Первый слайд презентации
Домашнее задание - Подготовить доклад на тему «МОЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ» СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА: КОНФЛИКТЫ ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТНИКОВ: ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ: ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ КОНФЛИКТАМ: СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ: СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ: МЕТОДЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ: МЕДИАЦИЯ, ЭТО - …
Слайд 2
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - целенаправленное влияние одного человека или группы людей на мысли, чувства, поведение и установки другого человека или группы с целью изменить их в соответствии с определенными интересами. При общении каждое слово, жест и взгляд является инструментом воздействия. В повседневной жизни мы постоянно либо оказываем влияние на собеседника, либо поддаемся его влиянию. Психологическое воздействие при общении может быть: - полезным или разрушительным, - осознанным или неосознанным, - различным по интенсивности, - различным по силе воздействия.
Слайд 3
ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ. УБЕЖДЕНИЕ. ВНУШЕНИЕ. МАНИПУЛЯЦИЯ.
Слайд 4
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ : СОЦИАЛЬНОСТЬ - люди склонны следовать поведению большинства. АВТОРИТЕТНОСТЬ - мнение или указание человека, обладающего властью или знаниями, воспринимается охотнее. ДЕФИЦИТНОСТЬ - люди часто стремятся заполучить то, что кажется редким или недоступным. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - использование эмоций и ассоциаций для усиления эффекта. ЭФФЕКТ ПЕРВОГО И ПОСЛЕДНЕГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Эти механизмы работают на уровне психологии восприятия и помогают влиять на решения и поведение людей. Осознанное понимание этих процессов позволяет защищаться от ненужного или вредного воздействия.
Слайд 5
КОНФОРМИЗМ - изменение поведения или мнения человека под влиянием группы, к которой он принадлежит. Это стремление соответствовать нормам и ценностям группы, даже если эти ожидания могут противоречить личным убеждениям. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФОРМИЗМА ОБЩЕСТВЕ: ПОРЯДОК И СТАБИЛЬНОСТЬ - упрощение взаимодействия в группе, предотвращение конфликтов, соблюдение правил школьного поведения, создание нормальной обстановки. СПЛОЧЕННОСТЬ КОМАНДЫ - когда члены коллектива придерживаются единых норм и ценностей, это способствует взаимодействию, доверию и успешной совместной деятельности. ОБУЧЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ – перенятие положительного опыта от окружающих, вливание в коллектив, налаживание взаимоотношений в коллективе.
Слайд 6
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОГО КОНФОРМИЗМА ПОТЕРЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - отказ от собственных идей и убеждений, подчиняясь мнению группы в сомнительных ситуациях. ПОДВЕРЖЕННОСТЬ НЕГАТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ - соглашательство попробовать вредные вещества или подчинение асоциальному поведению. Например, подросток может начать курить, чтобы не выделяться среди сверстников. УГНЕТЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ И КРЕАТИВНОСТИ - постоянное подчинение мнению группы, даже когда есть собственное мнение или предложение. РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРУППОВОГО МЫШЛЕНИЯ - в условиях сильного конформизма коллектив может принимать неправильные решения, так как никто не осмеливается выразить сомнение или предложить альтернативу.
Слайд 7
Ответ был очевиден, однако в группе были «подставные», которые намеренно давали неправильные ответы. Большинство участников поддавалось групповому давлению и называли неправильную линию, даже если это противоречило их собственному восприятию. Только небольшой процент участников оставался верен своему восприятию и давал правильный ответ. Американский психолог Соломон Аш известен своими исследованиями группового давления и конформности. В одном из экспериментов Аш представил группе участников чертеж из трех линий разной длины и одной линии для сравнения. Участникам задавали вопрос: «Какая из трёх линий соответствует длине этой линии?».
Слайд 8
Такие эксперименты наглядно демонстрируют силу социального давления и показывают, как человек способен изменить свои действия и взгляды под его влиянием. Понимание механизма конформизма помогает осознать, когда групповые нормы приносят пользу, а когда стоит проявить самостоятельность и защищать свои убеждения.
Слайд 9
ЭМПАТИЯ - КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЭМПАТИЯ - это способность человека понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого, чувствовать его переживания. Эмпатия помогает наладить взаимопонимание, устранить конфликты и укрепить отношения. Человек с эмпатией замечает эмоции собеседника и учитывает их в своём поведении. ЭМПАТИЯ: - способствует доверию между людьми. - позволяет лучше понимать мотивы и потребности других. - помогает избегать недоразумений и конфликтов.
Слайд 10
УВАЖЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ - основа любого успешного взаимодействия. Оно проявляется в признании права другого человека на свою точку зрения, вежливости и учёте интересов. ПРИЗНАКИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ : - собеседник внимательно слушает, не перебивая. - уважает мнение, даже если оно не совпадает с его собственным. - избегает критики и оскорблений. Взаимное уважение помогает создать положительную атмосферу, где каждый чувствует себя услышанным. УВАЖЕНИЕ ПРИ ОБЩЕНИИ: - способствует открытости и честности; - помогает избегать конфликтов и недопонимания; - создаёт позитивный климат в группе.
Слайд 11
ПРИНЦИПЫ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА: АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ - внимательное восприятие слов собеседника с подтверждением своего понимания. ЧЕТКОСТЬ И ЯСНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЙ - говорить конкретно и избегать двусмысленности. ПОИСК ОБЩИХ ТОЧЕК - начинать с того, что объединяет. КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ - даже если диалог затруднен, стараться сохранять спокойствие и не допускать эмоциональных всплесков. ГОТОВНОСТЬ К КОМПРОМИССУ - быть открытым для изменения своей позиции, если это поможет найти лучшее решение.
