Слайд 2
Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом. Печать — инструмент для заверения подлинности документов, а также оттиск, полученный с помощью этого инструмента.
Слайд 3
Фо́рза́ц ( нем. Vorsatz : vor — перед, Satz — набор) — элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплётной крышки и место крепления последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные (в словарях, учебниках). Не все книги имеют форзац: например, у изданий, имеющих клеевое скрепление с шитьём, чаще всего есть только оборот обложки. Задний форзац, соединяющий книжный блок с задней стороной переплётной крышки, называется нахзац ( нем. Nachsatz ). На нахзаце часто помещают служебные пометки: штампы магазинов, цены и т. п.
Слайд 4
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.
Слайд 5
Самые ранние книжные знаки датируются периодом правления Аменхотепа III в Египте (1391-1353 до н.э.). Тем не менее, в более современном виде они распространились в Европе в средние века. Самый ранний известный пример относится к Германии XV века. Это гравюра, изображающая ангела держащего в руках щит. Данный знак был поставлен на книги Картузианского монастыря Буксхайм, подаренные братом Хильдебрантом Бранденбургом из Бибераха в 1480 году.
Слайд 6
Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.
Слайд 7
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский и многих других.
Слайд 8: Виды
В зависимости от назначения и графических характеристик выделяют следующие виды книжных знаков: художественные. Сюда относят гербовые, вензелевые, сюжетные экслибрисы; шрифтовые : это все те же типографские ярлыки с текстом в акцидентных рамках, реже – без них; штемпели, набранные из литер или отлитые в типографии ; Как варианты есть: конгревное (рельефное) тиснение; универсальные : книжные знаки, нарисованные с пробелом, для вписания в них фамилии лица, наклеивающего их на книги своей библиотеки
Слайд 9: Гербовые
Экслибрис Баварской государственной библиотеки (Королевская библиотека, XIX век)
Слайд 11: Гербовые
Экслибрис сэра Джона Форреста (1847—1918), исследователя Австралии
Слайд 13: Вензелевые
Подобные экслибрисы представляют оригинальный орнамент в виде монограммы из сплетенных особым образом инициалов владельца книги. Эти метки возникли как реакция на чрезмерно сложные и порядком устаревшие гербы – они выглядели легче и воздушнее.
Слайд 14
Вензель (польск. wezel – узел), сплетение начальных букв собственных имен (имени, отчества, фамилии) в виде вязи, узора. Своей историей вензеля (монограммы) восходят к первым векам нашей эры. Они помещались на монетах, печатях, использовались для торговых, фабричных и издательских марок, применялись для знаков отличия, в военной и придворной форме. Рисунок монограммы – фамильного вензеля мастер выбирал на свой вкус, находя наиболее удачное переплетение первой буквы имени владельца памятной вещи с первой буквой его фамилии. Основным требованием к исполнению вензеля являлось соблюдение изящности нанесения штрихов (их игра) при рисовании инициалов и легкости их чтения независимо от сложности получившегося рисунка. НЕ ПУТАТЬ: монограмма - знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени; вензель – подвид монограммы, где буквы дополнены витиеватостями или иными художественными элементами; лигатура – подвид монограммы, буквы которой при слиянии образуют оригинальный символ.
Слайд 21: Вензелевые
Примеры вензелевых экслибрисов: а - экслибрис М.Н. Романовой (1899 – 1918); б - экслибрис С.А. Романова (1857 – 1905); в - экслибрис В.Н. Гагарина Виктора (1844 – 1912).
Слайд 22: Сюжетные
Alexej M. Schultz. Экслибрис М. М. Шульца (1982) Сюжетный экслибрис может состоять из различных элементов: портрета, пейзажа, декоративных гирлянд и геометрические узоров, предметов, символов, сцен, раскрывающих суть фамилии владельца, род занятий или события жизни.
Слайд 23: Примеры современных экслибрисов:
А - экслибрис О. Премсталлера ( O. Premstaller ). Выполнен М. Верхоланцевым. Ксилография; Б - экслибрис Н.Н. Орлова. Выполнен К. C. Козловским (Киев, 1962); В - экслибрис Жерара Годена. Выполнен Е.Н. Голяховским (Москва);
Слайд 24: Примеры современных экслибрисов:
Г - экслибрис А.Л. Чижевского; Д - экслибрис С.А. Ереминой; Е - экслибрис Ю.А. Гагарина. Выполнен Г.А. Кравцовым (1963);
Слайд 33: Примеры современных экслибрисов:
Ж - ex libris Jean et Coldie Blankoff. Выполнен Ю. Люкшиным. Офорт с акварелью; З - экслибрис С. Бродовича. Выполнен М. Верхоланцевым. Плоттерная печать; И - экслибрис Г. Блюма. Выполнен М. Верхоланцевым. Плоттерная печать.
Слайд 34: Текстовые
Примеры текстовых экслибрисов: а - экслибрис В.В. Маяковского (1893 – 1930).; б - экслибрис Н.П. Сырейщикова. Выполнен М.А. Врубелем (1904); в - экслибрис Д.А. Ольдерогге.
Слайд 37: Экслибрисы изданий
Кроме экслибрисов владельцев книг, существуют еще экслибрисы изданий, серий книг. Иногда говорят об эмблеме и не употребляют понятия «экслибрис», однако характер подобных эмблем, техника исполнения и их расположение позволяют отнести эти книжные знаки к экслибрису Примеры экслибрисов изданий: а – экслибрис Советской энциклопедии; б –экслибрис книги «Мифы народов мира»; в – экслибрис биографического словаря «Русские писатели 1800-1917».
Слайд 42
Экслибрис владельца обязательно должен иметь латинские слова ex libris (из книг), или libri (книга), или libri meus (книга моя), или ex bibliotheca (из библиотеки), или ex musicis (из нот) и т.д., далее должны следовать инициалы и фамилия владельца книги. Также экслибрис может иметь русский текст: из книг, или библиотека, или книга, а далее следуют имя и фамилия владельца. Иногда художники слова ex libris сокращают до Е.L. Что касается размера, то по международной договоренности считается, что размер живописного поля экслибриса не должен превышать 15 см по большей стороне.
Последний слайд презентации: Экслибрис
https://www.monetnik.ru/obuchenie/numizmatika/venzel-i-monogramma-na-monetah/ http://it-claim.ru/Education/Course/Fonts/lecture/5TLectureFonts.pdf https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/exlibris/ https://library.petrsu.ru/files/collections/red/exlib_suzet(r).htm#a