Первый слайд презентации
ЕГЭ. Обществознание 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры ©Кузнецов А.В. Гимназия # 1
Слайд 2
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 План темы Понятие культуры и элементы культуры 1 Функции культуры 2 Типология культур 3 Формы духовной культуры 4 Разновидности культуры 5
Слайд 3
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Понятие культуры в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности Результаты всей преобразовательной деятельности человека, направленной не только на окружающий мир, но и на самого себя.
Слайд 4
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Элементы духовной культуры Наука Религия Мораль Образование Искусство
Слайд 5
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Функции культуры Познавательная Формирование целостных представлений о народе, стране, эпохе. Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций. Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Слайд 6
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Функции культуры Информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Коммуникативная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение. Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Слайд 7
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Типология культур Национальная Мировая Восточная Западная Сельская Городская Светская Религиозная Обыденная Специализированная Традиционная Индустриальная Постиндустриальная Народная Элитарная Массовая
Слайд 8
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Формы духовной культуры. Народная культура Анонимность Коллективность творческих процессов Произведение при создании и потреблении не требуют профессиональной подготовки Мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и т.д.
Слайд 9
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Формы духовной культуры. Элитарная культура Высокая сложность содержательная Создается профессиональными творцами Ориентация на узкий круг ценителей и знатоков Опера, интеллектуальное кино, авангардное искусство и прочее. Сложность форм художественного освоения
Слайд 10
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Формы духовной культуры. Массовая культура Стандартизация содержания Коммерческая направленность Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя Концертная и эстрадная музыка, поп-культура, реклама и т.д.
Слайд 11
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Формы духовной культуры. Массовая культура Условия возникновения массовой культуры : рост образованности общества → рост промышленного производства → развитие средств массовой коммуникации
Слайд 12
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Влияние массовой культуры на общество утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире ; 2) произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к «потребителю», учитывают его запросы ; 3) отличается демократичностью ; 4) отвечает запросам и потребностям многих людей (отдых, психологическая разгрузка и т.д.)
Слайд 13
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Влияние массовой культуры на общество снижает общую планку духовной культуры общества ; 2) ведет к стандартизации и унификации образа жизни, образа мыслей людей ; 3) рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует творческих импульсов ; 4) насаждает мифы в сознании людей ; 5) формирует через рекламу искусственные потребности.
Слайд 14
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Разновидности культуры Доминирующая Субкультура Контркультура
Слайд 15
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Доминирующая культура совокупность принятых в обществе социальных норм, поведения, языка, ценностей и религии. Эти признаки зачастую являются нормой для общества в целом.
Слайд 16
©Кузнецов А.В. Гимназия # 1 Субкультура культура часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности