Первый слайд презентации: Экономика для менеджеров
«Издержки предприятия» воспро-извести
Слайд 2: Бухгалтерские и экономические издержки
Издержки (затраты) – стоимостное выражение исполь-зуемых факторов производства, убытков и потерь, воз-никающих в процессе функционирования предприятия. Подходы к оценке издержек: 1. Бухгалтерский подход учитывает фактические издержки, величина которых определяется в соответствии с налоговым законодательством. 2. Экономический подход учитывает разнообразие вариантов использования ограниченных ресурсов, не только фактические затраты, но и упущенные возможности. Издержки Фактические, бухгалтерские, явные Альтернативные, упущенных возможностей, неявные, вмененные Невозвратные Бух-гал-тер-ские Экономические
Слайд 3
Анна Петровна работает парикмахером, получает зарплату 10 тыс. руб./мес. и имеет сбережения в банке 100 тыс. руб., приносящие доход в размере 6% годовых. Она рассматривает следующие альтернативные варианты: а) Не изменять сложившееся положение. б) На сбережения открыть парикмахерскую, работая в ней на 0,5 ставки одним из парикмахеров с окладом 10 тыс. руб./мес. При этом ожидаемая валовая выручка 700 тыс. руб./год, а фактические затраты 600 тыс. руб./год. в) На сбережения и кредит открыть салон красоты, и заниматься только управлением (самой парикмахером не работать), при этом ожидаемая валовая выручка 1000 тыс. руб./год, а фактические затраты 800 тыс. руб./год. Пример, бух. и экономические издержки
Слайд 4
Анна Петровна работает парикмахером, получает зарплату 10 тыс. руб./мес. и имеет сбережения в банке 100 тыс. руб., приносящие доход в размере 6% годовых. Она рассматривает следующие альтернативные варианты: а) Не изменять сложившееся положение. Пример, бух. и экономические издержки б) На сбережения открыть парикмахерскую, работая в ней на 0,5 ставки одним из парикмахеров с окладом 10 тыс. руб./мес., При этом ожидаемая валовая выручка 700 тыс. руб./год, а фактические затраты 600 тыс. руб./год. в) На сбережения и кредит открыть салон красоты, и заниматься только управлением (самой парикмахером не работать), при этом ожидаемая валовая выручка 1000 тыс. руб./год, а фактические затраты 800 тыс. руб./год. тыс. руб. а) б) в) Доход Бух. издержки Бух. прибыль Альтернатив. изд. Эконом. прибыль 200 -74 200 -40 160 40 126= =10*12+100*0,06 0 126 760= =700+12*10/2 600 160 1000 800 200
Слайд 5
Обозначения: Q – объем выпуска C – издержки R -доход T – общие F – постоянные V – переменные А – средние М – предельные Издержки в краткосрочном периоде ТС валовые издержки (общие, совокупные) FC постоянные издержки, которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции. VC переменные издержки, которые меняются вместе с объемом выпуска продукции. АТС (AC) средние издержки – издержки на единицу выпуска продукции. : ATC=TC/Q AFC средние постоянные издержки: AFC=FC/Q AVC средние переменные издержки: AVC=VC/Q MC MC= TC/ Q MC= VC/ Q M R = T R / Q предельные издержки представляют собой прирост издержек в результате производства еще одной дополнительной единицы продукции. М R предельный доход представляет собой прирост дохода в результате продажи еще одной дополнительной единицы продукции. Выполните задание 1 из файла Excel
Слайд 6
Обозначения: Q – объем выпуска C – издержки R -доход T – общие F – постоянные V – переменные А – средние М – предельные Издержки в краткосрочном периоде Постоянные ( FC ) – издержки, которые в данный период времени не зависят непосредственно от объема и структуры производства. Остаточные – часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие при полной остановке собст-венной деятельности. Стартовые – часть постоянных издержек, которые необходимы для во-зобновления производственной деятельности предприятия. FC 0 1 2 Q Переменные ( VC ) – издержки, которые в данный период времени непосредственно зависят от объема и структуры производства. Пропорциональные – переменные издержки, изменяющиеся в той же пропорции, что и объемы производства. Дегрессивные – переменные издержки, изменяющиеся медленнее, чем объемы производства. Прогрессивные – переменные издержки, изменяющиеся быстрее, чем объемы производства. VC Q VC Q VC Q Общие (Т C ) – издержки, необходимые для выпуска продукции в объеме Q
Слайд 7
Закон убывающей предельной производительности факторов производства С Q FC VC TC Дегрес-сивные Пропорци-ональные Обозначения: Q – объем выпуска C – издержки R -доход T – общие F – постоянные V – переменные А – средние М – предельные Прогрес-сивные Закон: По мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве остальных будет достигнут рубеж после которого предельная производительность переменного фактора начнет уменьшаться
Слайд 8
Взаимосвязь издержек производства в краткосрочном периоде С Q AFC AVC ATC MC min AVC min АТС Q * Обозначения: Q – объем выпуска C – издержки R -доход T – общие F – постоянные V – переменные А – средние М – предельные Предельные издержки MC пересекают средние общие ATC и средние переменные издержки AVC в точках минимумов последних. Выполните задания 2 и 3.1 из файла Excel Пример Q =9 шт. ATC = 8 руб./шт. MC = 5 руб./шт. При выпуске еще одной (десятой) единицы продукции общие издержки составят: TC = 9 * 8 + 5 = 77 руб. ATC = 77 / 10 = 7, 7 руб./шт. То есть ATC понизились.
