Первый слайд презентации: ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Государственное автономное образовательное учреждение Тюменской области дополнительного профессионального образования «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯМАРАФОН ЛУЧШИХ ПРАКТИК « PRO Качество» Прохоров Д.И., заведующий кафедрой управления и экономики образования ГУО «Минский городской институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент Минск, 2025
Слайд 2: Несоответствие
между запросом общества в непрерывном совершенствовании профессиональных компетенций, обогащении педагогического и методического опыта учителей математики в условиях цифровизации и недостаточной разработанностью технологий и методик целостного концептуально обоснованного повышения квалификации и активизации самообразовательной деятельности учителя математики включая межкурсовой период ( ПКиСД ). 2
Слайд 3: Теоретические и методологические основания
теория деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Д. Король, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн и др.) ; т еория профессионального становления педагога и его профессионального развития (А. А. Деркач, Л. М. Митина, А. Н. Сендер, И. И. Цыркун и др.) ; закономерности, механизмы и факторы профессионализации деятельности учителя (В. А. Бодров, В. Н. Дружинин и др.) ; концепция информационного общества (Е. Д. Паталикина, S. Downes, Ed. Krol и др.) ; концепция развития самостоятельной познавательной деятельности (П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.) ; исследования характеристики личности и профессиональных компетенций учителя (С. К. Багадиров, А. А. Печеркина, В. Д. Смирнов, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова и др.). 3
Слайд 4: Дидактический дизайн ПКиСД учителей математики
целенаправленная конструктивная научно-методическая деятельность преподавателя по обучению слушателей повышения квалификации навыкам разработки и внедрения дидактических многомерных инструментов обучения математике, обладающих заданными функциональными, эстетическими и технологическими свойствами, а также инновационных педагогических технологий и методик с использованием веб-ориентированных ресурсов. 4
Слайд 5: Дидактические многомерные инструменты обучения математике
визуальные средства многокомпонентного типа с иллюстративно-мнемоническими и регулятивными свойствами (поддержка категоризации и экспликации, анализа и синтеза, навигации и аутодиалога ), содержащие алгоритмы графического сгущения учебных знаний по математике, состоящий из четырех этапов кодирование, укрупнение, структурирование и раскодирование. 5
Слайд 6: Структурно-логическая схема «Наука «Математика»
6 Блок-схема «Алгоритм решения квадратного уравнения»
Слайд 7: Критерии перехода между информационными слоями учебных математических апплетов:
нарастание доли вводимых понятий ; увеличение сложности заданий, включающих моделирование математических объектов на основе апплетов; заданий продуктивно-творческого характера, предполагающих самостоятельную активность учащихся и изменение деятельности учителя от направляюще-контролирующей к побуждающе -стимулирующей; активизация учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся на основе обогащения форм, методов и средств обучения интерактивными, элементами дидактических игр. 7
Слайд 8: Информационные слои
I информационный слой (репродуктивный уровень) Содержит определения и основные свойства математических объектов, позволяет провести учебное исследование основных их признаков и свойств. Дидактическая цель : формирование, закрепление и ликвидация пробелов в знаниях учащегося об основных определениях, признаках и свойствах математических объектов. Динамическая особенность : возможность самостоятельного (или под руководством учителя) проведения учебного исследования основных признаков и свойств математических объектов. Например, можно ли построить треугольник по трем отрезкам заданной длины?
