Первый слайд презентации: Э тапы разработки новой экскурсии Креативная экскурсия
Фонд «Родительская лига» проект « Агрегатор креатива»
Слайд 4: 1. Определение цели и задач экскурсии
Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам объекты. Рассказ экскурсовода подчинен этой цели. Целями экскурсии могут быть: — воспитание патриотизма; — эстетическое воспитание; — экологическое воспитание; — показ достижений города в экономике страны; — показ исторической роли города; — знакомство с творчеством выдающегося архитектора — знакомство с особенностями природы края и др. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее тем и подтем. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. Задача – понятие более узкое, она локальна и конкретна.
Слайд 5: 2. Выбор темы
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Темами экскурсий могут быть: архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения региона, экологическое состояние региона и многое другое. Название экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Например, «Москва — столица нашей Родины», «Санкт-Петербург — культурная столица России»
Слайд 6: 3. Отбор литературы и составление библиографии 4.Изучение литературы
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература». Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Авторы экскурсии составляют перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, где содержатся материалы по теме экскурсии.
Слайд 7: 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов
Показ объектов является главенствующей частью в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Объекты показа: – памятные места, связанные с историческими событиями; – здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства; – природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, заповедники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.; – экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; – памятники археологии — городища, древние стоянки, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, святилища, каналы и др.; – памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов
Слайд 8: Критерии включения объекта в экскурсию:
Познавательная ценность, известность, необычность (неповторимость), сохранность и местонахождение (доступность) объекта. При отборе объектов учитываются расстояние до объекта, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов. Объекты составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.
Слайд 9: Составление карточек объектов:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), название, под которым памятник известен у населения; 2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события; 3) местонахождение объекта, (адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т.д.); 4) описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи); 5) источник сведений о памятнике (литература, устные предания); 6) сохранность памятника и охрана памятника (на кого возложена); 8) в каких экскурсиях памятник используется; 9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя. 10) фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
Слайд 10: 6. Составление маршрута экскурсии
Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов. Требования: – показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности - не допускаются повторные проезды по одному и тому же месту – наличие доступности объекта (площадки для его осмотра) – учёт времени переезда или перехода между объектами Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени прохождения.
Слайд 11: 7. Объезд или обход маршрута
Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. Задачи: 1) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 2) провести хронометраж времени, необходимого для показа каждого объекта, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 3) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 4) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 5 ) выбрать методику ознакомления с объектом; 6) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры устранения. 7) технические особенности маршрута (например, места санитарных остановок)
Слайд 12: 8. Подготовка контрольного и индивидуального текста экскурсии
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя контрольный текст экскурсовод строит свой индивидуальный текст.
Слайд 13: 9. Комплектование «портфеля экскурсовода»
«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе.
Слайд 15: 11. Приём (сдача) экскурсии и утверждение
При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.
Слайд 16: Что такое креативная экскурсия?
Креатив ( creative или творческий) - это экскурсия отличающаяся от аналогичных, новизной подхода, творческим решением. Креативная экскурсия сочетает в себе приятный отдых и новые впечатления, возможность окунуться в совершенно другую среду и открыть что-то новое в мире и в себе, получить заряд новых идей. З адача организаторов - не расслабить участников, а синтезировать им такие условия, в которых они смогли бы сбросить с себя бремя обыденных проблем, зарядиться позитивом и энергией. Э кскурсия привлекает внимание благодаря легкости восприятия, яркости и высокой харизмы образа экскурсовода. Креативный туризм - это и путешествие в место, где люди по-другому живут и мыслят, совершают странные поступки, а могут быть и приключенческие или познавательные, сказочные экскурсии. Креативный туризм — это форма путешествий, которая подразумевает участие в различных творческих и культурных активностях во время поездки. Это может включать уроки местной кулинарии, ремесленные мастерские, участие в фестивалях и многое другое. Отличительная особенность заключается в том, что главное - это не место, куда отправляется группа, а впечатления, которые путешественники выносят из экскурсии. В креативной экскурсии главное перемещение в пространстве и создание особой атмосферы.
Последний слайд презентации: Э тапы разработки новой экскурсии Креативная экскурсия: Актуальность креативных экскурсий
Переход от классической экскурсии в формате осмотра достопримечательностей к сервисному продукту, предлагающему эмоции и впечатления, — туристический тренд 2023 года, который останется с нами надолго. Путешественники хотят не просто посетить красивые места, но и деятельно прикоснуться к тому, ради чего есть смысл путешествовать не виртуально. Экскурсант сможет реализовать свои потребности в саморазвитии через погружение в местную культуру. Результат — новые навыки, уникальный опыт и впечатления. Креативный туризм способствует развитию экономики, сохранению культурного наследия. Развивайте свою творческую жилку и открывайте новые грани путешествий с креативным туризмом!