Слайд 12
ЭМПАТИЯ, УВАЖЕНИЕ, КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ - «три кита», на которых строится успешное общение. Они помогают не только решать задачи, но и укреплять отношения, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания.
Слайд 13
УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ - это процесс, в котором один человек или группа пытается повлиять на мнение, поведение или эмоции другого с помощью АРГУМЕНТОВ и ЛОГИКИ. Для успешного убеждения важно придерживаться определённой структуры. ТРИ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТА УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: ОРАТОР - человек, который убеждает. Он должен быть компетентным, искренним и заслуживающим доверия. ПОСЛАНИЕ - само содержание аргументов. Оно должно быть чётким, логичным и понятным для аудитории. АУДИТОРИЯ - те, на кого направлено убеждение. Успех зависит от понимания их потребностей, интересов и уровня знаний. ПРИМЕР: Ученик выступает на классном собрании с предложением изменить порядок дежурств. Он аргументирует своё предложение тем, что это будет более справедливо, приводит примеры из других классов и подкрепляет свою речь статистикой.
Слайд 14
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ РЕФРЕЙМИНГ - способ переосмысления ситуации, изменения восприятия и мышления. Он позволяет увидеть новые возможности и перспективы там, где раньше были ограничения или проблемы. Он помогает справиться с тревожностью, стрессом и депрессией. Это умение посмотреть на что-либо свежим, другим взглядом. Он позволяет выйти за пределы стандартных рамок и расширить границы. ОСВОИВ РЕФРЕЙМИНГ, ЧЕЛОВЕК : 1. Учится управлять своими эмоциями и психологически чувствует себя лучше, даже если вокруг всё сложно и плохо. 2. Умеет минимизировать разрушительный эффект негативных переживаний. Таким образом уменьшаются последствия стресса. 3. Улучшает своё психологическое здоровье и самочувствие в целом. Суть этой техники: изменение «знака» оценочных слов или фраз: Например: « Я скупой » → « Я бережливый », « Я умею считать деньги ». « Я суетливый » → « Я энергичный », « Я активный ». « Я упрямый » → « Я целеустремленный », « Я настойчивый ».
Слайд 15
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ УБЕЖДЕНИЯ ТЕХНИКА ТРЁХ « ДА » - психологический приём, чтобы склонить оппонента к согласию, формирование согласия через последовательные вопросы. Суть метода - в формировании вопросов, ответ на которые для собеседника должен быть положительным, т.е. собеседник должен ответить на вопросы «да» мысленно или вслух. ПРИМЕР : если нужно уговорить жену провести выходные за городом: - « Ты согласна, что нам нужно больше времени проводить вместе? ». - « Смена обстановки была бы кстати, не так ли? ». - « Давай съездим на природу? ». Три вопроса и затея уже на полпути к реализации. ПРИМЕР: если нужно привлечь студентов к участию в СтудВесне. - « Вы хотите, чтобы наш институт был лучшим? ». - « Хотели бы вы поддержать традиции нашего института? ». - « Тогда давайте вместе разработаем сценарий нашего выступления! » Чаще всего технику трёх «ДА» применяют в маркетинге, при продажах, переговорах, при написании рекламных текстов, коммерческих предложений.
Слайд 16
СОЦИАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - это психологический эффект, когда в неоднозначных ситуациях люди принимают решения на основе мнения других. - демонстрация, что большинство поддерживает данную идею. Пример: « Большинство учеников нашего класса уже участвуют в этом проекте, и они довольны результатами ».
Слайд 17
10 СПОСОБОВ УБЕЖДЕНИЯ 1. « РАЦИОНАЛЬНОЕ УБЕЖДЕНИЕ » – приведение аргументов, логики. Срабатывает не всегда. 2. « ВОЗЗВАНИЕ К АВТОРИТЕТАМ » – любая ссылка на авторитет. - «Есть приказ Ректора…», - « ЗавУч прислал распоряжение…» и др. 3. « ВОЗЗВАНИЕ К ЭНТУЗИАЗМУ » - позитивные и эмоциональные призывы: - “Ребята, ну давайте! Это же будет так здорово!!!”. Если удается - то имеет краткосрочный, но сильный эффект. 4. « КОНСУЛЬТАЦИЯ » - признаете экспертность того, кого хотите убедить. - «Подскажи пожалуйста…», - «Только ты можешь мне помочь…». 5. « ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА » – описание будущих успехов, выгоды и т.п. 6. « ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ » – помочь собеседнику с чем-то, а поможет тебе. 7. « ДРУЖБА » - воззвание к дружбе, товариществу, сотрудничеству. «Будь другом - сделай …» (помоги, подскажи, посоветуй и т.п.) 8. « КОАЛИЦИЯ » - для решения проблемы переговорить со своими коллегами, выработать общее мнение и начать переговоры с тем, кто стоит выше в социальной иерархии. 9. « ПРЯМОЙ ЗАПРОС УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИЛЫ » - вы просите назначить себя для решения проблемы и тогда вам проще всех убеждать. 10. « ДАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, РЕСУРСОВ » - близко к мошенническим способам: - “Нет времени объяснять…”. Человеку не дается раздумывать, а прямо призывают к действиям. Иногда работает.