Первый слайд презентации: В чём сила и значимость педагогического наследия И.П.Иванова
Царёва Надежда Павловна Кандидат педагогических наук, доцент, комиссар КИМа
Слайд 2
Сила влияния на умы и сердца как взрослых, так и детей сосредоточена в нравственной сущности коллективного творческого воспитания – в общей заботе воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни.
Слайд 3: Сила притяжения концепции для современного подростка
В реальности добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни; В доброжелательном общении и взаимной поддержке в процессе общей работы; В уважении и доверии старших товарищей; В просторе творческой самореализации; В признании значимости каждого в делах на пользу и радость людям; В чувстве защищённости в межличностном общении.
Слайд 4: Сила притяжения концепции для практиков
В разнообразии коллективных творческих дел (КТД). В лагерных сборах. В методике коллективной организаторской деятельности (КОД). В организации воспитательного процесса по тематическим периодам. В методике чередования творческих поручений (ЧТП).
Слайд 5: Сила притяжения концепции для научного сообщества
В обоснованности идей педагогики общей заботы. В неразрывной целостности компонентов системы коллективного творческого воспитания. В методике организации жизнедеятельности воспитательного коллектива. В типологии воспитательных отношений. В безграничности возможностей социального творчества.
Слайд 6
Закономерности воспитания Коллектив Методы воспитания Средства воспитания Воспитательный процесс Воспитательные отношения Сущность воспитания
Слайд 7: Источник силы концепции – фундаментальные научные знания
Учителя, давшие старт научных поисков В области философии ( М.В.Серебряков, С.И.Поварнин ). В области психологии( В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев ). В области педагогики (А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Россинский ). В области общественных движений и организаций ( В.И.Ленин, Н.К.Крупская, А.П.Гайдар ).
Слайд 8: Погружение в философию
Стремление дать объяснения самым разным событиям реальной жизни, опираясь на законы философии, найти причины разрыва между философскими теориями и практикой реальной жизни. Обоснование взаимосвязей идеологии и этики. Изучение причин несовершенства и противоречивости морального сознания человека.
Слайд 9: Воспитание как общественное явление
Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны между собой. Вопрос рассмотрения сущности воспитания неразрывно связан с осознанием значения данного явления в жизни общества. Научное познание воспитания выстраивается в соответствии с характером социальных процессов в жизни общества.
Слайд 10: Воспитание есть органическая часть жизни общества
Воспитание, в широком смысле слова, является особым видом объективных общественных отношений, неразрывно связанных со всеми процессами в жизни общества. Вне жизни общества, вне совершенствования всех сторон этой жизни воспитание теряет свой нравственный смысл.
Слайд 11: Поиск обоснования сущности воспитания в истории философии
Античная философия обосновала этическую категорию «забота» как сущность воспитания. Забота рассматривалась как путь, который человек должен пройти, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства посредством обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости.
Слайд 12: Античная басня о сотворении человека ( Г.Ю.Гивин )
Заботе ( Cura ) принадлежит честь создания человека из кусочка глины. Юпитеру ( Jovis ) – принадлежит дух человека после смерти. Земле – тело человека после его смерти. Заботе, затеявшей все это, – власть над человеком при его жизни.
Слайд 13: Этическая сущность заботы от античных времён до современности
Иоганн Вольфганг Гёте – забота оживляет внутренний мир человека. Мартин Хайдеггер – забота как очищение, возрождение человека в новом качестве. В.И.Ленин – добровольная и бескорыстная забота друг о друге как показатель новых общественных отношений. А.С.Макаренко – не труд-работа, а труд-забота объединяет коллектив.
Слайд 14: И.П.Иванов о сущности воспитания
Забота – добровольная бескорыстная деятельность на благо других людей. Общая забота воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни. Общая творческая забота как преодоление формализма в воспитании. Общая творческая гражданская забота как осознанная потребность совершенствования окружающей жизни и себя, как её творца и созидателя.
Слайд 15: Забота согласуется с целями преобразования жизни общества
Коллектив создаётся как новая историческая общность людей, участвующих в строительстве социалистического общества. Жизнедеятельность коллектива неотделима от процессов, происходящих в жизни общества. Коллектив рождается и развивается в общей творческой гражданской заботе воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни. Вне заботы пропадает нравственное здоровье коллектива.
Слайд 16
Значимость концепции обусловлена Потребностью значительной части общества в нравственной чистоте отношений между людьми. Социальным творчеством как гражданским правом каждого человека улучшать окружающую жизнь. Всё возрастающей добровольной и бескорыстной заботой людей, участвующих в решении жизненно важных задач современности.
Слайд 17
Иванов доказал простую истину – нет особого пространства воспитания, есть жизнь социалистического общества, в которой человек добровольно и бескорыстно действует на благо людям, участвует в созидательной творческой заботе об улучшении окружающей жизни.