Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю & — презентация
logo
Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Оглавление :
  • I. ВВЕДЕНИЕ в тему «Теория Цивилизации »
  • Что такое Цивилизация ?
  • История вопроса 1
  • История вопроса 1
  • История вопроса 3
  • РАЗЛИЧЕНИЕ: Культура & Цивилизация 1
  • РАЗЛИЧЕНИЕ: Культура & Цивилизация 2
  • РАЗЛИЧЕНИЕ : Культура & Цивилизация 3
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационный Подход на Контрасте с Марксистским и «Либеральным»
  • В чем главные отличия этих подходов ? 1
  • В чем главные отличия этих подходов ? 2
  • В чем главные отличия этих подходов ? 3
  • В чем главные отличия этих подходов ? 4
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это …
  • Терминологическое Уточнение :
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Мировые Цивилизации сменяющие друг друга
  • Структура / Пирамида Цивилизации
  • Формы и сферы Взаимодействия локальных цивилизаций
  • Развертывание Цивилизаций во Времени
  • Смена ПОКОЛЕНИЙ локальных цивилизаций 1
  • Смена Исторических Суперциклов
  • Смена ПОКОЛЕНИЙ Локальных Цивилизаций 2
  • Локальные цивилизации 5го Поколения
  • Закономерность Сжатия Исторического Времени
  • Спирали Цивилизационного Прогресса 1
  • Иллюстрация
  • Спирали Цивилизационного Прогресса 2
  • Спирали Цивилизационного Прогресса 3
  • Спирали Цивилизационного Прогресса 4
  • Иллюстрация
  • ОБОБЩЕНИЕ Спираль Динамики Цивилизаций & " Ускорение Времени "
  • Цивилизационные Кризисы бывают двух типов
  • Циклы, К ризисы, И нновации 1-й половины XXI в.
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • НЕЛИНЕЙНОСТЬ Цивилизации & Циклы
  • Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 1
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Взаимодействие экономических циклов по Й. Шумпетору
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • IV. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СОЦИОГЕНЕТИКА
  • Социогенетика – вершина познания закономерностей динамики общества
  • Закономерности статики, цикличной динамики и социогенетики 1
  • Закономерности статики, цикличной динамики и социогенетики 2
  • И все-таки…
  • Основные ВОПРОСЫ Социогенетики
  • Схема трансформации социальной системы
  • Глубина Трансформации Социальной системы
  • Наследственность : социальный генотип цивилизаций I.
  • Генотип Цивилизации
  • Изменчивость : трансформации цивилизационного генотипа II.
  • Отбор : механизм развития и смены цивилизаций III.
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
  • Типология Локальных Цивилизаций
  • Отдельно уточнение по Тойнби
  • Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &
1/65

Первый слайд презентации

Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю & Современность Юрганов Александр Александрович к.ф.н., ассистент кафедры философии, психологии и педагогики Лекции построены на основе исследований Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец

Изображение слайда

Слайд 2: Оглавление :

I. Введение в тему «Теория Цивилизации» II. Основы современной теории Цивилизации III. Цивилизационные циклы & кризисы IV. Цивилизационная социогенетика V. Отдельные цивилизационные концепции VI. Классические цивилизационные теории

Изображение слайда

Слайд 3: I. ВВЕДЕНИЕ в тему «Теория Цивилизации »

золотой и черный ацтекский календарь

Изображение слайда

Слайд 4: Что такое Цивилизация ?

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный ) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Изображение слайда

Слайд 5: История вопроса 1

Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, Он подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и т.д.. Шотландским учёным была предложена " Стадиальная периодизация " мировой истории ( дикость — варварство — цивилизация ) и пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века, НО с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться « Локальные цивилизации» Адам Фергюсон

Изображение слайда

Слайд 6: История вопроса 1

Попытку установить время появления термина одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе « Древность, разоблаченная в своих обычаях» (1766) инженера Буланже Другая версия, что автором его был Поль Анри Гольбах, который редактировал книгу и неоднократно использовал потом понятия «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в « Словарь Академии». История вопроса 1 Поль Анри Гольбах

Изображение слайда

Слайд 7: История вопроса 3

Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» (1757). Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социально-культурного значения (как стадии культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение — судебное решение, которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских — которое со временем было утрачено. История вопроса 3 Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо

Изображение слайда

Слайд 8: РАЗЛИЧЕНИЕ: Культура & Цивилизация 1

Изображение слайда

Слайд 9: РАЗЛИЧЕНИЕ: Культура & Цивилизация 2

Изображение слайда

Слайд 10: РАЗЛИЧЕНИЕ : Культура & Цивилизация 3

Изображение слайда

Слайд 11

II. Основы Современной Теории Цивилизации Н. Данилевский О.Шпенглер А. Тоинби [ ОСНОВАТЕЛИ ] П.Сорокин Н. Кондратьев Н. Данилевский О.Шпенглер Н. Кондратьев Н. Данилевский О.Шпенглер П.Сорокин Н. Кондратьев Н. Данилевский О.Шпенглер А. Тоинби П.Сорокин Н. Кондратьев Н. Данилевский О.Шпенглер Н. Данилевский О.Шпенглер Н. Кондратьев Н. Данилевский О.Шпенглер П.Сорокин Н. Кондратьев Н. Данилевский О.Шпенглер П.Сорокин А. Тоинби П.Сорокин Н. Кондратьев А. Тоинби П.Сорокин Н. Данилевский Н. Кондратьев А. Тоинби П.Сорокин О.Шпенглер Н. Данилевский Н. Кондратьев А. Тоинби П.Сорокин

Изображение слайда

Слайд 12

АВТОРЫ : Элементы нового подхода к динамике исторического процесса выработаны в прошлом И.Н. Данилевским, Н.Д. Кондратьевым, А.Л. Чижевским, А. Тойнби, Ф. Броделем, Н.А.Бердяевым, П.А. Сорокиным, О. Шпенглером К.Н. Леонтьев Л.Н. Гумилев С. Хантингтон У. Макнил АВТОРЫ

Изображение слайда

Слайд 13: Цивилизационный Подход на Контрасте с Марксистским и «Либеральным»

Цивилизационный подход к истории и будущему человечества как главная составная часть интегрализма идет на смену Либеральному & Марксистскому формационным подходам, которые преобладали в период расцвета и заката индустриальной цивилизации (XIX–XX вв.) и при всем кажущемся антагонизме имели общие корни и черты как составные части индустриальной научной парадигмы. Дополнительная информация по теме «либеральная историография»: https://ru.knowledgr.com/00195339/ЛиберальнаяИстория#:~:text=Либеральная%20история%20(или%20Либеральная%20историография),личных%20свобод%20и%20научного%20прогресса

Изображение слайда

Слайд 14: В чем главные отличия этих подходов ? 1

И Либерализм, и Марксизм исходят из примата экономики в структуре и динамике общества — собственности и рынка, Нomo. оeconomicus ( Либерализм ), производительных сил, отношений как базиса ( Марксизм ). Цивилизационный подход утверждает приоритет системы цивилизационных ценностей, которые определяют мотивацию человеческой деятельности во всех ее ипостасях. Именно на этом принципе строятся «пирамида» цивилизации, логика взаимодействия и динамики всех ее «этажей» и «квартир».

Изображение слайда

Слайд 15: В чем главные отличия этих подходов ? 2

Во-вторых, и либерализм, и марксизм берут за основу линейно прогрессивную траекторию развития общества, прямое восхождение его от ступени к ступени. Несмотря на то что все научные школы либерализма и марксизма уделяют внимание изучению циклов и кризисов, делают они это лишь для того, чтобы доказать, что отступления от прямого развития являются исключениями. Теория цивилизаций, напротив, делает упор на признании цикличногенетических закономерностей динамики общества ее фундаментальными основами, неизбежно присущими ему в прошлом, настоящем и будущем. Эти закономерности считаются не отклонениями от нормы, а самой нормой. Поэтому исследование циклов и кризисов во всех сферах общества и на всех стадиях его динамики представляет собой краеугольный камень теории цивилизаций.

Изображение слайда

Слайд 16: В чем главные отличия этих подходов ? 3

В-третьих, следствием приведенных выше двух отличий является разный подход формационных и цивилизационной теорий к периодизации истории человечества. Либерализм выделяет пре дысторию, дорыночную стадию развития; собственно историю, когда происходило становление и распространение капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии; конец истории, когда эти системы восторжествовали во всем мире. Дальше двигаться некуда и незачем. Марксистский исторический материализм основан на теории сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, длившейся миллионы лет, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической, которая начинается с социализма и утвердится навсегда. Это тоже конец истории, только под иным, чем у либерализма, соусом. Интегрализм основывается на том, что цивилизационный этап о в развитии человечества (начало его истории) начался с неолитической революции; что ритм исторического процесса находит выражение в периодической смене исторических суперциклов, мировых цивилизаций, поколений локальных цивилизаций,социокультурного строя; что в основе этой цикличной ритмики лежат закономерности социогенетики — наследственности, изменчивости и отбора.

Изображение слайда

Слайд 17: В чем главные отличия этих подходов ? 4

Наконец, в-четвертых, три указанных течения социально-экономической мысли имеют принципиально отличные представления о будущем общества. И либерализм, и марксизм представляют буду щее как полную реализацию и окончательное торжество исповедуемых ими идеалов — либо капиталистической рыночной экономики и буржуазной демократии, либо унифицированного, преодолевшего все социальные различия, однообразного коммунистического общества, в котором «богатства польются полным потоком», будет реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» и каждая кухарка будет управлять обществом. Напротив, сторонники интегрализма уверены, что циклы и кризисы, периодическая смена исторических суперциклов, мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций сохранятся столько, сколько будет существовать человеческое общество. Точно так же будут возникать и новые вызовы времени, и необходимость давать на них адекватные ответы, сохранится цивилизационное разнообразие. Успокоиться человечеству не суждено и в будущем: риски модифицируются, но не исчезнут, и людям придется напрягать все силы, чтобы их минимизировать.

Изображение слайда

Слайд 18: ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это …

ЦИВИЛИЗАЦИЯ — это высшая ступень организации и развития человеческого общества, высшая и в логическом, и в историческом плане. Общество как совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих личностей состоит из ряда иерархических ступеней: 1) Семья - атом всего общественного устройства со своим биосоциальным генотипом 2) Объединения людей по месту проживания или типу деятельности (целям), способам организации и т.д. ------------------- 3) Этносы - общность языка, уклада жизни, традиций, исторического опыта, верований 4) Нации - общность языка, уклада жизни, традиций, исторического опыта, верований общих для нескольких этносов ------------------ 5) Государства - объединяющие несколько этносов / наций и имеющие характерные, общепризнанные институты — границы 6) Цивилизация - определенная система ценностей, выработанная и подкрепленная историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития

Изображение слайда

Слайд 19: Терминологическое Уточнение :

Изображение слайда

Слайд 20

1. Глобальная цивилизация — это человечество на высшей стадии его развития во всем многообразии его составляющих, сфер и видов деятельности. 2. Мировая цивилизация — это определенный этап формирования и развития глобальной цивилизации при достигнутом уровне определяющих данное развитие факторов. 3. Локальная цивилизация — это крупная составляющая часть глобальной цивилизации, объединяющая группу взаимосвязанных народов, этносов, государств с общими системой цивилизационных ценностей и исторической судьбой. " Ипостаси " Цивилизации Трехмерный пространственно-временной разрез цивилизации:

Изображение слайда

Слайд 21: Мировые Цивилизации сменяющие друг друга

➦ неолитическую (VIII—IV тыс. до н.э.), не полностью сформировавшуюся по своей структуре: в конце периода локальные цивилизации только начали складываться; ➦ раннеклассовую (конец IV — начало I тыс. до н.э.), когдаструктура цивилизации полностью оформилась и произошло наибольшее количество эпохальных инноваций, определивших лицо общества; ➦ античную (начало I тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э.), достигшую наибольших высот в духовной («осевое время») и в государственно - правовой сферах (Римская империя, римское право); ➦ средневековую (VI–XV вв.), когда зародилось 3е поколение локальных цивилизаций, а лидерство перешло к западноевропейской и восточным (китайской, индийской, мусульманской) цивилизациям. Господствующую роль в жизни общества играли религии, главенствовал идеациональный социо - культурный строй; ➦ раннеиндустриальную (XVI–XVIII вв.) — период доминирования западноевропейской, китайской, индийской и евразийской цивилизаций, становления и распространения 4го поколения локальных цивилизаций, капитализма, чувственного социокультурного строя, первых буржуазных революций; ➦ индустриальную (конец XVIII — конец XXI в.), начавшуюся с промышленного переворота, Французской буржуазной революции и установления независимости США. В это время господствовала западная цивилизация, которой противостояла российская; сформировалась, а затем распалась система колониализма; был проведен социалистический эксперимент, охвативший значительную часть мира; ➦ постиндустриальную (начало ХХI — предположительно конец XXII в.), отличительными признаками которой, вероятно, будут гуманистически - ноосферный характер, глобализация экономических, социальнополитических и информационных процессов, тенденция к депопуляции, становление новой научной парадигмы и интегрального социо - культурного строя.

