Слайд 2
Сурдопедагогика — отрасль специальной педагогики, которая занимается вопросами изучения нарушений слуха. Субъектом изучения этой науки являются слабослышащие и глухие. Термин «сурдопедагогика» произошел от слова « surdus », что в переводе с латинского означает - «глухота».
Слайд 3: Задачи сурдопедагогики:
изучение особенностей развития личности, имеющей нарушения слуха, в тесном сотрудничестве со смежными дисциплинами, такими как медицина, педагогика, психология, социология и др. разработка и совершенствование существующих программ, направленных на диагностирование и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушениями слуха; разработка и внедрение новых методов и приемов обучения лиц, имеющих нарушения слуховой деятельности, а также усовершенствование уже существующих; осуществление образовательной деятельности для лиц с нарушениями слуха с учетом особенностей их нарушения и применением специализированных методик, совершенствование части существующей системы специального образования, связанной с изучением нарушений слуха; усовершенствование технических средств, способствующих компенсации и коррекции утраченной и нарушенной функции слуха, и т.д.
Слайд 4: Причины нарушений слуха
В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию (Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Левин, 1989). К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Вторую группу составляют факторы эндо– или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости. К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.
Слайд 5: Классификации нарушений слуха Л. В. Неймана (1977)
Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Выделяют три степени тугоухости: 1-я степень тугоухости – снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень тугоухости – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень тугоухости – потеря слуха превышает 70 дБ. Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Выделяют четыре группы глухих: 1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц; 2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.
Слайд 6: педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963)
Выделяются две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени. По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т.е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.
Слайд 7: Методы выявления нарушения слуха у детей
Предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает: в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; в детских поликлиниках по месту жительства — обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрипинг-методике с использованием звукореакто-теста (ЗРТ) – специального портативного аудиометра с дальнейшим направлением в специализированное медицинское учреждение – сурдологический кабинет (центр, отделение); в сурдологических кабинетах — проведение комплексного медико-педагогического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи.
Слайд 8: Слухопротезирование детей
Слухопротезирование – подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним лиц с нарушениями слуха, осуществляется на основе отиатрического и аудиолого-педагогического обсдедования. Индивидуальные слуховые аппараты Карманные аппараты Заушные аппараты Внутриушные аппараты Кохлеарная имплантация – это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличие от слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.
Слайд 9
Индукционная петля — это простой приёмопередатчик с антенной из провода в виде кольца (катушка индуктивности). К устройству подключается электрический кабель, встраивающийся в пол, стены или потолок по периметру комнаты. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Сурдотехнические средства (звукоусиливающая аппаратура)
Слайд 10
Она передает звуковые сигналы с аудиоустройства непосредственно на слуховой аппарат неслышащего человека. В зависимости от площади, которую охватывает транслируемый звуковой сигнал, индукционные системы делятся на стационарные и переносные устройства узконаправленного действия. Однако воспринимать звук через магнитное поле могут не все слуховые аппараты, а только те, которые имеют режим «Т» – это режим индукционной катушки. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Сурдотехнические средства (звукоусиливающая аппаратура)
Слайд 11
Speechlogger - это лучшая программа для распознавания речи и мгновенного голосового перевода в Интернете. Она использует технологию Google голос в текст для получения лучших результатов. Это веб-приложение с автоматической расстановкой знаков препинания, автоматическим сохранением отметки времени, возможностью редактирования текста, транскрипции аудио файлов, опцией экспорта (в текст и записи) и многими другими функциями. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Программы распознавания речи
Слайд 12
Человек с нарушением слуха может воспринимать аудиовизуальный контент тремя основными способами: благодаря сурдопереводу, чтению по губам и субтитрам. ( Zoom – функция «Субтитры по требованию») ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Субтитры
Слайд 13
Проводная аппаратура включает пульт педагога, состоящий из современного усилителя, микрофона и электрического входа для подключения телевизора, магнитофона, проигрывателя, видеомагнитофона и т.д. Пульт педагога проводами соединен с индивидуальными пультами на столах детей, оснащенных головными телефонами и обратными микрофонами – микрофонами для каждого ребенка. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных занятиях в школе глухих
Слайд 14
При использовании громкоговорящей усиливающей аппаратуры помещение оборудуется громкоговорителями по системе, принятой при звукоусилении залов заседаний, концертных залов и пр. Опасность возникновения акустической обратной связи не позволяет в подобной системе получить значительное усиление. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных занятиях в школе глухих
Слайд 15
Слухово́й аппара́т — это электронный звукоусиливающий прибор, применяющийся по медицинским показаниям при различных формах стойких нарушений слуха. Сигнализатор звука состоит из передатчиков и приемников. Передатчики подключаются проводным/беспроводным способом к источнику сигнала и передают информацию по беспроводной радиосвязи на приемники. Приемники принимают информационный сигнал от передатчиков по беспроводной радиосвязи и информируют пользователя различными видами индикации: свет, звук, вибрация. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ РАЗРАБОТКЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Сурдотехнические средства (звукоусиливающая аппаратура)
Слайд 16: Методики воспитания и обучения детей с нарушением слуха
Различали два метода обучения глухих – «жестовый» и «чистый устный» методы. Жестовый способ предполагал обучение глухих на основе жестового языка и дактилологии С помощью чистого устного метода глухих учили говорить «без рук», используя только устную и письменную речь (методика Э. И. Леонгард ). Билингвистический метод основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности. Верботональная методика, разработанная специалистами центра « Суваг » (Загреб, Хорватия). Коррекционно-реабилитационная работа основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения
Слайд 17: Образовательные учреждения для детей с нарушенным слухом
Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей (принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на четыре года) Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей (в структуре данного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей) Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.
