Первый слайд презентации: Что за прелесть эти сказки!» Учебный проект к юбилею А.С. Пушкина
( 1799 – 1837) Участники : группа учеников 2 «В» класса Руководитель : Семенова Наталия Геннадиевна
Слайд 3: Проблематика учебного проекта
Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся углубить свои знания знакомого литературного материала путем решения исследовательских задач познакомиться с различными способами познания нового материала овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности Проблемная ситуация – количество часов, отводимых учебным планом на изучение сказок А.С. Пушкина, ничтожно мало. За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников.
Слайд 4: Цели и задачи учебного проекта
Задачи – Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности Изучить необходимый справочный материал Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся Провести анализ набранного материала, систематизировать его Представить результаты работы в виде сообщения, докладов Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе
Слайд 5: План работы над проектом:
Постановка проблемы Деление на группы Обозначение целей, задач для каждой группы Первичный сбор информации по темам групп Проведение родительского собрания по работе над проектом Обработка собранного материала, систематизация Отчет о проделанной работе каждой группы Проведение предзащиты проекта Оформление печатных работ, компьютерной презентации Защита проекта
Слайд 6: Великий мастер сказок
“Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”. А.С.Пушкин
Слайд 11: Арина Родионовна
Неисчерпаемым источником вдохновения стала для поэта няня Арина Родионовна. Арина Родионовна рассказала поэту сказки Русского Севера, откуда она сама была родом. Благодаря ей Пушкин мог окунуться в волшебный мир северно-русских сказок. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью.
Слайд 13: Любимые сказки…
Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по - народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением. В 1831 году закончены сказки «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о попе и работнике его Балде» В 1833 году написаны еще две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В 1834 году появилась «Сказка о золотом петушке»
Слайд 15: 1 группа – учащиеся 2 «В» класса:
Тема работы : «Лексика сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем. Систематизировать отобранный материал. Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами). Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 16: Краткий иллюстративный материал 1 группа
Изразцы — керамическая (глиняная) обожженная глазурованная с лица, служившая для облицовки печей или украшения зданий. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Боярщина — в XVI-XVII вв. так назывались владения новгородских бояр на русском Севере. В XVIII в. этот термин сохранился для обозначения административной единицы. Чепрак — суконная или ковровая подстилка под седло.
Слайд 19: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир
Слайд 20
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
Слайд 21
Пошел, сел у берега моря; Там он стал веревку крутить, Да конец ее в море мочить.
Слайд 22
Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит старуха, А перед нею разбитое корыто.
Слайд 23
Царь к востоку войско шлет, Старший сын его ведет. Петушок угомонился, Шум утих, и он забылся.
Слайд 24: 2 группа – учащиеся 2 «В» класса
Тема работы: «Одежда, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения Систематизировать отобранный материал. Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения. Создать словарь старинной одежды Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 25: Краткий иллюстративный материал 2 группа
Кокошник — старинный русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой. Летник — старинная женская летняя одежда в Древней Руси. Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной), с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу. Ожерелье — в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха. Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок
Слайд 29: Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?
Слайд 30: Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи?
А) 3 раза Б) 5 раз В) 7 раз
Слайд 32: Назовите все желания старухи по порядку
1 2 3 4 5 Царица Корыто Столбовая дворянка Дом Владычица морская
Слайд 33: 3 группа – учащиеся 2В класса
Тема работы: «Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки Систематизировать отобранный материал. Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца) Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 34: Краткий иллюстративный материал 3 группа
Клеть — прямоугольный бревенчатый сруб. Очелье — фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Хоромы — в XVII -XVIII в. в. так называлось жилье, состоявшее из нескольких построек
Слайд 39: Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона
1 2 3 Комар Муха Шмель
Слайд 40: Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану
Про Царевну-лебедь Про белку Про 33 богатыря Повариха Ткачиха Бабариха
Слайд 41: Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины?
Ежемесячно Еженедельно Ежедневно
Слайд 42: Перечислите по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане
Белка 33 богатыря Царевна-лебедь
Слайд 43: Какими родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном?
Бабариха ткачиха повариха царь Салтан Царевна-Лебедь Царица Мать Бабушка Тетя Жена Тетя Отец
Слайд 45: 4 группа – учащиеся 2 «В» класса
Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказках Систематизировать отобранный материал. Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 46: Краткий иллюстративный материал 4 группа
Традиции русской трапезы На Руси с самых древних времён ни одно сколько-нибудь значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья. Музыка на Руси С самых древних времён на Руси ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски. Масляничные гулянья
Слайд 48: Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды?
«Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».
Слайд 50: В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием
1 2 3 вышибло ум прыгнул до потолка лишился языка
Слайд 51: За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей?
За 2 года За 3 года За 4 года
Слайд 52: В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком?
1 – помогли зайцы, 2 – закинул за тучу, 3 проскакал на коне.
Слайд 55: К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?
1 2 3 Солнце Ветер Месяц
Слайд 57: Определите занятие семи богатырей
отлов браконьеров охота охрана границ расчистка леса
Слайд 58: Сколько городов и теремов приготовил царь в приданое дочери?
7 городов и 140 теремов
Слайд 59: 5 группа – учащиеся 2 «В» класса
Тема работы: «Старинные книги XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать, какими были старинные книги во времена А.С. Пушкина, как они оформлялись и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Классифицировать сказки Пушкина. Систематизировать отобранный материал. Посмотреть, какие виды сказок дошли до наших дней Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 63: Что входит в обязанности золотого петушка?
будить царя воевать за царство охранять царство
Слайд 64: Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
Черномор Звездочет Колдун Чародей
Слайд 65: Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?
Волю первую твою Я исполню, как свою.
Слайд 66: Что попросил мудрец у царя за золотого петушка?
Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу.
Слайд 67: Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности?
Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку.
Слайд 70: Сопоставь литературного героя со сказкой
Гвидон Чертенок Елисей Звездочет Дворянка Кот ученый «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «У Лукоморья»
Слайд 71: Что или кто здесь лишний?
Волшебное зеркальце Волшебная палочка Золотая рыбка Золотой петушок
Слайд 72: Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил»?
«Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Слайд 73: Сопоставь слово с его толкованием
Лукоморье Полба Пава особый вид пшеницы самка павлина морской залив, берег
Слайд 74: Выводы по проекту:
Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы: Все учащиеся, которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач. Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно-исследовательской деятельности. Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать и классифицировать отобранный материал. Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.