Изображение слайда

Слайд 22: Структура / Пирамида Цивилизации

Изображение слайда

Слайд 23: Формы и сферы Взаимодействия локальных цивилизаций

Изображение слайда

Слайд 24: Развертывание Цивилизаций во Времени

жизненный цикл цивилизации

Изображение слайда

Слайд 25: Смена ПОКОЛЕНИЙ локальных цивилизаций 1

Первое поколение появилось на планете в конце IV — начале III тыс. до н.э., когда завершалось формирование «пирамиды» цивилизации — был построен * социально-политический «этаж» (появились классы, государство, право) и радикально изменился * экономический «этаж» (возникла частная собственность и в развернутом виде — рынок со свойственными ему институтами). Локальные цивилизации сменяли друг друга, и на рубеже XXI века пришло время формирования очередного, пятого по счету, их поколения. Смена ПОКОЛЕНИЙ локальных цивилизаций 1

Изображение слайда

Слайд 26: Смена Исторических Суперциклов

Суперциклы — самый большой из элементов временной динамики цивилизаций. Первый исторический суперцикл (конец IV тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э.) объединил неолитическую, раннеклассовую и античную мировые цивилизации и соответственно 1е и 2е поколения локальных. Второй исторический суперцикл (его хронологические рамки — VI–XX вв.) включил в себя средневековую, раннеиндустриальную и индустриальную мировые цивилизации, 3е и 4е поколения локальных. Третий суперцикл начинается в XXI веке, пока известны лишь его первые ступени — постиндустриальная мировая цивилизация и 5е поколение локальных цивилизаций.

Изображение слайда

Слайд 27: Смена ПОКОЛЕНИЙ Локальных Цивилизаций 2

Изображение слайда

Слайд 28: Локальные цивилизации 5го Поколения

Изображение слайда

Слайд 29: Закономерность Сжатия Исторического Времени

Каждый Новый шаг в истории цивилизаций (мировых, поколений локальных) характеризуется более коротким жизненным циклом, ускорением темпа исторического прогресса, учащением пульса цикличной динамики общества Если временное пространство первых мировых цивилизаций и поколения локальных составляло несколько тысячелетий, то последних — всего несколько столетий.

Изображение слайда

Слайд 30: Спирали Цивилизационного Прогресса 1

Первый виток : В этот период формировался генотип цивилизации, постепенно вырисовывались контуры «пирамиды» цивилизаций, заселялись ее «этажи» и «квартиры». Второй виток : 2 / 2 IV тыс. до н.э. - 1е поколение локальных цивилизаций, возникли классы, государство, право, частная собственность, рынок. Все «этажи» и «квартиры» были уже заняты, создана система цивилизаций — мировых, локальных, глобальной (хотя охватывали они небольшую часть ойкумены — около 15–20%). Третий виток : преобладания античной (мир.) цивилизации и 2го поколения локальных цивилизаций (ареал расширился до 35% ойкумены); возникли первые мировые империи; пик развития первого исторического суперцикла Четвертый виток : — средневековой мировой цивилизации и 3му. поколению локальных — оказался тяжелым и длительным, т.к. он совпал со сменой истор.ких суперциклов. - Центр цивилизационного прогресса переместился на Восток (в Индию, Китай), начала формироваться * Западноевропейская цивилизация, которая непрерывно находилась в состоянии конфликта с вновь возникшей * Мусульманской и иными цивилизациями. - Укрепилось господство Мировых Религий в духовной и политической сферах.

Изображение слайда

Слайд 31: Иллюстрация

Изображение слайда

Слайд 32: Спирали Цивилизационного Прогресса 2

Пятый виток : * Ранне-Индустриальная Мировая цивилизации, ( мануфактура ): - > начало промышленного капитала, - > классы капиталистов и рабочих, - > первыми буржуазными революциями (нидерландской и английской) -> буржуазная демократия как политического строя — после периода абсолютизма в авангардных странах. Сформировалось 4е поколение локальных цивилизаций. Хотя по количеству населения и объему ВВП в то время преобладали Китайская и Индийская цивилизации, фактически лидерство перешло к молодой и агрессивной * Западноевропейской : -> Эпоху Великих географических открытий ( захват больш tq част b мира и уничтожение доколумбовой цивилизации Америки) - > Достижения Ренессанса, - > Великая Научная революция XV–XVII в. -> Реформации и Просвещения. Западу оказались способными противостоять лишь * Евразийская (Российская империя) и * Мусульманская (Османская империя) цивилизации. Спирали Цивилизационного Прогресса 2

Изображение слайда

Слайд 33: Спирали Цивилизационного Прогресса 3

Шестой виток: Вершина второго исторического суперцикла была достигнута на шестом витке цивилизационной спирали, в период индустри альной мировой цивилизации, расцвета, а затем и заката 4го поколения локальных цивилизаций, торжества чувственного социокультурного строя. Промышленная революция преобразила технологическое и экономическое пространства, многократно ускорилатемпы экономического роста, что стало одним из факторов стремительного роста населения. Война за независимость в СевернойАмерике и Великая французская революция открыли путьрадикальным трансформациям социальнополитического строя и утверждению буржуазной демократии. Все эти события сопровождались чередой войн и революций, происшедших в конце XVIII — начале XIX века и в ХХ столетии. Закат индустриальной цивилизации ознаменовался становлением тоталитарных государств, глубоким кризисом культуры. В XIX веке возникла колониальная система империализма, в которую были вовлечены многие древние цивилизации. ХХ столетие отметилось серией национальноосвободительных революций, распадом системы империализма, а к концу века — и мировой системы социализма, уничтожением биполярного мироустройства. Планету захлестнул глубокий цивилизационный кризис, связанный с завершением второго исторического суперцикла. Спирали Цивилизационного Прогресса 3

Изображение слайда

Слайд 34: Спирали Цивилизационного Прогресса 4

Седьмой виток На рубеже XXI века начинается седьмой виток цивилизационной спирали, который, вероятно, охватит пространство двух столетий и приведет к радикальному преобразованию глобальной цивилизации в начале третьего исторического суперцикла. Формируются гуманистическиноосферная постиндустриальная цивилизация и 5е поколение локальных цивилизаций. Есть признаки, что преобладавший на Западе чувственный социокультурный строй заменяется гармоничным интегральным в его западной, вос точной и российской модификациях. В начале седьмого витка глобальная цивилизация столкнулась с тремя эпохальными вызовами. - Первый из них — демографический : во все большем числе стран наблюдается депопуляция, старение населения. - Второй — экологический : важнейшие энергетические и другие природные ресурсы почти исчерпаны, возникла угроза глобальной экологической катастрофы. - Третий вызов бросает человечеству глобализация, ее неолиберальная модель, когда пропасть между богатыми и бедными народами и цивилизациями становится уже непреодолимой. Таким образом: Разворачивающаяся в наши дни научнотехнологическая революция и формирование интегрального социокультурного строя создают предпосылки для разрешения указанных противоречий, для достойного ответа на вопросы века. От того, в какой мере будут использованы эти предпосылки, от своевременности и сути ответа зависит, вступит ли глобальная цивилизация в XXIII столетии в очередной, восьмой, виток цивилизационной спирали или человечеству придет конец. Спирали Цивилизационного Прогресса 4

Изображение слайда

Слайд 35: Иллюстрация

Изображение слайда

Слайд 36: ОБОБЩЕНИЕ Спираль Динамики Цивилизаций & " Ускорение Времени "

Изображение слайда

Слайд 37: Цивилизационные Кризисы бывают двух типов

К первому относится кризисная фаза в развитии каждой локальнойцивилизации, причем в различных цивилизациях они могут не совпадать во времени и по глубине. Ко второму — кризис преобладающей мировой цивилизации в последней фазе ее жизненного цикла,в конце перехода к следующему этапу исторического развития общества. Назовем первый тип локальным цивилизационным кризисом, а второй — мировым цивилизационным кризисом. Последний включает ряд взаимосвязанных локальных кризисов, прежде всего в авангардных для данного этапа истории цивилизациях. Каждый из мировых и локальных цивилизационных кризисов имеет свою сложную структуру. Она состоит из ряда взаимосвязанных элементов — демографического, экологического,технологического, экономического, государственнополитического и социокультурного, причем тот или иной элемент может играть лидирующую роль в кризисе, увлекая за собой остальные.Например, демографический элемент имел решающее значениев кризисе средневековой цивилизации, когда в результате эпидемии чумы («черной смерти») численность населения Европы сократилась за столетие (с 1300 по 1400 г.) с 73 до 43 млн человек.Нечто подобное было и одной из причин распада монгольскойцивилизации. Весомыми основаниями для кризиса индустриальной цивилизации стали демографический взрыв и экологические противоречия второй половины ХХ века. Наконец, острейшийэкологический кризис конца мезолита оказался важнейшим фактором неолитической революции, возникновения первой мировой цивилизации. Технологический фактор явился содержанием промышленной революции, замены раннеиндустриальной мировой цивилизации на индустриальную. Кризис экономического,социальнополитического и социокультурного строя отчетливо проявляется в переходные периоды при смене мировых цивилизаций. Можно предвидеть, что циклы и кризисы сохранятся и в дальнейшем, при смене следующих друг за другом в учащен ном ритме мировых цивилизаций, если обезумевшее человечество не перечеркнет ход истории в итоге термоядерной войной, столкновением цивилизаций, глобальной экологической или технологической катастрофой.