Слайд 18: Модели интеграции
временная интеграция : объединение со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий; частичная интеграция: включение 1-2 ребенка лишь на часть дня в массовые группы; комбинированная интеграция : 1-2 ребенка наравне со слышащими воспитываются в общеразвивающих группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога; полная интеграция : ребенок с нарушенным слухом воспитывается в дошкольном учреждении общеразвивающего вида. Отдельно получает коррекционную помощь
Слайд 20: Материальное обеспечение для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху
Слайд 21: Адаптация учебного процесса
Видео словарь экономических терминов русского жестового словаря Учебное пособие по истории в таблицах
Слайд 22: Материальное обеспечение для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху
Слайд 26: V республиканские соревнования по шахматам и шашкам среди студентов с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 28: Вербальный
От лат. verbalis — словесный невербальный ? без слов А как???
Слайд 29: Информативные каналы
Звуковой – 40-45% информации (10% слова 30-35% интонация) Видеоканал – 55-60% информации (мимика, жесты, поза и др.) вербальные невербальные
Слайд 30: Невербальная коммуникация -
передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.)
Слайд 31: Движения экспрессивно-выразительные
Открытые жесты и позы тела ( Руки собеседника повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Мимика лица естественная, без напряжения и скованности. ) Закрытые жесты и позы ( Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. )
Слайд 32: Виды жестов:
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие (усиливающие) жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки Демонстративные жесты поясняют положение дел. Касательные жесты помогают установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера.
Слайд 33: Жесты размышления и оценки
Сосредоточенность (Выражается в пощипывании переносицы с закрытыми глазам, может потирать подбородок. ) Критичность ( Человек держит руку у подбородка, с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, левая бровь опущена ) Позитивность (Небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки. Корпус тела наклонен вперед. )
Слайд 34: Жесты сомнения и неуверенности
Недоверие (прикрытие рта ладонью). Неуверенность (Такой невербальный жест как почесывание или потирание сзади уха или шеи может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду. )
Слайд 35: Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать
Скука (Собеседник подпирает свою голову рукой. ) Неодобрение (Стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки. ) Готовность уйти (Опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от потока речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела к двери или направление ноги в эту сторону. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы.) Раздражение ( Потирание шеи, лишних движениях руками, пощипывании сумочки у дамы, машинальном черчении на бумаге.)
Слайд 36: Жесты доминирования
Превосходство (Руки лежат за головой, одна нога на другой. Веки едва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз – перед вами высокомерие, пренебрежение. Равенство ( Подобный жест употребляют практически все мужчины, женщины намного меньше. Характер рукопожатия может о многом сказать, в первую очередь раскроет намерения другого человека. Если в момент соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец демонстрирует свое ведущее положение.)
Слайд 37: Тактильные движения
Объятия (Такое средство невербального общения как объятия чаще встречаются у представителей сильной половины человечества, между женщинами они встречаются немного реже. В подростковом возрасте частота объятий, как между мальчиками, так и между девочками носит экспрессивный характер.)
Слайд 38: Тактильные движения
Рукопожатие (Различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. )
Слайд 39: Тактильные движения
Похлопывания по спине или по плечу (В основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь. ) Прикосновения (Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми, ранящими и т.д. )
Слайд 40: Тактильные движения
Поцелуи (Широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к конкретному объекту меняется характер поцелуев. Поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными.)
Слайд 41: Взгляд визуально-контактный
Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками. Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.
Слайд 42: Пространственные движения
Позиция углового расположения – наиболее благоприятна для общения ученика с учителем, руководителя с подчиненными, так как у обоих есть достаточный простор для обмена взглядами, жестикулирования. Конкурирующе-оборонительная позиция – применяется в острых обсуждениях, спорах, дискуссиях. Собеседники сидят напротив друг друга, что позволяет хорошо обозревать выражения лица, совершаемые жесты, которые могут ежесекундно меняться в зависимости от остроты обсуждаемых вопросов. Независимая позиция – говорит о нежелании общаться. Собеседники сидят по разным углам стола, что отрицательно влияет на процесс коммуникации. Позиция направленного сотрудничества – между участниками разговора нет никаких физических барьеров, они сидят рядом. Общение носит доверительно-интимный характер.
Слайд 43
подчинены подсознанию; слабо контролируются человеком; информация из этих каналов заслуживает большего доверия. жесты поза мимика Тебе больно? Нет!
Слайд 44: Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он научился пользоваться речью
Слайд 46: Предметные контактные, тактильные действия :
рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары.
Слайд 47
У итальянцев: "Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют". • в Голландии: "я пьян" или"ты пьян", в Англии - конспирацию и секретность. Это интересно...
Слайд 48
Во время знаменитой столетней войны французы отрезали средние пальцы английским лучникам, отсутствие которых очень затрудняет использовать лук для стрельбы по французам. Победившие англичане показывали французам свои средние пальцы, демонстрируя что они на месте. победа-"виктория"
Слайд 49
в Европе - знак высшего одобрения, в мусульманских странах этот жест считается неприличным.
Слайд 51
Понурый, хитрый, удивлённый, злой, удручённый, весёлый, уставший, равнодушный. Составьте предложен ия со словом "взгляд", используя слова для спр авок.
Слайд 53
Определите значение каждого жеста. Составьте диалог, использовав более 3 данных комбинаций. работа в парах