ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ — презентация
logo
ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ. ВТОРОЙ - ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ
1/26

Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ. ВТОРОЙ - ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА

Преподаватель Нина Михайловна ТУРЦОВА

Изображение слайда

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ (С. И.) 1.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ – СРОДНИ ПИСЬМЕННОСТИ; 2.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СРОДНИ АРИФМЕТИКЕ; 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СИСТЕМА СИМВОЛОВ. 1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ – СРОДНИ ПИСЬМЕННОСТИ. Мастеру необходимо было ознакомиться с целой системой знаков для изображений. Художники изначально знали, что НИМБ позади головы персонажа – это знак святости; НИМБ с КРЕСТОМ- символ божественной сущности. СИЯНИЕ, исходящее от всей фигуры – своего рода нимб, который является отличительной чертой трех лиц Троицы, Божией Матери и праведных душ. БОСЫЕ НОГИ – признак Бога-Отца, ангелов, Иисуса и апостолов. Неуместно изображать босой Богородицу или святых. Любая ошибка в этой системе равна ереси. Богословы Средневековья были одержимы идеей порядка, а потому искусство С.И. – четкая система. Изображения священных сюжетов были своего рода наукой, имеющий свои особые законы. Оно было защищено от произвола художников. То есть С.И. – это своеобразное богословие в образах.

Изображение слайда

Слайд 3

Для изображения видимого мира существовал ряд знаков. Так, БАШНЯ с ДВЕРЬЮ – это город, а, если на его стене - АНГЕЛ – это не просто город, а НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ. Многие символы были известны Древнему миру. В средневековье есть примеры, когда ЕВАНГЕЛИСТЫ изображались в виде людей с головами льва, тельца и орла. (Такие образы на капителях клуатра церкви в Муассаке ). В этом ученые усматривали влияние Египта, Месопотамии.

Изображение слайда

Слайд 4

. МОРЕ. Витраж собора в г. Шартре. 13 век. Франция. ДРЕВО. Там же

Изображение слайда

Слайд 5

Несколько концентрических или зубцеобразных линий, означали НЕБО. Горизонтальные волнистые линии – МОРЕ, росток – ДРЕВО. И некоторые подобного рода условные образы пришли из более ранней доисторической (первобытной) эпохи, когда в периоды МЕЗОЛИТА и НЕОЛИТА люди стали обожествлять силы природы – воду, ветер, солнце и пр.

Изображение слайда

Слайд 6

НЕОЛИТ. СИМВОЛЫ. Культура Триполья. Танец дождя и образ воды

Изображение слайда

Слайд 7

НЕОЛИТ. 1. Сосуд плодородия. 2. Стихия ветра

Изображение слайда

Слайд 8

НЕОЛИТ. СИМВОЛЫ СОЛНЦА

Изображение слайда

Слайд 9

КОНТРОЛЬ ДУХОВЕНСТВА Средневековье опасалось « самомышления » мастеров – если образ и сюжет не приведен в Священном Писании и Священном Предании, то он не мог появиться в искусстве. Богословы своим авторитетом старались узаконить подтвердить право на изображение того или иного образа. Так, богослов Фома Аквинский включил в свою книгу главу о НИМБЕ. Об искусстве как одной из форм богослужения писал Гийом Дуранд, литургист 13 века. Он вводит в свой трактат о богослужении множество замечаний о сакральных образах.

Изображение слайда

Слайд 10

2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СРОДНИ АРИФМЕТИКЕ Для нее важны: место, порядок, симметрия и число. Все это исключительно важно. 1/ Здание церкви ориентировано с запада на восток, т.е. алтарная часть обращена на восток. Смотрит на ту часть неба, где восходит солнце в дни равноденствий. Об этом говорится же в апостольских постановлениях, а в 13 веке – это уже догма, т.е. алтарная часть. 2/ Все стороны здания имели особое назначение и значение: СЕВЕРНАЯ сторона – царство холода и ночи. Как правило посвящена образам и сюжетам ВЕТХОГО Завета. ЮЖНАЯ сторона, купающаяся в свете, согретая солнцем – НОВЫЙ ЗАВЕТ. ЗАПАДНАЯ стена – почти всегда украшалась образом СТРАШНОГО СУДА. – т.о. солнце в момент заката освещает картину последнего дня мира. 3/ Кроме ориентаций по сторонам света существовала иерархия ПРАВОЙ и ЛЕВОЙ сторон. ПРАВАЯ сторона как место для избранных, ЛЕВАЯ – для более скромных. Об этом говорится в Псалтире « Предста Царица, одесную тебе …». В третьем видении в «Пастыре» Гермы (ЕРМЕ) ( книга (2 век), встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами   Нового Завета).

Изображение слайда

Слайд 11

РОЗА. ЭКСТЕРЬЕР и ИНТЕРЬЕР собора Парижской Богоматери

Изображение слайда

Слайд 12

По правую руку св. апостол Петр, по левую — святой Павел. Донце поминального сосуда. 4 в. Рим.

Изображение слайда

Слайд 13

Спаситель, апостолы, символы евангелистов. Слева от Христа - синагога, справа церковь. Базилика Санта Пуденциана. Рим. 402—417 гг.