Слайд 9: Информационные слои
II информационный слой (продуктивный уровень) Содержание дополняет предыдущий слой определениями понятий, расширяющих и обогащающих знания учащихся. Дидактическая цель : систематизация и развитие знаний обучающихся о математических объектах их взаимосвязях, связи алгебраической и геометрической интерпретаций. Динамическая особенность : установление и изучение свойств и связей между математическими объектами. Например, определите вид треугольника (тупоугольный, прямоугольный остроугольный) зная длины его трех сторон? Информационные слои
Слайд 10: Информационные слои
III информационный слой (творческий уровень) Содержание дополняет предыдущий слой определениями и свойствами математических объектов, выходящих за пределы школьной программы. Дидактическая цель : углубление знаний, развитие познавательной активности учащихся на основе эвристического потенциала динамических моделей. Динамическая особенность : возможность проведения учебного исследования взаимосвязи объектов и их свойств, решение проблемных задач. Например, произведением двух линейных функций является квадратичная функция. Подберите такие линейные функции, чтобы получившаяся квадратичная функция была отрицательной на заданном промежутке (положительной, имела экстремум в заданной точке и т.д.). Информационные слои
Слайд 11: Целевой компонент
11 Целевой компонент формирование профессиональных компетенций учителя математики в области применения дидактического дизайна, существующих и самостоятельно разработанных веб-ориентированных ресурсов на учебных занятиях по математике на II – III ступенях общего среднего образования.
Слайд 12: Содержательный компонент
нормативно-теоретический блок – нормативное правовое обеспечение и теоретическое основание разработки и использования ИКТ на учебных занятиях по математике ; практико-технологический – цифровой инструментарий создания дидактических многомерных инструментов и веб-ориентированных ресурсов ; методический – методика применения электронного образовательного контента в профессиональной деятельности учителя математики.
Слайд 13: Освоение содержания ПКиСД учителями математики
13 Освоение содержания ПКиСД учителями математики
Слайд 14: Методический компонент
Интерактивные формы обучения: веб-лекция; практическое занятие-чат; веб-круглый стол; веб-тренинг; веб-консультация; веб-квест и т.д. Интерактивные методы обучения: «Эвристические качели»; «Группы сменного состава»; «Ключевой момент» и т.д.
Слайд 15: Веб-ориентированный ресурс обучения
– гибкий и мобильный ресурс, который которые содержит учебный материал, предназначенный для ПКиСД, решает задачи обеспечения образования профессиональными кадрами высокого уровня квалификации, кадровой поддержки процессов разработки инновационных методик обучения и их учебно-методического обеспечения с использованием дидактического дизайна, удовлетворения потребностей учителей математики в профессиональном совершенствовании с использованием образовательной среды, основанной на дистанционных и онлайн-технологиях. 15
Слайд 16: Веб-ориентированный ресурс обучения «Дидактический дизайн в преподавании математики в учреждениях общего среднего образования»
16 Веб-ориентированный ресурс обучения «Дидактический дизайн в преподавании математики в учреждениях общего среднего образования»
Слайд 17: Веб-ориентированный ресурс обучения «Дидактический дизайн в преподавании математики в учреждениях общего среднего образования»
17 Веб-ориентированный ресурс обучения «Дидактический дизайн в преподавании математики в учреждениях общего среднего образования» Содержание: Глоссарий (более 180 понятий и терминов); Вопросы государственной политики в сфере цифровизации образования (2 темы); Научно-теоретические основания структурирования содержания обучения математике (5 темы); Основы работы со специализированным программным обеспечением (11 темы); Методика использования дидактических многомерных инструментов при обучении математике (примеры дидактических сценариев учебных занятий).
Слайд 18: Контрольно-измерительный компонент
18 Контрольно-измерительный компонент Т ипы вопросов: множественный выбор; одиночный выбор; короткий ответ (файл); на соответствие.
Слайд 19: Коммуникационный компонент
19 Коммуникационный компонент Форма обратной связи «Вопрос-Ответ » : обсуждение заданий; методическая поддержка; техническая поддержка. Чат-бот «Профессор МГИРО» – телеграм -чат на основе искусственного интеллекта
Слайд 20: Чат-бот «Профессор МГИРО»
20 Чат-бот «Профессор МГИРО» Правила общения со мной:
Слайд 21: Чат-бот «Профессор МГИРО»
21 Чат-бот «Профессор МГИРО» Настройки безопасности: Дополнительные базы данных: содержание веб-ориентированного ресурса; 12 пособий по методике обучения математике; внешние базы данных по методике использование ИКТ в образовательном процессе.
Последний слайд презентации: ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
22 ПРОХОРОВ Дмитрий Игоревич, заведующий кафедрой управления и экономики образования ГУО «Минский городской институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент prohorov@minsk.edu.by