Читательская грамотность: задания, связанные со сплошными, несплошными и — презентация
logo
Читательская грамотность: задания, связанные со сплошными, несплошными и
  • Читательская грамотность: задания, связанные со сплошными, несплошными и смешанными текстами
  • Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
  • Найти и извлечь
  • Интегрировать и интерпретировать
  • Осмыслить и оценить
  • Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
  • Найти и извлечь
  • Интегрировать и интерпретировать
  • Осмыслить и оценить
  • Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
  • Найти и извлечь
  • Интегрировать и интерпретировать
  • Осмыслить и оценить
  • Несплошные тексты Какие пункты включает в себя схема анализа стихотворения в прозе «Нищий»?
  • Найти и извлечь Просмотр текста и нахождение информации
  • Несплошные тексты
  • Несплошные тексты
  • Смешанные тексты
  • Спасибо за внимание!
1/19

Первый слайд презентации: Читательская грамотность: задания, связанные со сплошными, несплошными и смешанными текстами

Абаева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ пгт Мирный

Изображение слайда

Слайд 2: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

СОБАКА Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом... И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами... Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Изображение слайда

Слайд 3: Найти и извлечь

Что, по мнению автора, является причиной, уравнивающей человека (лирического героя) и собаку? СОБАКА Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом... И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами... Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Изображение слайда

Слайд 4: Интегрировать и интерпретировать

Выявление буквального смысла. Объясните смысл предложения: «И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой». СОБАКА Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом... И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами... Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Изображение слайда

Слайд 5: Осмыслить и оценить

Актуальна ли ситуация, описанная в произведении? СОБАКА Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом... И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами... Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Изображение слайда

Слайд 6: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь — довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и  сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

Изображение слайда

Слайд 7: Найти и извлечь

Найдите черты портрета героя, которые подчёркивают его настроение. Какие возможные причины для хорошего настроения молодого человека перечисляет автор? ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь — довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и  сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

Изображение слайда

Слайд 8: Интегрировать и интерпретировать

Обобщение и формулирование выводов. В чём заключалась истинная причина радости молодого человека? ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь — довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и  сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

Изображение слайда

Слайд 9: Осмыслить и оценить

Размышление над содержанием и формой Можем ли мы догадаться о том, как автор относится к персонажу? Какие фразы демонстрируют нам авторское отношение к герою? ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь — довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и  сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

Изображение слайда

Слайд 10: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

ЧЬЯ ВИНА? Она протянула мне свою нежную, бледную руку... а я с суровой грубостью оттолкнул ее. Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая, чистая душа. — Какая моя вина? — шепчут ее губы. — Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты. И все-таки велика твоя вина передо мною. Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах? Вот она: ты — молодость; я — старость.

Изображение слайда

Слайд 11: Найти и извлечь

Какое противопоставление содержится в первом абзаце? Найдите противоречие в ответе на вопрос «Какая моя вина?» ЧЬЯ ВИНА? Она протянула мне свою нежную, бледную руку... а я с суровой грубостью оттолкнул ее. Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая, чистая душа. — Какая моя вина? — шепчут ее губы. — Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты. И все-таки велика твоя вина передо мною. Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах? Вот она: ты — молодость; я — старость.

Изображение слайда

Слайд 12: Интегрировать и интерпретировать

Выявление буквального смысла В чём заключается «вина» молодости перед старостью? Как можно объяснить смысл этого выражения? ЧЬЯ ВИНА? Она протянула мне свою нежную, бледную руку... а я с суровой грубостью оттолкнул ее. Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая, чистая душа. — Какая моя вина? — шепчут ее губы. — Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты. И все-таки велика твоя вина передо мною. Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах? Вот она: ты — молодость; я — старость.

Изображение слайда

Слайд 13: Осмыслить и оценить

Размышление над содержанием и формой Найдите в тексте признаки лирического произведения. Почему мысль о ненависти старости к молодости Тургенев облёк в форму стихотворения в прозе? ЧЬЯ ВИНА? Она протянула мне свою нежную, бледную руку... а я с суровой грубостью оттолкнул ее. Недоумение выразилось на молодом, милом лице; молодые добрые глаза глядят на меня с укором; не понимает меня молодая, чистая душа. — Какая моя вина? — шепчут ее губы. — Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты. И все-таки велика твоя вина передо мною. Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах? Вот она: ты — молодость; я — старость.

Изображение слайда

Слайд 14: Несплошные тексты Какие пункты включает в себя схема анализа стихотворения в прозе «Нищий»?

Изображение слайда

Слайд 15: Найти и извлечь Просмотр текста и нахождение информации

Приведите примеры заглавий, представляющих собою -метафорические обобщения - конструкции с излагаемыми в тексте чувствами

Изображение слайда

Слайд 16: Несплошные тексты

Сколько заданий содержит часть В? На какие вопросы из части В вы дадите развёрнутый ответ, а на какие – более краткий? Как следует выполнять задания из части С?

Изображение слайда

Слайд 17: Несплошные тексты

Какая тема объединяет все названные стихотворения в прозе? Как вы считаете, стихотворения в прозе расположены на этой схеме в случайном порядке или можно проследить определённую логику в их последовательности?

Изображение слайда

Слайд 18: Смешанные тексты

1. К какому жанру относится произведение «Чья вина»? 2. В каком году написано произведение? 3. Какой раздел сайта содержит информацию об упомянутом произведении?

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Читательская грамотность: задания, связанные со сплошными, несплошными и: Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено