Слайд 2: Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности образовательного процесса
Подготовила заместитель директора по УВР Александренко А.Ю.
Слайд 4
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие спокойствие и уют «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, без необходимости защищаться. «Психологический словарь».
Слайд 5: Факторы, формирующие здоровье человека
ЭКОЛОГИЯ - 10-15% НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - 15-20% МЕДИЦИНА - 10-15% ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - 50-55%
Слайд 6
Закон РФ “Об образовании” В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. Конвенция ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.
Слайд 7
Группы факторов, составляющих окружение учащихся: - психолого-педагогические факторы (личность педагога, возможности ребенка усвоить учебную программу); - социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.); - физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Слайд 8
Как же педагогу создать психологический комфорт? Можно воспользоваться следующими рекомендациями: • используйте в своей работе просьбы, а не требования; • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; • используйте компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую либо скрытую конфронтацию; • добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину; • используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Слайд 9
Виды нагрузок во время уроков Умственная (связана с затратами энергии на мыслительные процессы при приобретении знаний) Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии) Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий)
Слайд 10: Успешное проведение урока, следовательно и сам комфорт на уроке создает сам педагог
Старайтесь: Видеть в каждом ученике уникальную личность. «Все дети талантливы». Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. «Учиться победно!». Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка. «Ребенок хорош, а плох его поступок». Предоставлять возможности и помогать детям. «В каждом ребенке чудо – ожидай его».
Слайд 11
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков ( В.С.Сухомлинский.) Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Слайд 12
Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Слайд 13: Организационный момент
«Комплимент» «Подари улыбку» «Дерево достижений» «Золотая рыбка» «Волшебная поляна» «Колесо удачи»
Слайд 14: Основная часть
Печатная машинка Ассоциация Поменяйтесь местами те, кто... Окно Сообщение Первый рисунок
Слайд 15: Проблемная ситуация
Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть вместе с ним». Что Вы будет делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?
Слайд 16: Правильное решение ситуации
«Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь…, а Саша …. Думаю, у вас всё получится» При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.