Первый слайд презентации: Декоративно-прикладное искусство в интерьере ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Слайд 2
Искусство изготовление мебели знает свою длительную и славную историю. Наше пособие охватывает лишь небольшой период развития профессионального искусства русских мебельных мастеров на протяжении 19 века. Европейские исторические стили начинают проявляться в художественной культуре России с 18 века, что связано с направленностью и результатами преобразований петровского времени. Первая треть 18 века - период т.н. «петровского барокко» - сдержанного по примеру голландского барокко. Лишь к середине века русское барокко наконец то обретает черты пышной репрезентативности, свойственной известным образцам итальянского и австрийского барокко. «Елизаветинское барокко» тесно связано с творчеством архитектора Растрелли. Сохранившиеся барочные интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Екатерининского дворца в Царском селе, Большого дворца в Петергофе с предметами мебели, малой пластики, посуды представляют собой яркие примеры барочного стиля в интерьере и декоративно-прикладном искусстве. Во второй половине 18 века классицизм приходит на смену барокко. Этот стиль вступает в заключительную стадию своего развития с начала 19 века. Эту стадию классицизма называют «высокий классицизм», «имперский стиль», «ампир».
Слайд 3
В этот же период времени в художественной культуре Европы и России развивается романтическое направление. Именно с романтизмом связано внимание к архитектурному наследию прошлых эпох и иных культурных регионов. Н.В. Гоголь пишет в критическом трактате «Арабески» 1835 года: «Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть в нём совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое. Пусть в нём будут видны: и легко выпуклый млечный купол, и религиозный бесконечный шпиц, и восточная митра, и плоская крыша италианская, и высокая фигурная фламандская, и четырёхгранная пирамида, и круглая колонна, и угловатый обелиск. (…) Если бы однако потребовалось отдать решительное преимущество которой-нибудь из этих архитектур, то я всегда отдам его готической. Она чисто европейская, создание европейского духа и потому более всего прилична нам. Чудное её величие и красота превосходит все другие…»
Слайд 4
Причины возникновения и развития историзма (псевдостилей) в архитектуре достаточно основательны. Они не сводятся лишь только к субъективным факторам - к ощущению «усталости» ампира и усталости зрителя от «скуки» и однообразия классицизма. 19 век – начало процесса урбанизации и промышленного развития. Потребности общества в создании новых типов зданий (многоквартирных городских домов, нижние этажи которых заняли помещения магазинов с большими окнами- витринами, рестораны, коммерческие конторы; вокзалов, объектов промышленной архитектуры) явились вызовом времени. Достойно ответить на этот вызов архитектура смогла, только прибегнув к выразительным возможностям и приёмам наследия Ренессанса, барокко и рококо, наследия Средневековья. Одновременно с расширением круга исторических заимствований архитекторы стараются по иному переосмыслить античное наследие. Возникают псевдоготика, «второе рококо», «неогрек», неоримский стиль. К концу 19 века актуальным становится поиск национальных истоков в художественной культуре – появляется псевдорусский стиль. На рубеже 19 – 20 веков формируется новый оригинальный стиль – модерн, который позже также обращается к заимствованиям… Эти стилевые тенденции нашли отражение в интерьере и мебели. Но в интерьерных и мебельных стилях ампир - более стойкое и длительное явление, нежели в архитектуре. Русская ампирная мебель была прочной, удобной, красивой, разнообразной по материалу и цветовым решениям, а также экономичной в сравнении с «новомодной» дорогостоящей мебелью и интерьерами псевдостилей. Практическое использование ампирной мебели продолжалось долго… Тем более, что и в самом ампире очевидные элементы историзма содержались уже изначально…