Первый слайд презентации: Диалоговое взаимодействие человека и ЭВМ. Продукционные системы. Дискурс
Занятие проводит КТН, доцент Попов А.А.
Слайд 2: Задачи диалогового процесса
определение задания, которое пользователь возлагает на систему вызов процесса, предназначенного для выполнения требуемого задания прием логически связанных входных данных от пользователя и размещение их в переменных соответствующего процесса в нужном формате вывод результатов обработки по окончании процесса в подходящем для пользователя формате
Слайд 3: Критерии качества диалога
Естественность Последовательность Краткость Поддержка пользователя Гибкость
Слайд 4: Типы структуры диалога
вопрос и ответ меню экранных форм на базе команд, каждая из которых основывается на аналогии с определенным типом взаимодействия между людьми
Слайд 5: Виды адаптации пользователя к диалогу
Фиксированная 2. Полная 3. Косметическая
Слайд 6: Фиксированная адаптация
подробный диалог, обеспечивающий всемерную поддержку начинающих краткий диалог, предназначенный для экспертов и обеспечивающий небольшую поддержку, либо без поддержки
Слайд 7: Полная адаптация
Диалоговая система стремится построить модель пользователя, которая изменяется по мере работы последнего с системой и определяет стиль диалога, адаптируя его в зависимости от этих изменений
Слайд 8: Косметическая адаптация
Обеспечивает гибкость диалоговых стилей без учета поведения пользователя и без однозначного выбора им конкретного стиля диалога
Слайд 11: Сеть переходов для диалога типа «меню»
Три типа вершины: 1.Вершина, в которой выводится сообщение пользователю с запросом на ввод. 2. Вершина, в которой выводится сообщение пользователю без запроса на входное сообщение 3. Вершина, в которой выводится сообщение пользователю с запросом на ввод, после которого осуществляется безусловный переход на соседнюю вершину
Слайд 12: Управление переключения для двух различных типов вершин
Условие Следующая вершина a b C ИНАЧЕ N2 N2 N3 N4 Условие Следующая вершина ИНАЧЕ N4
Слайд 16: Дискурс
Два или более предложений, находящихся друг с другом в смысловой связи, поддержанной лингвистическими и ситуационными средствами
Слайд 17: Виды дискурса
1. Бытовой дискурс 2. Деловой дискурс 3. Научный дискурс 4. Рекламный дискурс 5. Политический дискурс
Слайд 18: Жанры компьютерного дискурса
1. Электронная почта (е-mail) 2. Электронные разговоры или чат 3. Система электронных досок объявлений 4. Компьютерные конференции
Слайд 19: Признаки дискурса
электронный сигнал как канал общения; виртуальность; разделенность в пространстве и во времени; опосредованность; высокая степень проницаемости; наличие гипертекста; статусное равноправие участников; передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов»; комбинация различных типов дискурса - бытового, делового, научного, рекламного, политического; компьютерная этика; гипертекст
Слайд 20: Фокус внимания в дискурсе
результирующие знания, выделяемые под влиянием контекста Явный фокус содержит те сущности, которые уместны для интерпретации обрабатываемого предложения (явно упомянуты в предшествующем дискурсе) Неявный фокус содержит сущности, которые, возможно, важны, так как тесно связаны с сущностями, упомянутыми в предшествующем дискурсе