Первый слайд презентации
О чём мы говорили на прошлом уроке? Что вы помните о биографии Пушкина?
Слайд 2
Определение какому слову дано? … – это значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме или идее.
Слайд 3
Определение какому слову дано? Мотив – это значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме или идее.
Слайд 4
Отгадайте слово: 1.От слова «вольный» возьмите корень и суффикс. 2.Прибавьте соединительную гласную о. 3.От глагола «любить» добавьте корень. 4.От слова «учтивые» возьмите суффикс и окончание. О каких мотивах в лирике Пушкина мы будем говорить сегодня? Какие мотивы в лирике Пушкина мы будем изучать?
Слайд 5
Отгадайте слово: 1.От слова «вольный» возьмите корень и суффикс. 2.Прибавьте соединительную гласную о. 3.От глагола «любить» добавьте корень. 4.От слова «учтивые» возьмите суффикс и окончание. О каких мотивах в лирике Пушкина мы будем говорить сегодня? Какие мотивы в лирике Пушкина мы будем изучать? Вольнолюбивые
Слайд 7
Какие мотивы называются «вольнолюбивыми»? Вольнолюбивая мотивы - это мотивы, посвященные проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающие идеи гуманизма и стремления к независимости.
Слайд 8
Во z льно j люби l вые мот w ивы в сти v хотв s орен q иях А.С. Пуш b кина
Слайд 10
Задачи урока: 1.Познакомиться с особенностями вольнолюбивой лирики... 2.Проанализировать … «К Чаадаеву», «К морю». 3.Выяснить, какова основная … этих стихотворений.
Слайд 11
В петербургский период Пушкин сближается с Петром Яковлевичем Чаадаевым, дружба с которым весьма обогатила поэта. Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Жанр стихотворения - дружеское послание. В произведении поэт обращается к Чаадаеву.
Слайд 12
Кто такой Петр Яковлевич Чаадаев? Что вы можете рассказать о нем и о его жизни?
Слайд 13
Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича Чаадаева были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё «Философское письмо», в котором излагались взгляды на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим. В 1818 г. Пушкин написал дружеское послание «К Чаадаеву».
Слайд 15
Словарная работа: Не́жить – 1) холить, баловать; 2)приводить в состояние неги (блаженство, приятное состояние). Гнёт – то, что гнетёт, угнетает, мучает. Роковой – приносящий горе, решающей. Внемлет (внять) – услышать, отнестись к чему – нибудь со вниманием. Упованье – надежда. Вспрянуть ото сна – проснуться. Самовластие – единоличная неограниченная власть.
Слайд 16
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос: На сколько частей можно разделить это стихотворение?
Слайд 17
Прочитайте первое четверостишие и ответьте на вопросы: 1.О чём мечтал лирический герой в юности? 2.Сбылись ли мечты? 3.Как лирический герой относится к этому? 4.Назовите эпитеты. 5.Найдите сравнение.
Слайд 19
Прочитайте второе и третье четверостишия и ответьте на вопросы: 1.Как лирический герой относится к правящей власти? 2.Чего ждёт лирический герой? 3.Что не устраивает лирического героя? 4.Назовите эпитеты. 5.Найдите сравнение. 6.Назовите метафору.
Слайд 20
«К Чаадаеву» 1 часть – Воспоминания о юности. Разочарование и печаль. 2 часть – Рассуждение о настоящем. Недовольство.
Слайд 21
Прочитайте четвёртое и пятое четверостишия и ответьте на вопросы: 1.К кому обращается лирический герой? 2.Какова интонация этих строчек? 3.К чему призывает герой? 4.Во что верит лирический герой? 5. Как чувствует себя лирический герой, когда обращается к другу? 6.Назовите метафоры.
Слайд 22
«К Чаадаеву» 1 часть – Воспоминания о юности. Разочарование и печаль. 2 часть – Р ассуждение о настоящем. Недовольство. 3 часть – Призыв к переменам. Решительность и бодрость.
