Слайд 2
1. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Ликбез - государственная программа Советской России по массовому обучению неграмотных взрослых чтению и письму.
Слайд 3
«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил: Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения. 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. 1. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Какова была цель борьбы с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?
Слайд 5
1. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Школа в Средней Азии
Слайд 8
1. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. «Рабфак идет», Худ. Иогансон Б. Рабфак - учреждения системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), осуществлявшие предподготовку (повышение до среднеобразовательного уровня) абитуриентов высших учебных заведений (вузов), существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.
Слайд 9
2. Власть и интеллигенция. Отношение интеллигенции к пролетарской революции против за Кустодиев Б.М. «Большевик» Эмиграция Революция как очистительная гроза омолодит страну, разбудит созидающие силы.
Слайд 10
2. Власть и интеллигенция. В.В. Маяковский Тебе, освистанная, осмеянная батареями, тебе, изъязвленная злословием штыков, восторженно возношу над руганью реемой оды торжественное «О»! О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! Каким названьем тебя еще звали? Как обернешься еще, двуликая? Стройной постройкой, грудой развалин? «Ода революции»
Слайд 11
2. Власть и интеллигенция. В.В. Маяковский Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой! Глаз ли померкнет орлий? В старое станем ли пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай! Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой! «Левый марш»
Слайд 12
2. Власть и интеллигенция. К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912 Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.
Слайд 15
2. Власть и интеллигенция. Первый советский спектакль «Мистерия-буфф» Автор пьесы: В. Маяковский Режиссер-постановщик: В.Э. Мейерхольд Художник-оформитель: К.С. Малевич
Слайд 16
2. Власть и интеллигенция. И.А. Бунин А.И. Куприн А.К. Глазунов С.С. Прокофьев С.В. Рахманинов Ф.И. Шаляпин И.Е. Репин В.В. Кандинский М.Шагал Неприятие революции Эмиграция
Слайд 17
2. Власть и интеллигенция. Неприятие революции Духовная оппозиция А. Ахматова М. Волошин М. Пришвин М. Булгаков
Слайд 18
2. Власть и интеллигенция. Н.Е. Жуковский Основоположник теории самолетостроения.
Слайд 19
2. Власть и интеллигенция. В. И Вернадский Основные предпосылки возникновения ноосферы : -расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; -развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; -открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; -победа демократий и доступ к управлению широких народных масс; -всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Слайд 20
2. Власть и интеллигенция. Н.Д. Зелинский Выдающийся русский и советский химик-органик, создатель научной школы, один из основоположников органического катализа и нефтехимии, академик АН СССР.
Слайд 21
2. Власть и интеллигенция. К.Э Циолковский «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… » К.Э Циолковский Основоположник ракетостроения.
Слайд 22
2. Власть и интеллигенция. И.П. Павлов Физиолог, лауреат Нобелевской премии.
Слайд 23
2. Власть и интеллигенция. И.В. Мичурин «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы» И.В. Мичурин Агроном-испытатель
Слайд 24
2. Власть и интеллигенция. К.А. Тимирязев В своих популярно-научных произведениях Тимирязев является горячим защитником и популяризатором дарвинизма и стойким и последовательным сторонником рационалистического (как тогда говорили, «механистического», «картезианского») воззрения на природу физиологических явлений. Он противопоставлял разум оккультизму, мистицизму, спиритизму, инстинкту. Растениевод
Слайд 25
3. Партийный контроль над духовной жизнью. Среди высланных русские философы и мыслители: И. Ю. Баккал Н. А. Бердяев В. Ф. Булгаков C. Н. Булгаков В. В. Зворыкин И. А. Ильин Л. П. Карсавин А. А. Кизеветтер Н. А. Котляревский Д. В. Кузьмин-Караваев И. И. Лапшин Н. О. Лосский В. А. Мякотин М. М. Новиков М. А. Осоргин П. А. Сорокин С. Е. Трубецкой А. И. Угримов С. Л. Франк Н. Н. Цветков В. И. Ясинский 1922 г. «Философский пароход»
Слайд 26
3. Партийный контроль над духовной жизнью. 1922 г. Учрежден цензурный комитет – Главлит. Главрепертком
Слайд 27
3. Партийный контроль над духовной жизнью. Вопросы для дискуссии Точка зрения О причинах и сущности революции и Гражданской войны Естественное явление, вызванное всем ходом истории О сущности возможных последствиях НЭПа Внутреннее перерождение большевиков. «экономический Брест» Об отношении к советской власти Сила, способная возродить Россию О перспективах развития России Сотрудничать, т.к. могут возродить Россию
Слайд 28
4. Большевики и церковь. 23 января 1918 г. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Конфискация имущества Аресты священнослужителей Лишение гражданских прав Обложение высокими налогами Лишение детей священнослужителей права получить специальное и высшее образование
Слайд 31
4. Большевики и церковь. Патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим.
Слайд 32
4. Большевики и церковь. В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. В апреле-мае 1922 в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Слайд 33
4. Большевики и церковь. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Союз воинствующих безбожников стал выпускать массовый журнал.
Слайд 34
5. Начало «нового искусства». Пролеткульт – литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Цель: Выбросить на свалку истории культурные достижения прошлого. Создание нового пролетарского искусства. РАПП – российская ассоциация пролетарских писателей.
Слайд 36
5. Начало «нового искусства». Плакат – новая форма искусства. Воздействующая на чувства и агитирующая за коммунистическое будущее. Д. Моор Д. Моор
Слайд 39
5. Начало «нового искусства». Рабочий ! Глупость беспартийную выкинь! Если хочешь жить с другими вразброд - всех по очереди словит Деникин, всех сожрет генеральский рот. Если ж на зов партийной недели придут миллионы с фабрик и с пашен - рабочий быстро докажет на деле, что коммунистам никто не страшен. 1919, октябрь
Слайд 40
5. Начало «нового искусства». III Интеранционал Мы идем. Рабочий мира, слушай! Революция идет. Восток в шагах восстаний. За Европой 30 океанами пройдет, как сушей. Красный флаг на крыши ньюйоркских зданий. В новом свете и в старом ал будет Третий Интернационал.
Слайд 41
5. Начало «нового искусства». Если жить вразброд, как махновцы хотят, 2. буржуазия передушит нас, как котят. 3. Что единица? Ерунда единица! 4. Надо в партию коммунистическую объединиться. 5. И буржуи, какими б ни были ярыми, 6. побегут от мощи миллионных армий. 1920, июль
Слайд 42
5. Начало «нового искусства». Оружие Антанты — деньги. 2. Белогвардейцев оружие — ложь. 3. Меньшевиков оружие — в спину нож. 4. Правда, 5. глаза открытые 6. и ружья - вот коммунистов оружие. Каждый прогул - 2. радость врагу. 3. А герой труда - 4. для буржуев удар.
Слайд 43
5. Начало «нового искусства». Скульптура И.Д. Шадр, «Булыжник – оружие пролетариата»
Слайд 44
5. Начало «нового искусства». Конструктивизм - советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в1920 — первой половине 1930 годов. В.Е. Татлин «Башня III Интернационала»
Слайд 46
Дом архитектора К. Мельникова в Кривоарбатском, 1927-1929 гг. 5. Начало «нового искусства». Архитектура