Изображение слайда

Слайд 14

Так. в СЦЕНАХ Распятие и Страшного Суда - По правую руку должна изображаться Богоматерь, по левую — святой Иоанн. Т. к. Дева Мария олицетворяла Церковь, а Иоанн – синагогу. «Распятие» с изображением Экклезии, Марии, Иоанна, Синагоги, в угловых медальонах представлены добродетели: послушание, терпение, смирение, любовь. Миниатюра. Страстбург. Около 1260 г. Псалтирь Шеренберга. Рукопись. Пергамент.

Изображение слайда

Слайд 15

4/ Верхняя часть считалась более почетной, чем нижняя. Яснее всего это видно в образе «Церковь Торжествующая» (собор Нотр Дам де Пари. Париж). Здесь последовательно изображены ряды праотцев, пророков, мучеников, праведников и святых дев. Подобным образом иерархия святости принята и в литургии. Любовь к порядку распространяется и на мелкие детали. Например, консоли, несущие ста- туи порталов, всегда исполнены в виде какой-нибудь скорченной фигурки. Но это не декор. Это персонажи второго плана, но всегда связанные с главным. Так апостолы попирают ногами преследовавших их императоров. Моисей стоит на золотом тельце; ангелы на драко -не. Сам Спаситель наступает ногой на аспида (змея) – это консоль триумфа, но есть и просто указывающие на главный персонаж или какую-то его черту.. Так в соборе Шартра пророк Валаам стоит на ослице (ил), царица Савская как бы попирает арапчонка, нагруженного дарами страны Офир,

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17

1. КОНСОЛИ. Апостолы стоящие на своих гонителях. 1220-1230 гг. Собор Нотр-Дам- де Пари. Париж. Франция. Правый портал. Страшный Суд

Изображение слайда

Слайд 18

ВЕРХ – НИЗ и СИММЕТРИЯ. ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ. Витражи Шартрского собора 13 век. Франция.

Изображение слайда

Слайд 19

Собор г. Шартр.

Изображение слайда

Слайд 20

ЧИСЛА. Учение о ми стической силе чисел пришла, как многое другое из античности, от неоплатоников, которые в свою очередь позаимствовали у Пифагора. Средневековый богослов св. Августин писал о числах как о мыслях Бога: «божественная Премудрость узнается в числах, отпечатанных во всех вещах. Мир физический и мир моральный основаны на вечных числах. Мы чувствуем, что очарование танца в его ритме, т.е. в числе; в таком случае, основа вечной красоты – в мере, гармоническом числе. Т.е. учение о числах – учение о Вселенной в целом, в цифрах скрывается тайна устрой- ства мира (Августин. О свободной воли)». Подобные мысли высказывали и др. богословы.

Изображение слайда

Слайд 21

Этот постулат передавался из века в век. Символическое значение каждого числа выверено по текстам Писания, в коих упоминаются числа. Основной ряд - от 1 до 9, далее отдельные числа. Например, число «12» - все ученые в его толковании едины. «12» - это число вселенской Церкви, недаром Иисус пожелал, чтобы апостолов было 12. «12» - есть произведение «3» и «4», а число «3» - число Троицы, а следовательно души, созданной по образу Троицы - одно символизирует весь духовный мир в целом. «4» - число элементов – символ всего материального тела, всего мира, состоящего из различных сочетаний этих четырех элементов. Умножение трех на четыре означает мистическое проникновение в область духа, возвещение миру истин веры, установление вселенской Церкви, символом которой являются апостолы. Богословы, как восточные, так и западные искали смысл в сложении, умножении двузначных, трехзначных чисел.

Изображение слайда

Слайд 22

Число «7» - еще отцы Церкви называли его первым из мистических чисел. Средневековые же богословы отмечали. Что оно складывается из «4»- телесного числа и «3» - числа души. И может называться числом человечества и выражает единение в человеке двух природ. Все, что есть в человеке может быть выражено через семерку – его жизнь делится на семь возрастов, каждому из возрастов соответствует одна из семи добродетелей. Мы можем стать добродетельными, обращая к Богу семь прошений молитвы «Отче наш».

Изображение слайда

Слайд 23

3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИ Я – СИСТЕМА СИМВОЛОВ. Со времен катакомб христианство изъясняется посредством образов — показывая одно, подразумевает в нем другое Так, в сцене Страшного Суда - неразумные девы по левую руку Христа, и разумные — по правую, означают здесь избранных и отверженных. Все комментарии Новому Завету, говорят, что 5 неразумных дев означают похоть 5 чувств, а 5 разумных— 5 видов внутреннего созерцания.

Изображение слайда

Слайд 24

Символичны и обряды и одежды священников. Так двурогая митра – означает Ветхий и Новый заветы

Изображение слайда

Слайд 25

. Исполнены символики и храмовые интерьеры. Так, в алтаре Сент- Шапель скульпторы поместили у 12 опор 12 статуй апостолов, несущих медальоны с посвятительными крестами. Согласно учению литургистов, епископ, освящая церковь, должен начертать 12 крестов на 12 колоннах нефа или хора — этим он показывает, что 12 апостолов суть истинные столпы храма. Это уподобление самым удачным образом воплощено в образ в интерьере Сент- Шапель.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ

, ЛИТЕРАТУРА 1. Маль, Эмиль. искусство XIII века во Франции / Эмиль Маль ; [пер. с фр. Анны Пожидаевой и Дильшат Харман под ред. Натальи Веденеевой и др.]. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. (есть в интернете)

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено