ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ — презентация
logo
ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • . ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА средневекового искусства ВТОРОЙ - ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
  • ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ
1/13

Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА средневекового искусства ВТОРОЙ - ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА

Преподаватель кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Нина Михайловна ТУРЦОВА,

Изображение слайда

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА 1. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 5 – 14 вв. 2. ИСКУССТВО эпохи ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ второй половины 13 - первой трети 16 в. 3. ИСКУССТВО середины 16 -17 вв. Формирование больших европейских стилей. 4. ИСКУССТВО 18 в. Стили и направления. Барокко. Классицизм. Реализм. 5. ИСКУССТВО 19 в. Стили и направления. Классицизм. Романтизм. Реализм. Эклектика. Импрессионизм 6. ИСКУССТВО 20 в. Стили и направления. Модерн. Авангард. Возрождение старых стилей. 7. ИСКУССТВО второй половины 20 – начало 21 в. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 5 – 14 вв. Первая часть лекций посвящена одному из самых значительных этапов развития христианского искусства - СРЕДНИМ ВЕКАМ. Это время обогатило человечество новыми материальными и духовными ценностями, которые составили основу нашей цивилизации. Это эпоха зарождения европейских наций, формирования величайших мировых религий, государств Западной Европы: сложения языков, на которых мы говорим. По сравнению с предыдущим Античным периодом, культура Средневековья отличается большим многообра-зием и масштабностью. Если коснуться мировой истории, то важно отметить, что в эту эпоху, существовало и развивалось несколько весьма различных, но почти одинаково мощных цивилизаций, таких как Западная Европа, Византия, Киевская Русь, Иран, Индия, Китай. .

Изображение слайда

Слайд 3

Средневековье - это огромный временной промежуток между двумя периодами: рабовладельческим строем и капитализмом. Из курса мировой истории известно, что в Средние века происходит формирование, расцвет и разложение феодальной общественно-экономической формации. Переход к феодализму в разных государствах происходил неодновременно и в разных условиях. У одних народов он зарождался внутри рабовладельческого строя и утверждался в результате его крушения. Другие народы, а это большая часть европейских, вступали в феодализм, минуя рабовладельческую стадию развития, и еще долго сохраняли черты родового строя. Поэтому проблема периодизации – одна из самых сложных при изучении Средних веков, даже при изучении культуры стран одного, европейского региона.

Изображение слайда

Слайд 4

Историки традиционно делят историю средних веков ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ на три периода. 1/ Раннее средневековье — период ста­новления феодальных отношений; 2, Классическое средневековье — эпоха развитого феодализма и, 3/ позднее средневековье — период постепенного упадка феодализма и зарождения капитализма. Хронологические рамки этих периодов у разных народов различны. Для Европы: раннее средневековье—это время с середи­ны 5 века до 10 века (включительно), период развитого феодализма охватывает 11—15 века, и позднее, средневековье приходится на 16—17 века (до английской буржуазной революции середины 17 в.). Периодизация искусства Западной Европы в целом совпадает с общей исторической периодизацией, но в качестве основы здесь были приняты некоторые формальные признаки архитектуры. 1-й период – «ДОРОМАНСКИЙ », длившийся от начала падения Римской империи – 476 год до конца 10 в. Он характеризуется отсутствием единого стиля и разнообразием форм, сложившихся под влиянием взаимодействия различных художественных традиций.

Изображение слайда

Слайд 5

ДОРОМАНСКИЙ ПЕРИОД распадается на два основных периода: 1/ Эпоха варваров и 2/ эпоха Каролингов 2-й период – «РОМАНСКИЙ » - 11 - 12 века, начал складываться с конца 10 века. 3-й период - «ГОТИЧЕСКИЙ » - 13 -14 века. Впрочем, и здесь будут встречаться разночтения. Так, например, - в Италии и Германии Р оманский период не ограничивается 12 столетием, а захватывает значительную часть 13 века; а на северо-востоке Франции вторая половина 12 века принадлежит уже следующему периоду, Готическому. Относительно эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ – она рассматривается как самостоятель -ная. Однако, в это время происходит отход от эстетики Средних веков, поэтому в курс изучения средневекового искусства входят только ранние этапы. Несмотря на то, что с позиций истории ВОЗРОЖДЕНИЕ – это средневековье.

Изображение слайда

Слайд 6

История изучения. Западноевропейскому средневековью не посчастливилось оказаться между двумя выдающимися эпохами реалистического искусства, Античнос-тью и Возрождением, поэтому с редневековое искусство Европы, также как и Византии, с его специфическим языком, довольно поздно получили заслу-женную оценку и признание. Историческая память обошлась с ним крайне несправедливо. Понятие «средние века» возникло в Италии 15 – 16 вв. как уничижи-тельное. Их искусство воспринималось периодом забвения говорили о нем как о «застойной» и «косной» эпохе, считали ее культурным и историческим «провалом между двумя величайшими эпохами Античностью и Возрожде-нием. Гуманисты 16 - 17 вв. и просветители 18 века именовали средние века - «темные столетия». Драматург Жан Батист Мольер в письме к художнику Пьеру Миньяру отзывался о соборе Парижской Божией Матери как о прояв-лении ужасного вкуса предков, его возмущало обилие скульптурных изобра-жений чудовищ на храмах.

Изображение слайда

Слайд 7

Другой знаменитый француз, философ Жан Жак Руссо писал: «порталы наших готических церквей высятся позором для тех, кто имел терпение их строить». Во ВРЕМЕНА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ конца 18 в. подобные суждения, подкрепленные ненавистью к старому режиму привели к уничто-жению ряда средневековых памятников, «оскорбляющих чувства республи-канцев. Были снесены церковь аббатства Клюни, церковь Сен-Мартен в Туре, сбиты статуи собора Парижской Божией Матери. Все это происходило потому, что ученые не учитывали специфики раз-вития культуры и искусства этого времени. Они подходили к ее оценке с по-зиций и стандартов своей эпохи. Понять культуру прошлого можно только при строгом историческом подходе, измеряя ее соответствующей ей и только ей меркой. Единого масштаба для разных эпох не существует.

Изображение слайда

Слайд 8

В разные эпохи и в различных культурах люди воспринимают и осознают мир по-своему, конструируют свою особую картину мира. Изучение памятников средневекового искусства началось в разных странах Западной Европы в разное время. Н езадолго до печальных событий во Фран - ции, в Германии уже было положено начало изучению архитектуры средневе - ковья. В 1772 г. Иоганн Вольфганг Гете опубликовал статью «О немецкой архи- тектуре », а во 2-й четверти 19 века. В 1830-х гг. археолог Александр Ленуар создал в Париже Музей французских памятников, собрав в нем фрагменты де- кора парижских церквей. В 1877 г. возник Комитет по историческим памят - никам. Его лидерами были архитектор Эжен Виолле - ле -Дюк и писатель Прос - пер Мериме. Виолле - ле -Дюк сосредоточил усилия на изучении и реставрации памятников зодчества и уже в 1854 – 1868 гг. опубликовал 10-ти томный «Тол- ковый словарь архитектуры 11 – 16 веков». Проспер Мериме положил начало изучению средневековой живописи. Увлечение средневековьем началось и в других странах. В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВНИМАНИЕ К НЕМУ УЖЕ НЕ ОСЛАБЕВАЛО.

Изображение слайда

Слайд 9

Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — была могущественной и важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Все это нашло отражение в твор-честве художников, искусство которых выражало как все христианское искусство было языком знаков и символов. Другая особенность средневекового искусства — это близость его к народному тво-рчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов — все это наложило отпечаток на искусство средне- вековья. В средние века во многих странах Европы не забывали о достижениях античного мира, искусстве греков и римлян. Но средневековое искусство более многослойное, чем искусство древнего мира. Конечно, среди произведений средневекового искусства больше всего сохранились памятники именно религиозного характера.

