Первый слайд презентации: ЭДГАР ДЕГА
1834 - 1917 Дега. Автопортрет в зеленой куртке. 1856
Слайд 2
Дега рoдился в 19 июля 1834 г. в Париже, в oбеcпеченной семье аристoкратическoгo прoисхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был cтаршим из пятерых детей. Позже, в молодоcти, под влиянием новых coциальных идей, Эдгар изменил cвою фамилию с де Га на менee «аристократическую» Дега.
Слайд 3
Дега получил основательную академическую подготовку в Школе изящных искусств под руководством Ламотта, ученика Энгра. Много копировал старых мастеров в Лувре, где встретился с Мане, а также в Неаполе, где подолгу жил в 1855 - 1859 годах. Но интересы начинающего художника этим не ограничивались. Он увлекался японской гравюрой, новыми открытиями в области фотографии. В ранний период творчества Дега писал портреты. Самый значительный из них - "Портрет семьи Беллели " (1860). Занимался также исторической живописью. Дебютировал в Салоне 1865 г. картиной "Сцены из жизни Средних веков". В середине 1860-х годов Дега сближается с будущими импрессионистами, посещает кафе Гербуа, их постоянное место встреч. Обращается к современной тематике: в Салоне 1866 г. показывает картину "Раненый жокей", а в Салоне 1868 г. - "Мадмуазель Фиокр в спектакле "Источник""" - свою первую балетную сцену. С тех пор художник все чаще обращается к сюжетам их жизни балерин, изображает скачки, музыкантов оркестра. Он разрабатывает смелые композиции, необычные для того времени.
Слайд 4
Начиная с 1870-х годов Дега много пишет пастелью. В 1880-е годы создает серии: "В мастерской модистки", "Гладильщицы", "Обнаженные женщины за туалетом". В этот период он участвует во всех выставках импрессионистов, за исключением одной - 1882 года. Но Дега лишь отчасти принадлежал к импрессионизму. Его искусство ближе к постимпрессионистической живописи. В последние годы жизни, когда прогрессирующая болезнь глаз заставила почти отказаться от живописи, художник много работал в скульптуре. Стоит отметить, что Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
Слайд 7
«В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. У Дега фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Черный цвет ее платья – траур по умершему в 1862 году молодым сыну Джованни – создает впечатление благородства и замкнутости. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта – прием мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни… В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Хюттингер ).
Слайд 14
Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города («Площадь Согласия», около 1875; «Абсент», 1876). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на террасе кафе», 1877, «Гладильщицы», около 1884); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра («Звезда», 1878,), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца», 1880).
Слайд 24
Дега принял участие в семи из восьми выставок, организованных импрессионистами, и играл ведущую роль во всем их движении. Однако работы самого Дега можно назвать импрессионистскими только в определенном смысле. Его мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился, в отличие от своих товарищей, запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени. Можно сказать даже больше, — как художник Дега вырос на традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов, например для того же Моне. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне каким-то новым, необычным способом. Надо сказать, что Дега, как никому другому, удалось наиболее полно передать все разнообразие городской жизни XIX века.
Слайд 26
Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880—90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы»). В конце 1880-х — начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Слайд 27
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, однако они отражают только одну сторону многогранной творческой натуры Дега, поскольку в творческих поисках он выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины.
Слайд 37
Негодование посетителей выставки импрессионистов в Париже в 1881 г., где была показана его работа из пластилина и воска «Маленькая танцовщица 14 лет», вызывала отнюдь не поза, а… наряд. Уж лучше бы «ню», чем настоящая ткань пачки да парик из натуральных волос, еще и лента! Из-за шквала критики остальные работы Дега не выставлял, и даже не воплощал в «вечных» материалах. Ничего цельнометаллического, лишь оболочка из пластилина да воска на каркасах из подручных материалов. Зато все движется — кони, люди… Излюбленные темы Дега! Вот танцовщица и конь на скаку (Дега впечатлили стоп-кадры знаменитой серия фото Э. Мейбриджа «Движение животных»), дальше — жокей, а это — новаторская… ванная! Здесь движением ведает зритель: впервые в истории изобразительного искусства Дега создал скульптуру, смотреть на которую нужно именно и только сверху.
Слайд 38
Негодование посетителей выставки импрессионистов в Париже в 1881 г., где была показана его работа из пластилина и воска «Маленькая танцовщица 14 лет», вызывала отнюдь не поза, а… наряд. Уж лучше бы «ню», чем настоящая ткань пачки да парик из натуральных волос, еще и лента! Из-за шквала критики остальные работы Дега не выставлял, и даже не воплощал в «вечных» материалах. Ничего цельнометаллического, лишь оболочка из пластилина да воска на каркасах из подручных материалов. Зато все движется — кони, люди… Излюбленные темы Дега! Вот танцовщица и конь на скаку (Дега впечатлили стоп-кадры знаменитой серия фото Э. Мейбриджа «Движение животных»), дальше — жокей, а это — новаторская… ванная! Здесь движением ведает зритель: впервые в истории изобразительного искусства Дега создал скульптуру, смотреть на которую нужно именно и только сверху.
Слайд 41
… Экспериментов было много: когда стало плохо со зрением, Дега стал делать в основном скульптуры. Но, как считается, при жизни мастер сделал лишь три фигуры из гипса. И после его кончины наследникам достались найденные в мастерской полторы сотни скульптур из глины, пластилина и воска. И лишь половина были в хорошем состоянии. Их и решено было «перевести» в бронзу, что и было проделано в 20-х годах прошлого века. Впоследствии путешествие из слепков в слитки предпринимались многократно: первоначальный ограниченный тираж по разным причинам и при разных обстоятельствах пополнялся. То наследница « бронзователя » А-О. Эбрара воспользуется возможностью сделать фигуру-другую, то владельцы «исходников» решат сделать последующие копии… В итоге ценность скульптурных работ Эдгара Дега различная и зависит от происхождения работы. «Первый тираж» разошелся по музейным (Лувр!) и частным коллекциям, путешествуя по владельцам.
Последний слайд презентации: ЭДГАР ДЕГА
«Я до сих пор не встречал человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, душу этой жизни», - так писал о Дега Эдмон Гонкур, сам будучи выдающимся писателем, одним из братьев, именем которых названа самая престижная во Франции ежегодная литературная премия.