ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО — презентация
logo
ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
  • ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
1/15

Первый слайд презентации

ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА Подготовила: учитель-логопед ТПМПК Мельник Любовь Анатольевна

Изображение слайда

Слайд 2

ПРОБЛЕМАТИКА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА Дисграфия и дизорфография представляют собой ключевые препятствия в письменной коммуникации и обучении детей, влияя на их академическую успеваемость и эмоциональное развитие. Эти расстройства требуют особого внимания и корректировки. В отечественной логопедии термины « дисграфия » и « дизорфография » разграничиваются. Для дифференциальной диагностики этих нарушений необходимо учитывать критерии, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается.

Изображение слайда

Слайд 3

Дизорфография, наряду с  дисграфией, относится к нарушениям письменной речи. Дизорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса, когда школьники осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, начинают изучать и применять на письме грамматические правила. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с  ФФНР  или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Изображение слайда

Слайд 4

Под дисграфией у детей понимают стойкое нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью тех или иных компонентов функциональной системы письма и проявляющееся в большом количестве специфических, стойких и повторяющихся ошибок, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленног. Диагностика дисграфии о обучения. включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекция дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций. ДИСГРАФИЯ

Изображение слайда

Слайд 5

Органические причины.  К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка. Социально-психологические факторы.  Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ

Изображение слайда

Слайд 6

СИМПТОМЫ ДИСГРАФИИ Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться: смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов ); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет. Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость,  гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Изображение слайда

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии : артикуляторно -акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия; акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания; дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза; аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи; оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Изображение слайда

Слайд 8

Артикуляторно -акустическая дисграфия С пецифические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Акустическая дисграфия З вукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами). Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Аграмматическая дисграфия Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Оптическая дисграфия Н а письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии ; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв ("л" вместо "м"; "х" вместо "ж" и наоборот), зеркальное написание букв.

Изображение слайда

Слайд 9

ДИАГНОСТИКА ДИСГРАФИИ проводится изучение и анализ письменных работ; внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии ; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха; исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука; производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи. Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Изображение слайда

Слайд 10

Дизорфография   – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика. Коррекционный логопедический процесс включает формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ. ДИЗОРФОГРАФИЯ

Изображение слайда

Слайд 11

ПРИЧИНЫ ДИЗОРФОГРАФИИ В  логопедии  дизорфографию принято рассматривать и изучать комплексно, с точки зрения педагогического, медицинского и психологического аспектов. Выделяют следующие группы этиологических факторов: Нарушения устной и письменной речи. В дошкольном периоде у детей- дизорфографиков часто отмечается функциональная дислалия  либо стертая дизартрия, а на момент поступления в школу обычно имеет место нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Возникновению дизорфографии может предшествовать дисграфия, однако сложности освоения орфограмм могут проявляться и изолированно. Отягощенный соматический статус. В неврологическом анамнезе у детей выявляется резидуально -органическое поражение ЦНС, объясняющее патоморфологические механизмы трудностей обучения грамоте. К группе риска также относятся часто болеющие дети младшего школьного возраста. Школьная незрелость. Чаще всего о ней можно говорить в контексте раннего начала школьного обучения (с 6-6,5 лет), психосоматической ослабленности или педагогической запущенности ребенка. Это приводит к незавершенности созревания определенных мозговых структур и психических функций на момент начала обучения. Дизорфографию может инициировать перегруженность младших школьников учебным материалом.

Изображение слайда

Слайд 12

Согласно лингвистическому подходу, выделяют три вида дизорфографии : Морфологическая  – стойкие и множественные ошибки проявляются при написании орфографически сложных слов. Ученик затрудняется на письме выделить нужную орфограмму и применить к ней изученное правило. Прежде всего, это касается правильности написания безударных гласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Синтаксическая  – частотные ошибки возникают при определении и обозначении связей в предложении. Обычно данная форма выражается неумением правильно расставить знаки препинания между частями и отдельными членами предложения. Смешанная  – имеют место систематические грамматические и пунктуационные ошибки, которые не исчезают самостоятельно. С учетом количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм) и способности к решению учебных задач различают три степени дизорфографии : Легкая степень. В письменных работах выявляется 15-20% орфографических ошибок. С большинством упражнений и заданий ученик справляется на оценку выше среднего, с остальными – на среднем и высоком уровне. Средняя степень. Количество ошибок на письме составляет 20%-30%. Большую часть заданий учащийся выполняет на среднем уровне. Тяжелая степень. Ученик допускает от 30% до 50% и более ошибок. Свыше половины предъявляемых заданий оцениваются низкой оценкой или оценкой ниже среднего.

Изображение слайда

Слайд 13

ДИАГНОСТИКА Задача выявления учащихся с дизорфографией возложена на логопеда школьного логопункта. В начале учебного года специалист проводит обследовании всех учеников начальной школы; при этом у учащихся 2, 3 и 4 классов, кроме состояния устной речи, анализируются письменные работы. В ходе логопедической диагностики оценивается: уровень понимания речи, владения связной речью и грамматическими нормами, сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слов, объем словаря. При изучении письменных работ (сочинений и изложений) учитель-логопед обращает внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, определяет степень тяжести и характер речевого нарушения. К оценке сформированности ВПФ привлекается школьный психолог.

Изображение слайда

Слайд 14

ЗНАЧЕНИЕ А НАЛИЗА В Д ИАГНОСТИКЕ Анализ письменных ошибок — ключевой элемент в диагностике дисграфии и дизорфографии. Он помогает выявить индивидуальные трудности, которые испытывают дети, и направлять корректирующие мероприятия в нужное русло, обеспечивая более точную диагностику.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ДИСГРАФИЯ И Д ИЗОРФОГРАФИЯ : АНАЛИЗ ПИСЬМА КАК ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Если ребёнок делает частые ошибки при письме и чтении, родителям рекомендуется: Признать наличие проблемы. Не стоит искать виноватых и перекладывать ответственность на учителя или ребёнка. Лучше направить усилия на помощь ребёнку. Установить деловой контакт с педагогом. Важно показать свою заинтересованность в решении проблемы и получении своевременной информации. Создать доброжелательную обстановку. Если ребёнка обвиняют, наказывают и ругают за ошибки, то занятия не только бессмысленны, но и вредны. Снизить объём и скорость выполнения заданий. Чем больше заставлять ребёнка читать и писать, тем больше он ошибается и начинает ненавидеть эти занятия. Индивидуализировать образовательный маршрут. Составить его помогут специалисты на школьном консилиуме или на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Привлекать внимание к звучанию слова, его значению, написанию. Упражняться можно не только за письменным столом, но и по дороге в школу, на прогулках. Создать полноценную речевую среду. Для этого важно следить за уровнем грамотности всех членов семьи. Помогать ребёнку осознанно усваивать материал. Для детей с нарушениями письма и чтения нередко приходится искать обходные пути, если материал не усваивается обычным способом. Если проблемы с чтением и письмом носят стойкий характер, рекомендуется обратиться за консультацией к логопеду.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено