Троицы, а следовательно души, созданной по образу Троицы - одно символизирует весь духовный мир в целом. «4» - число элементов – символ всего материального тела, всего мира, состоящего из различных сочетаний этих четырех элементов. Умножение трех на четыре означает мистическое проникновение в область духа, возвещение миру истин веры, установление вселенской Церкви, символом которой являются апостолы. Богословы, как восточные, так и западные искали смысл в сложении, умножении двузначных, трехзначных чисел.
Слайд 22
Число «7» - еще отцы Церкви называли его первым из мистических чисел. Средневековые же богословы отмечали. Что оно складывается из «4»- телесного числа и «3» - числа души. И может называться числом человечества и выражает единение в человеке двух природ. Все, что есть в человеке может быть выражено через семерку – его жизнь делится на семь возрастов, каждому из возрастов соответствует одна из семи добродетелей. Мы можем стать добродетельными, обращая к Богу семь прошений молитвы «Отче наш».
Слайд 23
3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СИСТЕМА СИМВОЛОВ. Со времен катакомб христианство изъясняется посредством образов — показывая одно, подразумевает в нем другое Так, в сцене Страшного Суда - неразумные девы по левую руку Христа, и разумные — по правую, означают здесь избранных и отверженных. Все комментарии Новому Завету, говорят, что 5 неразумных дев означают похоть 5 чувств, а 5 разумных— 5 видов внутреннего созерцания.
Слайд 24
Символичны и обряды и одежды священников. Так двурогая митра – означает Ветхий и Новый заветы
Слайд 25
. Исполнены символики и храмовые интерьеры. Так, в алтаре Сент- Шапель скульпторы поместили у 12 опор 12 статуй апостолов, несущих медальоны с посвятительными крестами. Согласно учению литургистов, епископ, освящая церковь, должен начертать 12 крестов на 12 колоннах нефа или хора — этим он показывает, что 12 апостолов суть истинные столпы храма. Это уподобление самым удачным образом воплощено в образ в интерьере Сент- Шапель.
Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
, ЛИТЕРАТУРА 1. Маль, Эмиль. искусство XIII века во Франции / Эмиль Маль ; [пер. с фр. Анны Пожидаевой и Дильшат Харман под ред. Натальи Веденеевой и др.]. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. (есть в интернете)