Слайд 24
Какова тема этого стихотворения? Свобода и борьба с самодержавием. Какова главная мысль стихотворения?
Слайд 25
Какова тема этого стихотворения? Свобода и борьба с самодержавием. Какова главная мысль стихотворения? Нужно отойти от частных интересов ради процветания России. Государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
Слайд 28
Какое противопоставление есть в этом стихотворении? Любимая Родина Желание быть свободным Ненавистное самодержавие
Слайд 29
Какое противопоставление есть в этом стихотворении? Любимая Родина Желание быть свободным Ненавистное самодержавие Законы и правила поведения
Слайд 30
Какое противопоставление есть в этом стихотворении? Любимая Родина Желание быть свободным Ненавистное самодержавие Законы и правила поведения АНТИТЕЗА
Слайд 34
Каким размером написано это стихотворение? Четырёхстопный ямб Любви, надежды, тихой славы
Слайд 36
Одним из первых лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю». Пушкин прощался в нем с югом, морем, романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы.
Слайд 37
Послушайте стихотворение «К морю» и ответьте на вопрос: Какое настроение передаёт автор?
Слайд 38
Прочитайте первые два четверостишия и ответьте на вопросы: 1.К чему обращается лирический герой? 2.Почему герой прощается с морем? 3.Кем было море для лирического героя? 4.Назовите сравнения. 5.Найдите эпитеты.
Слайд 39
С чем ассоциируется у лирического героя море? Каким цветом рисует поэт море? Какие звуки моря передаёт поэт?
Слайд 40
Прочитайте следующие шесть четверостиший и ответьте на вопросы: 1.Когда лирический герой приходил к морю? 2.Что нравилось поэту на море? 3.Докажите цитатой из текста, что море не подвластно человеку. 4.О чём сожалеет лирический герой? 5.Чем окован был герой? Почему он остался на берегу? 6.Какие звуки моря передаёт поэт? 7.Назовите метафоры. 8.Найдите эпитеты.
Слайд 41
Прочитайте стихотворение с девятого четверостишия и до конца, ответьте на вопросы: 1.О какой исторической личности вспоминает лирический герой? Почему? 2.О каком другом поэте говорит герой? Кто воспевал море в своих произведениях? 3.Что общего было у Байрона и морской стихии? 4.Куда перенесёт герой воспоминания о море? 5.Какие звуки моря передаёт поэт? 6.Найдите в девятом четверостишии олицетворение.
Слайд 44
Как Пушкину удалось показать море? звуки цвета образы исторические личности средства художественной выразительности
Слайд 46
Что сближает поэта и море? Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты. Стихия не терпит никакого внешнего принуждения. В этом она сродни вольному духу человека.
Слайд 48
Какова тема стихотворения? Тема свободы, красоты и могущества морской стихии. Какова основная мысль стихотворения?
Слайд 49
Какова тема стихотворения? Тема свободы, красоты и могущества морской стихии. Какова основная мысль стихотворения? Поэта удерживает не только «могучая страсть», но и понимание неосуществимости «желанной свободы». Герой восхищается морем, так как это свободная стихия, а человек в реальной жизни не свободен.
Слайд 50
Мы проанализировали два стихотворения Пушкина. Что объединяет эти произведения?
Слайд 51
Мы проанализировали два стихотворения Пушкина. Что объединяет эти произведения? Тема свободы
Слайд 52
Задачи урока: 1.Познакомиться с особенностями вольнолюбивой лирики Пушкина. 2.Проанализировать стихотворения «К Чаадаеву», «К морю». 3.Выяснить, какова основная тема этих стихотворений.
Слайд 53
Ответьте на вопросы: 1.Какое стихотворение вам больше понравилось? Почему? 2.Что нового вы узнали на уроке? 3.Что больше всего вам понравилось?