Слайд 3
13 января отмечается День российской печати. В этот день чествуют тех, кто участвует в создании печатных и электронных средств массовой информации, журналистов, благодаря усилиям которых до читателей доходят последние новости и мнения экспертов. Какое значение имеет их деятельность для людей, страны?
Слайд 4
Значение журналистики для общества и страны ежегодно в День российской печати отмечается специальной премией правительства в области средств массовой информации. Какие номинации существуют в рамках этой премии?
Слайд 5
За реализацию благотворительного проекта «Дальше действовать будем мы», а также освещение волонтерской деятельности, направленной на поддержку участников специальной военной операции»; «За гражданское мужество, политическую остроту и успешное отстаивание интересов Отечества в информационной борьбе»; «За проект по популяризации чтения среди детей и подростков «Литературная Одиссея»; «За развитие историко-краеведческой темы и реализацию экологического проекта «СпасАЙ свой крАЙ».
Слайд 6
День российской печати связан с исторической датой – началом издания по указу Петра Первого 2 января 1703 года (13 января по новому стилю) первой русской печатной газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».
Слайд 8
- Почему Петр Первый считал, что выпуск газеты – большое дело? - Почему так важна была газета именно на русском языке? - Как вы думаете, почему Петр Первый рассматривал газету как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждения могущества Российской империи?
Слайд 9
Средства массовой информации, в том числе пресса, являются важными способами информационного воздействия на людей. А с чем связано появление первых газет и когда они появились?
Слайд 11
- Почему люди раньше всегда читали прессу с утра? - А что еще, кроме новостей, люди могли узнать из газет и журналов? - Какая необходимая для повседневной жизни информация размещалась в прессе? - Как вы думаете, какие темы были интересны людям 100 лет назад? А какие темы нам интересны сегодня?
Слайд 14
- Есть ли темы, которые не теряют своей актуальности? Назовите их. - Можно ли сказать, что пресса заменяла современные социальные сети?
Слайд 15
Независимо от исторического контекста, политических событий в стране и в мире людей волновали вопросы повседневной жизни, так же как сегодня. Так, в прессе столетней давности публиковали информацию не только о политических событиях в нашей стране и за рубежом, но и разные заметки, интересные читателю. Газеты и журналы были соцсетями на бумаге.
Слайд 17
Знакомо ли вам словосочетание «желтая пресса»? Что оно означает? Можно ли доверять информации, представленной в «желтой прессе»?
Слайд 18
- А как вы подходите к выбору источников информации? Чем руководствуетесь? - Какие источники информации вы считаете достоверными?
Слайд 19
Необходимо доверять только официальным источникам информации, чья репутация подтверждена годами ответственной и добросовестной работы. Только такая информация помогает человеку сформировать правильное мнение, ответственную позицию по тому или иному вопросу. В этом и состоит важнейшая задача прессы, можно сказать, ее миссия – задавать нормы общественного поведения, формировать образ современного человека, общественное мнение, единый смысл понимания событий.
Слайд 20
интервью с российским журналистом, главным редактором газеты «Московский комсомолец» – Павлом Николаевичем Гусевым.
Слайд 21
- В чем видит Павел Гусев значение прессы? - Как вы относитесь к блогерам? Согласны ли вы с мнением о них Павла Гусева? Чем отличается блогер от журналиста? - Что думает спикер по поводу этических принципов и норм в журналистике?
Слайд 22
А как вы думаете, в какие исторические периоды миссия прессы имеет особое значение?
Слайд 23
Особое значение пресса имеет в трудные для страны времена, когда людям нужно чувствовать уверенность в завтрашнем дне, поддержку, единство. Например, особую роль играла пресса в годы Великой Отечественной войны. Газета в те годы объединяла людей, давала понимание, что они не одиноки в своей борьбе с врагом. Часто для солдат, работников тыла и особенно для жителей оккупированных территорий газеты были единственной связью со страной, единственным источником получения достоверной информации. После войны люди вспоминали об этом: «Кто-то ночью стучал в ставню, просовывал газету и уходил. Прочитав, таким же образом передавали газеты соседям. Из них мы узнали о Сталинградской битве, а немцы говорили, что Сталинград пал…».
Слайд 24
Писатель Илья Эренбург, который во время войны был фронтовым корреспондентом, сказал: «В дни войны газета – воздух». Как вы понимаете эти слова?
Слайд 25
В этом году мы отмечаем важную для страны дату – 80-летие Победы. И конечно, вспоминаем тех, кто своими боевыми и трудовыми подвигами сделал ее возможной. В рядах полевых корреспондентов фронтовых газет было более 900 советских поэтов и писателей, среди них Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, Константин Симонов, Александр Твардовский, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Василий Гроссман. Полторы тысячи военных корреспондентов погибли, выполняя свой профессиональный и гражданский долг. Мы всегда с особым чувством говорим о подвигах солдат и офицеров времен войны, а как вы считаете, можно ли назвать подвигом работу военных корреспондентов? Почему?
Слайд 26
Пресса военных лет Накануне Великой Отечественной войны телевидение только выходило из стадии экспериментов, а радио лишь начинало становиться массовым. Главным окном в большой мир, главным источником ежедневных новостей для той эпохи были печатные СМИ, прежде всего газеты. К июню 1941 г. в СССР издавалось порядка 9000 газет и около 1800 журналов, каждый день для 195 млн граждан Советского Союза из типографий выходило более 38 млн экземпляров различных печатных изданий, от толстых литературных альманахов и центральных газет до районных и фабричных листков.
Слайд 27
Все изменила начавшаяся война. Прежде всего она изменила отношение к газете – в ужасе и хаосе войны зачастую она становилась единственным источником не только информации, но и надежды. Что в те дни предельно емко сформулировал Илья Эренбург, не просто популярный литератор, но и военный корреспондент ведущих советских СМИ еще со времен сражений в Испании: «В мирное время газета – осведомитель. В дни войны газета – воздух. Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит твоя судьба…»
Слайд 28
Мы знаем про мобилизацию и эвакуацию промышленности с началом войны. Но пресса СССР в том роковом июне 1941 г. тоже начала свою мобилизацию, свой переход на военные рельсы. Среди массы директив и стратегических решений, принятых в Кремле в первые дни боев, есть и малоизвестное даже историкам постановление Секретариата ЦК ВКП(б). Подписанный Сталиным документ назывался просто – «О красноармейских газетах». В реальности это было решение о мобилизации всех СМИ страны: за счет сокращения гражданских изданий планировалось массовое развертывание военной прессы. Отныне специалисты, оборудование и газетная бумага в первую очередь предназначались фронту.
Слайд 29
Уже к осени 1941 г. число армейских газет выросло до 710. Своя газета полагалась каждому фронту, армии и корпусу, вплоть до дивизий и отдельных бригад. Всего же за время Великой Отечественной войны в частях армии и флота выходило 1357 газет. Зачастую они возникали и погибали вместе со своими частями. Если в 1942 г. общий тираж армейской прессы достигал 3 млн экземпляров, то к концу войны превысил 6,25 млн
Слайд 30
Недостающие кадры для новых фронтовых газет в первую очередь мобилизовали из сокращенных гражданских редакций. Например, Брянский фронт сформировали 14 августа 1941 г., и уже через четыре дня был издан первый номер его фронтовой газеты «На разгром врага». Показательно, что в целях дезинформации разведки противника этот первый выпуск газеты вышел под номером 191.
Слайд 31
В первые месяцы войны из соображений секретности меняли не только номера, под которыми выходили многие военно-полевые газеты. Все они оснащались мелкой, но грозной надписью у логотипа – «После прочтения сжечь».
Слайд 32
Командование опасалось, что анализ даже открытой газетной информации может дать некоторые сведения противнику. Поэтому множество корпусных и дивизионных газет первых месяцев войны не сохранились для потомков. Однако перестраховка с секретностью быстро вошла в противоречие с требованиями жизни – газеты для бойцов и командиров были главным и чаще всего единственным окном в мир, но в первые месяцы войны их катастрофически не хватало. И 24 января 1942 г. последовал приказ, кардинально сменивший жизнь газетных экземпляров, отныне вместо «После прочтения сжечь» военно-полевые газеты оснащались иным предписанием – «Прочти и передай товарищу».
Слайд 33
К 1942 г. удалось преодолеть и возникший в начале войны кризис снабжения армейских частей газетами. Так, в ноябре 1941 г. для перевозки газет из Москвы к фронту было сформировано 8 специальных железнодорожных эшелонов. Позднее в доставке центральной прессы сражающимся частям активно использовалась авиация. Например, в ходе Курской битвы, в разгар решающих боев, благодаря транспортным самолетам московские газеты попадали в окопы Центрального фронта на второй день после выхода из печати в столичных типографиях.
Слайд 34
В 1944 г., во время стремительного наступления наших войск, в освобожденные районы только самолетами было переправлено более 8 млн экземпляров центральных газет и журналов. Вообще цифры транспортировки СМИ к фронту поражают – только в Москве через главный сортировочный пункт военно-полевой почты на фронт в 1941–1945 гг. было отправлено более 753 млн экземпляров периодических изданий и три миллиарда (миллиарда!) листовок
Слайд 35
В осажденный Ленинград самолеты через линию фронта возили не газеты, а матрицы – готовые формы, с которых можно было печатать газету в местных типографиях. Главная газета страны «Правда» в блокадном городе не вышла по графику только один раз, когда самолет с матрицами был сбит вражеской авиацией.
Слайд 36
Газеты в годы войны шли и за линию фронта. Уже 30 июля 1941 г. появился приказ наркома обороны СССР о выпуске для временно оккупированных территорий союзных республик подпольных газет.
Слайд 37
По мере развертывания партизанского движения число газет за линией фронта росло, к началу 1943 г. их издавалось около двух сотен. Центральный штаб партизанского движения переправил за линию фронта более сотни походных типографий. Всего же за три года оккупации на захваченных врагом землях Советского Союза издавалось 385 партизанских и подпольных газет.
Слайд 38
Просмотр видеоролика стихотворения К. Симонова «Песня военных корреспондентов»
Слайд 39
Традиции военной журналистики живы и в наши дни. По-прежнему журналисты «воюют словом», оставаясь верными принципам правды, справедливости и гуманизма. В 2024 году Евгений Евгеньевич Поддубный стал первым военным корреспондентом, получившим государственную награду – Герой Российской Федерации.
Слайд 41
2025 год объявлен в России Годом защитника Отечества. Как вы считаете, только ли люди военных профессий защищают Родину? Как сегодня защищают Родину журналисты и все, кто имеет отношение к прессе?
Слайд 42
Сегодня о судьбе газет и журналов задумываются многие: кто с ностальгией, кто с пониманием того, что сегодня их во многом заменяет интернет. Однако до сих пор печатная пресса не исчезла. Как вы думаете, почему? - Как вы считаете, почему печатные издания для многих не теряют своей актуальности?
Слайд 43
Спрос на газету вызывается предпочтением спокойного, размеренного чтения. Формат печатной газеты концентрирует внимание и тренирует усидчивость – и того, и другого катастрофически не хватает современному читателю, привыкшему торопливо пролистывать кликабельные заголовки. Кроме того, интересная газета, как хорошая книга, может формировать культуру чтения.
Слайд 45
Главное преимущество периодических изданий перед интернет-контентом заключается в том, что их содержание тщательно выверяется, так как на любой ложный факт или ошибку необходимо давать опровержение или вносить поправки. Автор и редактор несут личную ответственность за качество и достоверность информации.
Слайд 46
Изучение профильных журналов, адресованных старшим школьникам, дает возможность углубить свои знания в определенных научных и профессиональных областях, подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения, реализовать свой потенциал, узнать много интересной, актуальной и полезной информации, например: научнопопулярные журналы «Думай», «Юный натуралист», «Юный техник», «История и обществознание для школьников», журналы для абитуриентов «Вузопедия», «Поступи онлайн», молодежный журнал «МЫ».
Слайд 47
Периодические издания по-прежнему остаются важным источником информации, одним из основных средств хранения и передачи сведений об исторических событиях, достижениях науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают оценить те или иные явления, понять законы природы, нормы общественных отношений и поведения, сформировать многогранный образ современного человека
Последний слайд презентации: день российской печати
В. Верстаков. ГАЗЕТЫ Листая старые газеты, вглядись, и ты увидишь вдруг громады первых пятилеток и вены материнских рук. Происходившее когда-то не замыкается в столбце, и за строкой о сорок пятом ты прочитаешь об отце. И адресованная точно тебе, а не кому-нибудь, газета, может, лишь на почте подождала тебя чуть-чуть. В ней все — до буквы, до кавычек, до красных и не красных строк — тебе направленное лично письмо, полученное в срок. Ведь, что греха таить, порою, весь в гуле нынешнего дня, не думал ты, что те герои — твоя высокая родня. Вглядись в крупчатку фотоснимков, где, не знакомы до поры, солдат с винтовкою в обнимку, девчонка с сумкой медсестры.