Слайд 9
В долгосрочном периоде все издержки переменные. В каждом краткосрочном периоде фирма минимизирует издержки при имеющихся производственных мощностях и выпускает определенный оптимальный объем продукции В долгосрочной перспективе фирма может увеличить прибыль лишь, наращивая производственные мощности Издержки в долгосрочном периоде АТСд АТСк АТСк АТСк АТСк АТСк С Q
Слайд 10
Эффект масштаба ATC д носит U -образный характер в связи с отдачей от масштаба производства, которая сначала возрастает, так как повышается специализация сотрудников, более крупная фирма может себе позволить более эффективные и дорогостоящие технологии и т.п.; затем убывает, обычно из-за иерархических особенностей управления и роста бюрократизма. Издержки в долгосрочном периоде АТСд АТСк АТСк АТСк АТСк АТСк С Q положительный эффект масштаба производства отрицательный эффект масштаба производства
Слайд 11
При постоянной цене на продукцию фирмы MR = p = const, средний доход AR = p = const, а совокупный доход R растет пропорционально объему выпуска. При малых объемах выпуска TC чрезмерно велики и прибыль отрицательна. По мере роста объема выпуска ATC постепенно снижаются, рост TC замедляется и при неизменной цене прибыль начинает расти. При больших объемах выпуска ATC начинают возрастать. Это ускоряет рост TC. TC начинают увеличиваться быстрее, чем доход R и прибыль уменьшается. Максимизация прибыли фирмы FC Q Выпуск A TC(Q) R(Q) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 150 450 300 издержки B Q* Q Выпуск ( Q ) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 50 Q* -5 0 Прибыль MC=MR Правило макси-мизации прибыли
Слайд 12
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде p Q AFC AVC ATC MC точка закрытия p 1 p 2 p 3 Q 1 Q 2 Q 3 Q ’ Q ’’ точка безубыточности MC=MR Правило макси-мизации прибыли MC=p На рынке совершенной конкуренции фирма не влияет на цену и MR=p Выполните задания 3.2 и 4 из файла Excel Совершенная конкуренция
Слайд 13
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде p Q AFC AVC ATC MC p Q * p Q AFC AVC ATC MC p Q * p Q AFC AVC ATC MC p Q * Получают экономическую прибыль Не получают экономическую прибыль Несут убытки MC=p
Слайд 14
Q * Равновесие фирмы в догосрочном периоде p Q AFC AVC ATC MC АТ C=p p Q p p D S p p S S Пока в отрасли существует экономическая прибыль, в эту отрасль приходят новые фирмы. В результате увеличивается предложение, снижаются цена и экономическая прибыль. Когда экономическая прибыль уменьшится до нуля, отрасль перестанет быть привлекательной для новых фирм. Фирма будет в условиях долгосрочного равновесия.
Слайд 15
Равновесие при несовершенной конкуренции MC=MR Правило максимизации прибыли На рынке не совершенной конкуренции цена зависит от объема продаж в соответствии со спросом. Объем продаж определяет монополист (или олигополисты). По закону спроса с ростом объема продаж цена снижается. Предельная выручка (MR) ниже, чем цена товара. Несовершенная конкуренция Совершенная конкуренция На рынке совершенной конкуренции фирма не влияет на цену. Фирма принимает цену, сложившуюся на рынке и MR=p MC=p Р Q Q 1 Q 2 MR P D
Слайд 16
Равновесие при несовершенной конкуренции MC=MR Правило максимизации прибыли Несовершенная конкуренция Совершенная конкуренция p Q AFC AVC MC точка закрытия p 1 p 2 p 3 Q 1 Q 2 Q 3 точка безубыточности A Т C p Q AFC AVC MC Q D MR p A Т C MC=p