Изображение слайда

Слайд 10

Церковь всегда понимала силу искусства, относилась к нему как к Священному Писанию для неграмотных, главная задача которого — наставлять в вере. Земное сущест-вование, которое в соответствии с христианской религией ничтожно по сравнению с загро-бной жизнью, не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Тело — лишь уродливая тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу Античности. Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам, оно превраща-ется в символы запредельного. Вырабатывается иная система пластического языка, выра-зительных приемов. Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусс-тва Античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир челове -ка. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. ИЗНАЧАЛЬНО - ОБЩИЕ КОРНИ ИСКУССТВА ХРИСТИАНСКИХ СТРАН. ОТЛИЧИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ ПОСТЕПЕННО. - ВОСТОК Предпочитает в иконах созерцательноть. ЗАПАД - склонен создавать экспрессивные, а затем и чувственные образы - ВОСТОК почитает иконы. ЗАПАД более склонен почитать мощи святых.

Изображение слайда

Слайд 11

Два пути познания и их влияние на развитие средневекового символизма: « апофатизм » и « катафатизм ». ВОСТОК следует апофатической теологии, которая отрицает какие либо определения Господа, поскольку все они лишены полноты Истины и только мистическим опытом можно приблизиться к познанию ТОГО, КТО выше всякого знания. ЗАПАД более склонен к « катафатизму », полагавшему, что через множество символов можно приблизится к пониманию Истины. Отсюда умножение имен-символов. КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ИМЕЕТ ЦЕЛЫЙ РЯД ЗНАЧЕНИЙ.

Изображение слайда

Слайд 12

, ЛИТЕРАТУРА Основная литература История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение / Нессельштраус Ц. Г., Банк А. В., Гущин А. С. и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 380 с. (е сть в интернете – адрес - https://djvu.online/file/NlJJmJXOEdjwj Ильина Т.В. История искусств. В 2 т. Т. 1 : История зарубежного искусства. 3-е изд. М., 2000. (Характеристика эпохи – сс. 31-32; Дороманский – сс. 31-37; Романский Сс. 36-47; Готический – сс. 46-58). ( есть в интернете ) Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб., 2000. ( есть в интернете ) 4. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л.-М.: Искусство, 1964. — 390 с. 5. Маль, Эмиль. и скусство XIII века во Франции / Эмиль Маль ; [пер. с фр. Анны Пожидаевой и Дильшат Харман под ред. Натальи Веденеевой и др.]. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. ( есть в интернете )

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ОБЩАЯ

Дополнительная литература (первоисточники): 1. Иаков Ворагинский Якоб. Золотая легенда. Jacobus a Voragine. Legenda Aurea / Пер. с лат. В 2 т. – М.: Изд-во Францисканцев, 2022. 2. Каулибус И. де Размышления о жизни Христа / Иоанн де Каулибус (Псевдо- Бонавентура ) ; [пер. с лат. Т. Бородай]. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. - 311 с., [8] л. цв. ил. ; 22 см.. - Справочная литература: Власов, Виктор Георгиевич. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : [в 10 т.] / Виктор Власов. - СПб. : Азбука-классика, 2004-2010. 2. Католическая энциклопедия. В 5 томах. М.: Издательство Францисканцев, 2002-2013 : Т.1: А-З. – M.: Изд-во   Францисканцев, 2002. – 1010 с., ил. 1906 стб. Ил. Т. 2: И-Л. – M.: Изд-во   Францисканцев, 2005. – 964 с., ил. 1818 стб. ил Т. 3: М-П. – M.: Изд-во   Францисканцев, 2007. – 1010 с., ил. Т.4: Р-Ф. – M.: Изд-во   Францисканцев, 2011. - 1000 с., ил. 1962 стб. Т. 5: Х-Я. A – W – M.: Изд-во   Францисканцев, 2013. – 788 с., ил. 933 Стб. Есть в Библиотеке СПб ДА. 3. Железная корона   //  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона   : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено