Первый слайд презентации
Древняя керамика как объект научного изучения Евгений Суханов Институт археологии РАН
Слайд 2
Керамика: неотъемлемый компонент культуры и повседневных практик на протяжении длительного периода человеческой истории; источник, с которым приходится иметь дело большинству археологов; источник, обеспеченный обширными данными из других наук, в том числе этнографии.
Слайд 3
( 4.08.1930 – 1.10.2010 ) А. А. Бобринский и его «Гончарство Восточной Европы» (М., 1978)
Слайд 7
Основной результат работ Комплексного отряда по изучению гончарства (1968-1982 гг.) – обследование около 1000 очагов производства
Слайд 8
Наиболее важные для археологов закономерности функционирования гончарных производств «Контактный» способ передачи знаний и навыков в гончарстве, от человека к человеку путём научения; 2) В большинстве случаев передача этой информации происходит по родственным каналам ;
Слайд 9
Ответы гончаров на вопрос «У кого вы научились делать посуду?» У кровных родственников 60 % У соседей по деревне, связи с которыми через жену или мужа 29 % У родителей жены или мужа 2 %
Слайд 10
3) В условиях «стабильной» культурной ситуации, гончарные традиции очень устойчивы и передаются из поколения в поколение; 4) Возникновение смешанных традиций в технологии отражает процесс смешения самих носителей этих традиций. Наиболее важные для археологов закономерности функционирования гончарных производств
Слайд 11
4) Возникновение смешанных традиций в технологии отражает процесс смешения самих носителей этих традиций. Навыки гончаров Приспособительные (отбор сырья, составление формовочной массы, обработка поверхности) Субстратные (Конструирование сосуда) меняются быстро, в рамках жизни одного поколения меняются медленно, в течение жизни 4-5 поколений
Слайд 12
5) Связи между изготовителями и потребителями керамики зависит от экономической формы гончарного производства. Наиболее важные для археологов закономерности функционирования гончарных производств
Слайд 13
Керамика позволяет реконструировать навыки труда и культурные традиции древнего населения по особым «следам» на сосудах
Слайд 14
Эталонные базы Песок Дресва Шамот Раковина Ленточный налеп Жгутовой налеп Лоскутный налеп
Слайд 15
Заглаживание травой Заглаживание деревянным инструментом Эталонные базы Выбивание рельефной колотушкой
Слайд 16
Как взаимосвязаны данные археологии, этнографии и научного эксперимента в изучении древней керамики? Этап 1 ( археология ). Неопределенные примеси в формовочной массе. Этап 2 ( этнография ). Наиболее распространенные искусственно введенные минеральные примеси: песок, дресва, дробленая раковина, шамот.
Слайд 17
Как взаимосвязаны данные археологии, этнографии и научного эксперимента в изучении древней керамики? Этап 3 ( научный эксперимент ): Подготовка эталонов с разными видами минеральных примесей; Анализ этих эталонов, формулирование признаков разных минеральных примесей. Песок Дресва Шамот Раковина Этап 4 ( возвращение к археологии ).
Слайд 18
Как взаимосвязаны данные археологии, этнографии и научного эксперимента в изучении древней керамики? Этап 1 ( археология ). Два варианта конструирования сосудов.
Слайд 19
Этап 2 ( этнография ). Разные виды строительных элементов. Лента Жгут Лоскут Этап 3 ( эксперимент ): Создание эталонов с разными видами строительных элементов; Анализ и формулирование признаков разных видов строительных элементов.
Слайд 20
Этап 4 ( возвращение к археологии ). Как взаимосвязаны данные археологии, этнографии и научного эксперимента в изучении древней керамики?
Слайд 21
Стадия I – Подготовительная. Ступень 1 – отбор исходного сырья. Ступень 2 – добыча исходного сырья. Ступень 3 – обработка исходного сырья. Ступень 4 – составление формовочных масс. Стадия II – Созидательная. Ступень 5 – изготовление начина. Ступень 6 – изготовление полого тела. Ступень 7 – придание сосуду формы. Ступень 8 – механическая обработка поверхностей Стадия III – Закрепительная. Ступень 9 – воздушное высушивание. Ступень 10 – придание сосуду прочности. Ступень 11 – придание водонепроницаемости. «Необязательные» ступени: Ступень 12– создание служебных частей. Ступень 13 – декорирование. Ступень 14 – химико-термическая обработка. Структура гончарной технологии
Слайд 23
Более устойчивые параметры: 1.Общая пропорциональность всего сосуда 2.Угол наклона плеча-предплечья 3.Угол наклона тулова Менее устойчивые параметры: 1.Пропорциональность щеки-шеи 2.Пропорциональность плеча-предплечья 3.Пропорциональность тулова 1 2 3 1 2 3 Различия навыков создания форм посуды по степени устойчивости
Слайд 24
Самарская экспедиция по экспериментальному изучению древнего гончарства Добыча илистого сырья Подготовка формовочной массы
Слайд 25
Создание эталонов по конструированию Обжиг в очаге Самарская экспедиция по экспериментальному изучению древнего гончарства