Изображение слайда

Слайд 38: Циклы, К ризисы, И нновации 1-й половины XXI в

Изображение слайда

Слайд 39

III. Цивилизационные Циклы & Кризисы

Изображение слайда

Слайд 40: НЕЛИНЕЙНОСТЬ Цивилизации & Циклы

Мир цивилизаций неоднороден и изменчив. Сменяют друг друга мировые цивилизации. То вспыхивают, то гаснут в историческом пространстве локальные цивилизации. Происходит смена этапов исторических суперциклов — в динамике глобальной цивилизации. Кажется, что вся эта пестрая картина полна неопределенности, что она есть хаос, набор случайных событий, зигзагов исторического прогресса. Задача исследователя — обнаружить среди всех хитросплетений внутренние закономерности цикличной динамики цивилизаций, чтобы, опираясь на выявленные тенденции и закономерности, исследовать этапы развития и смены цивилизаций в прошлом и со сравнительно высокой степенью достоверности предвидеть их судьбу в будущем. В этом состоит сейчас ключевая проблема развития теории цивилизаций.

Изображение слайда

Слайд 41: Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 1

1. Цикличность является всеобщей формой развития общественных систем. Нет ни одной системы в обществе — от семьи до глобальной цивилизации, которая не была бы подвержена закономерностям цикличной динамики Цикличность динамики измерима, но не имеет стройной математической определенности, подобно циклам движения небесных тел или смене дня и ночи. На траекторию движения социальной системы влияют различные виды циклов, случайные колебания – если сравнивать с циклами и кризисами в развитии естественных (природных) систем. Тем не менее циклы и кризисы в обществе познаваемы и предсказуемы, учет их в экономической и социальной политике государств, в деятельности предприятий и организаций повышает эффективность этих социальных объединений.

Изображение слайда

Слайд 42

2. Кризисы являются обязательным элементом цикличной динамики социальных систем. Они служат болезненной, но необходимой фазой их развития, выполняя полезные функции : ➦разрушают устаревшие, но все еще преобладающие элементы системы, исчерпавшие свой потенциал и тормозящие развитие системы ( разрушительная функция ); ➦создают условия для утверждения и распространения новой системы или новых элементов существующей системы — уже сформировавшихся, но подавляемых устаревшими, консервативными ( созидательная функция ); ➦ очищают от устаревших элементов и обогащают новыми генотип системы (либо надсистемы) и передают его следующему поколению ( наследственная функция ). Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 2

Изображение слайда

Слайд 43

3. Кризисы в цикличной динамике цивилизаций и других социальных систем преодолеваются с помощью Революций, Реформ и Инноваций. Революции в технике, экономике, социальнополитической и социокультурной (наука, культура, образование,этика, религия) сферах являются наиболее острой, болезненной,разрушительной формой социальной трансформации. Социальные революции могут проходить как в жесткой (с кровопролити ем и значительными разрушениями), так и в более мягкой форме(«бархатные» революции). В период революций генотип системы либо претерпевает серьезные изменения, либо полностью разрушается. Тогда ее место занимает новая система с иным генотипом. Реформы означают планомерную, сравнительно мягкую и менееболезненную замену устаревших элементов системы. Инновации позволяют заменить устаревшие элементы системы новыми, болеепрогрессивными и эффективными, адаптироваться к изменившимся условиям. Однако революции и реформы не могут бытьбесконечными, поскольку снижают устойчивость системы. Болезненный период революционных преобразований сменяется длительным периодом эволюционного развития, когда новые элементы системы получают шанс реализовать свой потенциал. Если же революции и реформы затягиваются на слишком долгий срок, они подрывают систему изнутри, снижают ее эффективность, а иной раз приводят ее к гибели. Необходима смена форм трансформаций на разных фазах циклов Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 3

Изображение слайда

Слайд 44

4. Циклы и кризисы разной продолжительности и в различных социальных системах взаимодействуют Это * Взаимодействие осуществляется в трех основных формах : - резонансной (усиливая амплитуду колебаний по фазам цикла, углубляя кризис), - демпфирующей (уменьшая амплитуду колебаний, смягчая кризисные явления) и - деформирующей (нарушающей структуру цикла, прерывающей его нормальный ход; таким образом на экономический цикл воздействует, например, война). Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 4.1

Изображение слайда

Слайд 45

Взаимодействие Циклов & Кризисов

Изображение слайда

Слайд 46

Налагаются друг на друга циклы разной * Длительности : - среднесрочные, - долгосрочные (кондратьевские), - сверхдолгосрочные (цивилизационные). Закономерность взаимодействия экономических циклов разной продолжительности впервые доказал в своих работах Н.Д. Кондратьев. Вслед за ним эту же закономерность охарактеризовал Йозеф Шумпетер Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 4.2

Изображение слайда

Слайд 47: Взаимодействие экономических циклов по Й. Шумпетору

Изображение слайда

Слайд 48

5. Каждый цикл имеет свою структуру, свои лидирующие страны и отрасли Например, долгосрочный технологический цикл характеризуется набором * Базовых (технологическим ядром) и * Прикладных (трансформации техники материального производства, вооружений и сферы услуг) направлений. Через смену технологических укладов (долгосрочных циклов) реализуется сверх долгосрочный цикл — Технологический способ производства. В каждом технологическом укладе выделяется группа Лидирующих Отраслей, где в первую очередь проявляются преимущества новой системы. Каждый цикл имеет своих Стран-лидеров — страну или группу стран, в которых первоначально осуществляется переворот, распространяясь затем на страны второго эшелона; отдельные страны и цивилизации могут отставать, оставаться на обочине прогресса. Да и в стране эпицентре выделяются лидирующие регионы. Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 5

Изображение слайда

Слайд 49

6. Циклы и кризисы индивидуальны и неповторимы и в то же время закономерны и предсказуемы. Здесь можно провести аналогию с Физиологией человека и Медициной. - Физиология изучает ритмику нормальной жизнедеятельности человека, структуру и взаимодействие его органов, колебания в ритме суточных, годовых циклов и фаз жизненного цикла. Медицина исследует отклонения от нормального функционирования человека как системы, разрабатывает способы диагностики и лечения болезней. - Она не в силах вообще ликвидировать эти отклонения от нормы, ибо несть им числа, но помогает вовремя обнаружить и диагностировать их, предложить способы лечения и профилактики болезней. Не надо ставить перед собой утопическую задачу преодолеть цикличные колебания и кризисы как болезни, присущие лишь оп ределенному этапу развития общества — капитализму. Подобные цели не раз ставились и в марксистской, и в либеральной литера туре, и каждый раз попытки их достичь кончались провалом. В равной мере утопиями являются широко используемые Термины - Антициклической и А нтикризисной политики на государственном или корпоративном уровне, - Устойчивого развития, понимаемого как равномерно прямолинейное. Закономерности цикличной Динамики Социальных систем 6

Изображение слайда

Слайд 50: IV. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СОЦИОГЕНЕТИКА

Хейнц Мак. Серебряное солнце

Изображение слайда

Слайд 51: Социогенетика – вершина познания закономерностей динамики общества

Теория цивилизаций не может считаться завершенной, пока не вскрыты глубинные закономерности циклично-генетической динамики этих сложнейших социальных систем. Иными словами, нужно понять механизм саморазвития цивилизаций, реализации генетической триады — наследственности, изменчивости и отбора — в их цикличной динамике. Краеугольные камни в формирование социогенетики заложили Питирим Сорокин и Николай Кондратьев еще в 20–30е годы XX века. Однако долгое время эта вершина теории познания общества оставалась непокоренной. Лишь в 1990е годы эта отрасль общественных наук начала активно разрабатываться. Пришло время дополнить ее еще одной гранью — исследованием генетических закономерностей динамики цивилизаций.

Изображение слайда

Слайд 52: Закономерности статики, цикличной динамики и социогенетики 1

Изображение слайда

Слайд 53: Закономерности статики, цикличной динамики и социогенетики 2

Изображение слайда

Слайд 54: И все-таки…

…социогенетика как особая, обобщающая, находящаяся на высшей ступени познания общества наука, несмотря на значительный вклад в ее развитие Н.Д.Кондратьева, П.А. Сорокина, современных российских исследователей, все еще находится в стадии формирования. При этом она, наряду с теорией цикличной динамики, занимает одно из ключевых мест в рождающейся постиндустриальной научной парадигме. Видимо, пройдет еще несколько десятилетий, прежде чем можно будет говорить о социогенетике как о сложившейся (но продолжающей развиваться) отрасли общественных наук.

Изображение слайда

Слайд 55: Основные ВОПРОСЫ Социогенетики

Для этого потребуется найти ответ на ряд сложных вопросов: ➦о сущности социального генотипа (наследственного ядра) различных систем общества, включая локальные, мировые и гло бальную цивилизации; ➦о закономерностях и механизмах передачи социальных генотипов от поколения к поколению, в том числе о смене мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций; ➦о закономерностях наследственной изменчивости, обновления и обогащения генотипа применительно к переменам во внутренних и внешних условиях развития, в том числе переменах в генотипе мировых и локальных цивилизаций; ➦о механизме отбора необходимых и полезных изменений в системе, закономерностях и движущих силах инновационного обновления общества, становлении новых мировых и локальных цивилизаций.

Изображение слайда

Слайд 56: Схема трансформации социальной системы

Изображение слайда

Слайд 57: Глубина Трансформации Социальной системы

Изображение слайда

Слайд 58: Наследственность : социальный генотип цивилизаций I

По нашему мнению, в структуре цивилизационного генотипа (если вести речь о локальных цивилизациях) можно выделить 8 основных элементов (своеобразных социальных хромосом). 1. Природно-экологическая среда 2. Демографическая составляющая 3. Технологическая составляющая 4. Экономическая составляющая 5. Социальная структура 6. Государственно-политическая составляющая 7. Социокультурная составляющая 8. Историческая составляющая

Изображение слайда

Слайд 59: Генотип Цивилизации

Изображение слайда

Слайд 60: Изменчивость : трансформации цивилизационного генотипа II

Факторы, обусловливающие изменчивость, — внутренние и внешние. Внутренние связаны с развертыванием цивилизации во времени, сменой фаз ее жизненного цикла (зарождения, становления, распространения, зрелости, старения, общего кризиса) и прохождения вновь через те же фазы в очередном цикле (как это было с китайской или индийской цивилизациями) либо поглощением иной цивилизацией или сходом с исторической сцены (как случилось со многими культурами древности). Воздействие Внешних факторов также имеет громадное значение. В числе таких факторов назовем изменение природноэкологической среды в результате приращения территорий цивилизации (как это было с недолговечной монгольской цивилизацией, охватившей большую часть Евразии); мощные стихийные бедствия и экологические катастрофы; крупные военные конфликты, меняющие геополитическую картину мира; мировые религии и идеологические течения, радикально трансформирующие духовную жизнь цивилизаций.

Изображение слайда

Слайд 61: Отбор : механизм развития и смены цивилизаций III

В переходные эпохи, в периоды цивилизационных кризисов (как при смене мировых, так и в кризисных фазах динамики локальных цивилизаций) возникает необходимость ответа на вызовы эпохи, усиливается действие социогенетической закономерности отбора. В результате из хаоса, согласно идеям лауреата Нобелевской премии И.Р. Пригожина, рождается новый порядок — возникает новая мировая или локальная цивилизация либо начинается новый этап их жизненного цикла. Если в динамике природы преобладает естественный отбор(хотя в наши дни на нее активное воздействие оказывает человек), то динамике общества присущ искусственный отбор … Основной движущей силой цивилизационного отбора становятся новые поколения людей. Решающую роль играет закон смены поколений. Государство играет противоречивую роль в механизме цивилизационного отбора … Отбор в динамике мировых, локальных и глобальной цивилизаций осуществляется посредством закономерности периодического инновационного обновления общества

Изображение слайда

Слайд 62

V. Отдельные Цивилизационные Концепции О. Шпенглер Н. Данилевский Н. Кондратьев А. Тоинби П. Сорокин

Изображение слайда

Слайд 63: Типология Локальных Цивилизаций

Изображение слайда

Слайд 64: Отдельно уточнение по Тойнби

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Цивилизационная Теория: Взгляд на Историю &

Благодарю за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено