Первый слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. РОМАНСКИЙ ПЕРИОД. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Х – первой половины XIII ВЕКА ВТОРОЙ КУРС. Иконописное отделение СПб ДА
Преподаватель кандидат искусствоведения, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Нина Михайловна ТУРЦОВА
Слайд 2: ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Романский период, по традиции, делится на две эпохи: 11 век – ранний период; 12 век – зрелый период ОДНАКО Развитие искусства в разных государствах шло неравномерно – отсюда необходимость уточнения периодизации: 11 век – часть 13 века – Романский период в Италии и Германии; 11 – первая половина 12 века – Романский период во Франции.
Слайд 3
Конец IX — начало X века ДЛЯ Западной Европы - время разрухи и бедствий. Набеги норманнов, венгров, арабов. осевших в Испании. Только в середине X века на континенте вновь появилось могущественное государство — Оттоновская империя, (восточная часть распавшейся империи Каролингов), способное вернуть мирную жизнь в Европе. Возникновение и расцвет рыцарства, рыцарской поэзии миннезингеров, расцвет монастырей, интенсивное развитие городов.
Слайд 4: Архитектура Романского периода
Романский период – эпоха относительного покоя, но на характер её архитектуры отложила отпечаток предыдущая эпоха – войн и бедствий. Т. е. архитектура Романского периода имеет крепостной или замковый характер. Каменное строительство преобладает над деревянным. Даже перекрытия зданий з теперь не деревянные, а каменные. Колонны заменяют на столбы, но колонны не исчезают – они теперь имеют декоративный характер. Окна небольшие, нередко – щелевидные. Заимствования из Римской архитектуры.
Слайд 5: Светская архитектура
Замки. Завершается формирование ансамблей замков. Место возведения, обычно, - возвышенность, остров широких рек или озёр. Замок, одновременно, крепость и дом феодала. Центр замка – это высокая башня (3-4 этажа) – «донжон» – последнее убежище на случай осады. Верхний этаж – место для дозора; 2-й этаж – жилище рыцаря. С 12 в. рядом с донжоном строили дом хозяина замка, хозяйственные постройки
Слайд 6
Основной частью замка – стены, толщиной в несколько метров, которые окружали рвы, наполненные водой. Стены башни завершались зубцами, позади которых возводили настил, откуда защитники крепости обстреливали врага. Единственный вход в замок – через ворота башни, к которым вел перекидной мост.
Слайд 7: Донжон. Замок Шато- Гайяр. Франция
Донжон замка Шато-Гайар. вход и арочные машикули. Реконструкция Виолле - ле -Дюка
Слайд 8
ГОРОДА. Города возникали близ замков В ряде регионов они вырастали на основе древнеримского поселения (это считалось признаком его бла городного происхождения города). Как и заимки г орода также обносились мощными стенами, иногда в несколько колец, укрепл яли сь рвом, у мостов и ворот круглосуточно находилась стража. На ночь улицы перегораживались цепями. ЭКОНОМИЯ ПЛОЩАДИ: Улицы узкие так, чтобы мог проехать рыцарь, держа наперевес копье. Город рос вверх – дома строили в несколько этажей, причем верхние, обы-чно жилые, нависали над нижними, где устраивали торговые и ремесленные лавки. Селились горожане в соответствие с родом занятий : улица ткачей, улица гончаров, плотников, и пр.
Слайд 10
С XII в., когда началось массовое возведение городов, характерной становится регулярная планировка. План определяли проведенные под прямым углом цент ральные магистрали, на пересечении коих размещался жизненный центр горо да - рыночная площадь с церковью. Вокруг располагались различные общественные здания: резиденция епископа и крытый рынок, биржа, таможня, суд, больница.
Слайд 11
ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: Оно т акже воплощает идеалы своего времени: мощь, строгость, функциональность и обороноспособность. Поэтому вся архитектура Романского периода называется Замковой или монастырской. Господствующим типом храма – остается – базилика. Центром города был кафедральный городской собор. Собор строили с расчетом вместить в него все население города. Но ее план и композиция усложнились.
Слайд 13
Широкое распространение получил второй трансепт, увеличилась восточная часть. Вокруг апсиды, завершающий хор, часто создается обход – так называемый ДЕАМБУЛАТОРИЙ, по которому моля- щиеся обходили главный алтарь. Он часто окружался венцом маленьких капелл- абсидиол. Центральный неф отделялся от боковых нефов аркадами. Аркады, если потолки были плоскими, опирались на колонны, чередующиеся со столпами. А если потолки полуциркульные то – на столпы с выступаю- щими полуколоннами или пилястрами. К базиликам обычно примыкали открытые дворы «клуатры» или « крейцганги »
Слайд 16: ФРАНЦИЯ
В архитектуре Западной Европы ведущая роль принадлежала Франции. Здесь сформировалось шесть самостоятельных школ архитектуры, различавшихся разнообразием приемов. Это -Бургундия, Прованс, Оверни, Перигор, Пуату, Нормандия. Передовая – Школа Бургундии – наиболее близка к древнеримской архитектуре. Характерные черты – коробовый свод, стрельчатая арка.
Слайд 17
Школа Прованса - наиболее близка к древнеримской архитектуре. Треугольные фронтоны, антаблементы. Школа Нормандии - строгость Школа Пуату – невысокие церкви; Школа Оверни – трехцветная кладка стен, отсутствие декора; Школа Перигора – широкое применение куполов
Слайд 19
ИТАЛИЯ. Архитектура. 11 – до середины 13 в. В отличие от Франции здесь нет разнообразных приемов. Но имеется ряд декоративных элементов, которые позаимствуют другие страны – Русь, Германия. Это 1/ Ломбардские полосы – ряды маленьких полуциркульных арочек: Пример – декор базилииа САН АМБРОДЖО в г. МИЛАНЕ, Италия.
Слайд 20
2/ Аркатурно -колончатый пояс – маленькие арочки, опирающиеся на колонки Пример - декор СОБОРА и БАШНИ в г. ПИЗА.
Слайд 21
3/ В середине 11 века возникает особый вид порталов – навес над дверьми (иногда 2х ярусный), опирающийся на две, вынесенные вперед колонны. Основанием для них служили фигуры атлантов или львов. Пример, - портал собора САН ДЗЕНО в г. Верона, Италия.
Слайд 22: ИЗО-ИСКУССТВО. Романский период
Церковь стремится сделать искусство наставлением в вере. Распространение получили такие сюжеты : Страшный Суд, Видения Апокалипсиса, истории мучеников. Сцены борьбы за человеческую душу. Любовь ко всему фантастическому, чудовищному. Это искусство, в первую очередь, интеллектуальное поучительное, и во вторую очередь – для эстетического наслаждения. Язык условный, символичный (символика предметная и числительная), крайняя стилизация форм. Трактат Теофила – 1я половина 12 века.
Слайд 23
СКУЛЬПТУРА Романского периода. Общие черты. В 11 веке скульптура переживает свой РАСЦВЕТ. Она декорирует не только интерьеры, но и экстерьеры – наружные стены. Единой системы декора еще не выработано. Скульптура, в основном сосредотачивается на западном фасаде и капителях колонн. Язык условный, символичный (символика предметная и числительная), крайняя стилизация форм.
Слайд 24
ФРАНЦИЯ. 4 основных центра развития скульптуры: ЛАНГЕДОК, БУРГУНДИЯ, ПРОВАНС, ИЛЬ де ФРАНС. Аббатство Муассак было основано лично франкским королем Хлодвигом на следующий день после победы над вестготами еще в 506 году. Согласно преданию, накануне битвы, Хлодвиг дал обет воздвигнуть обитель для 1000 монахов (в память о тысяче своих воинов, погибших в битве), если одержит победу над вестготами. Расцвет аббатства в 12 веке. – оно на дороге паломников, идущих в Святую землю.
Слайд 25
ЛАНГЕДОК: Св. пр. Иеремия. Южный портал храма в аббатстве Муассак. ХАРАКТЕРИСТИКА СКУЛЬПТУРЫ ЛАНГЕДОКА: Ирреальность образов, Крайняя произвольность пропорций, тенденция крайней удлиненности фигур (пр. Иеремия, ап. Пётр) Немотивированные перекрещивания ног Своеобразная трактовка складок, образуемых 2-3 бороздами
Слайд 26
ЛАНГЕДОК: Тимпан юго-западного портала храма абб. Муассак 1130-1150 гг. Сцена из Апокалипсиса – Видение Господа на троне
Слайд 27
БУРГУНДИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА СКУЛЬПТУРЫ Близка к школе Лангедока, но отличается большей человечностью образов, попыткой передачи душевных порывов. Фактура более живописная, чем у мастеров Лангедока. Пример – скульптура тимпана собора в г. Отэне, до 1140 года. Известно имя мастера этой работы - Гислеберт. СЮЖЕТ : Страшный Суд. В центре огромная фигура Спасителя – СЛЕВА – праведники, идущие в Рай, - ощущение радости. СПРАВА – взвешивание душ и ад – ощущение ужаса.
Слайд 28
Франция. БУРГУНДИЯ. Страшный Суд. Скульптура тимпана собора в г. Отэне, до 1140 года. Гислеберт.
Слайд 29
Праматерь Ева. Скульптура собора в г. Отэне, до 1140 года Бегство в Египет. Капитель колонны собора в г. Отэне, до 1140 года Франция. БУРГУНДИЯ.
Слайд 30
Франция. ШКОЛА ПРОВАНСА – Влияние Античности; Естественность пропорций; В еличественный покой поз. Скульптура фасада храма Сен-Трофим в Арле. 1180-1200 г. по Фигуры апостолов, напоминающие античных философов и риторов. естественность пропорций, величественный покой поз.
Слайд 31
Франция. ШКОЛА области ИЛЬ ДЕ ФРАНС – королевский портал собора в г. Шартр. 1145-1150 гг. Влияние школ Лангед ока и Бургундии. – неестественно вытянутые фигуры. Реальные черты – одежа, прически женщин.
Слайд 32
ГЕРМАНИЯ. В начале Романского периода здесь оживление художественной жизни, связанное с возрастанием политического веса Германии во времена саксонской династии и восстановлением в 962 г. Оттоном Первым империи (Священная римская империя германской нации). Водворение твердого порядка, связи с Италией и Византией - создали поч ву для расцвета изо-искусств, так наз. « Оттоновское возрождение». Однако скульптура под влиянием ФРАНЦУЗСКОЙ и не являет особого интереса, как явление. Сохраняется искусство литья. Самым значительным явлением Оттоновской пластики было создание бронзовых врат собора в Гильдесгейме, около 1008 – 1015 годами.
Слайд 33
ГЕРМАНИЯ. Бронзовые врата собора в Гильдесгейме, между 1008 – 1015 годами. Общий вид. 16 композиций из Ветхого и Нового Заветов.
Слайд 34
ГЕРМАНИЯ. Бронзовые врата собора в Гильдесгейме, между 1008 – 1015 годами. Фрагмент.
Слайд 35
ГЕРМАНИЯ. Бронзовые врата собора в Гильдесгейме, между 1008 – 1015 годами. Фрагмент.
Слайд 36
ИТАЛИЯ Искусство Италии 11-12 веков и в первой половине 13 века представляли чрезвычайно пеструю картину. Венеция, ее область и юг с Сицилией – представляли форпосты византийского искусства. В большей части северных областей – господствовал романский стиль, В средней части Италии – особые течения – основной центр – РИМ. Тут и формы Оттоновского немецкого искусства и влияние Византии.
Слайд 37
ИТАЛИЯ. Монументальная скульптура, как и повсеместно, связана с оформлением фасадов храмов. Но ее специфические задачи – оформление церковных кафедр, епископских тронов, монументальных подсвечников, для пасхальных свечей. В зрелую фаза иск-во скульптуры входит только на рубеже 11-12 веков.
Слайд 38
ИТАЛИЯ. В зрелую фаза искусство скульптуры входит только на рубеже 11-12 веков. Епископский трон в ц. города БАРИ
Слайд 39
Ломбардская школа. Мастер Виллегельмус. Сотворение Адама. Начало 12 века. Рельеф на соборе г. Модены.
Слайд 40
Ломбардская школа. Мастер Виллегельмус. Сотворение Адама и Евы. Рельефы на соборе г. Модены. Начало 12 века.
Слайд 41
Ломбардская школа. Мастер Виллегельмус. Сотворение Адама и Евы. Рельефы на соборе г. Модены. Начало 12 века
Слайд 42
В конце 12 века североитальянская скульптура уже находится под влиянием Франции, школ Прованса и Иль де Франс. Оно проявилось в искусстве последнего крупного мастера рубежа 12-13 вв. Бенедетто Антелами. Бенедетто Антелами. Виноградарь. Музыкант.
Слайд 43
АНГЛИЯ. ТЕКСТИЛЬ. КОВЕР ИЗ БАЙЁ. Около 1080 г. Коронация. Ковер из Байё. ок. 1080 г.
Слайд 44
АНГЛИЯ. ТЕКСТИЛЬ. КОВЕР ИЗ БАЙЁ. Около 1080 г. Корабли викингов. КОВЕР ИЗ БАЙЁ. Около 1080 г.
Слайд 45
Основная литература Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья / Новая история искусства. СПб., 2000. (есть. в интернете) АДРЕС: https://vk.com/doc357720567_437813670?hash=A4cwU11CGz927fHUwP91wgJ5d9ZD3sQZbBk0ELUq4Vg&dl=ZTpxaL7VlyAnyQmLWExl7qYNHNdVhgaH5zMsfzXnVhc 2. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. Л.-М.: Искусство, 1964. — 390 с. 3. Нессельштраус Ц. Г., Банк А. В., Гущин А. С. и др. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 380 с. 4. Маль, Эмиль. искусство XIII века во Франции / Эмиль Маль ; [пер. с фр. Анны Пожидаевой и Дильшат Харман под ред. Натальи Веденеевой и др.]. - Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. (есть в интернете) : Литература
Последний слайд презентации: ЦЕРКОВНОЕ ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО. РОМАНСКИЙ ПЕРИОД. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ
Дополнительная литература (первоисточники): 1. Иаков Ворагинский Якоб. Золотая легенда. Jacobus a Voragine. Legenda Aurea / Пер. с лат. В 2 т. – М.: Изд-во Францисканцев, 2022. 2. Каулибус И. де Размышления о жизни Христа / Иоанн де Каулибус (Псевдо- Бо - навентура ) ; [пер. с лат. Т. Бородай]. - Москва : Институт философии, тео - логии и истории св. Фомы, 2011. - 311 с., [8] л. цв. ил. ; 22 см.. - Справочная литература: 1. Власов, Виктор Георгиевич. Новый энциклопедический словарь изобразитель- ного искусства: [в 10 т.] / Виктор Власов. - СПб. : Азбука-классика, 2004- 2010. 2. Католическая энциклопедия. В 5 томах. М.: Издательство Францисканцев, 2002-2013. Есть в Библиотеке СПб ДА. 3.Железная корона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.