Первый слайд презентации
Элегия и послание как поэтические жанры в творчестве А.С.Пушкина
Слайд 2
Лицейский период (1813-лето 1817) В царском селе начнется формирование Пушкина – поэта. Во время пребывания в Лицее состоится поэтический дебют Пушкина: в 3м номере «Вестника Европы» 1811 год будет опубликовано стихотворение «К другу стихотворцу». 8 января 1814 года на выпускном экзамене Пушкин прочтет «Воспоминание в Царском Селе». Лицей – период литературного ученичества. Пушкин использует и экспериментирует с тем, что уже есть в литературе, осваивает нечто новое, чтобы обрести себя. Универсализм Пушкина, его способность и желание творить в разных литературных родах проявляется уже в лицейскую пору.
Слайд 3
Для лирики лицейской поры характерна многожанровость. Элегии, послания «Городок», «Безверие», полемическая литературная пародия «Тень Фонвизина», гражданская инвектива « Лицинию », эпиграммы, надписи, эпитафии, оды, антологическая лирика, мадригалы, философские сказки, мещанский романс «Под вечер осенью ненастной».
Слайд 5
В лицейском творчестве обычно выделяют два периода: 1813-1815 – начальный период творчества. Характеризуется привязанностью к жанру дружеского послания. 1816-начало 1817 – доминирование элегии. Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то веселым и беспечным гулякой («Пирующие студенты»). В жизни он не был похож на литературные образы своих стихотворений. В лицейской лирике в центре стихов находится не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра. Выбор жанра определяет и выбор лирических масок героя, которые постоянно меняются.
Слайд 6
В жанре послания Пушкин следует за Батюшковым Разрабатывая жанр элегии Пушкин следует за Жуковским. Смену жанровых предпочтений связывают с переломом в сознании поэта, с тем временем, когда он влюбляется в Бакунину. Поэт переходит к анализу своих душевных состояний, углубляется в себя, его лирика становится психологической.
Слайд 7
Юношеская страсть к Бакуниной становится источником тех настроений, чувств, которые потребовали именно элегической формы. Девять элегий составляют этот цикл: Опять я ваш, о юные друзья Осеннее утро Сну Любовь одна веселье жизни хладной Месяц Элегия (счастлив, кто в страсти сам себе…) Когда пробил последний счастью час Друзьям (к чему веселые друзья) Слово милой ( я Лилу слушал у клавира)
Слайд 8
Любовная элегия, в отличие от «унылой», выражала противоречивый внутренний мир героя («Элегия» («Опять я ваш, о юные друзья!»), «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда…»)). Основной герой в ней – задумчивый отшельник, бегущий из общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Иногда он является в облике скептического вольнодумца. Любовная элегия наполнена чувственной страстью. Герой в любовной элегии противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказывается невозможной. Любовь в этих элегиях – чувство сильное, но неразделенное. Герой разлучен с возлюбленной, потому погружён в воспоминания о ней. Любовь здесь – чувство идеальное, платоническое. Состояние грусти, отчаяния от разлуки с возлюбленной усиливается благодаря использованию пейзажных реалий. В природе воцаряется осень, а вместе с ней одиночество, пустота. Герой оказывается один на один со своим чувством, и мучительное переживание расставания. Разлуки, страдание и становится основным лирическим переживанием.
Слайд 9
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. План анализа стихотворения: 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы. 5. Композиция лирического произведения. 6. Поэтическая лексика. 7. Стилистические фигуры. 8. Поэтическая фонетика. 9. Образ лирического героя, авторское «я». 10. Литературное направление. 11. Жанр.
Слайд 10
СТИХОТВОРЕНИЕ А.С. ПУШКИНА «ЭЛЕГИЯ» (1830). Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Слайд 11
1. А.С. Пушкин «Элегия». 2. Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведение юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября. По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень». Именно в этот период он пишет стихотворение «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака. По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.
Слайд 12
3. Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя: Основная тема стихотворения «Элегия» – подведение жизненных итогов. Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее. Второй темой произведения выступает а нтитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь. Еще одна тема – одиночество лирического героя. Он все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни. Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам
Слайд 13
4. Эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный) использует для передачи более яркой картины Антитеза – противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость. Благодаря контрасту хорошо видна разница между жизнью и смертью, унынием и радостью, одиночеством и любовью. Сравнения (как смутное похмелье). Звукопись «Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» - например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков (« гр », «мор», « тр », «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия. Метафора («грядущего волнуемое море», старость и зрелось как «закат печальный») Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка. Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом. Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.
Слайд 14
5. Композиционно это очень интересное стихотво рение. Построена композиция на антитезе – в первой и второй строфе описывается жизнь и смерть. Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным. Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.
Слайд 15
Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать. Он готов и дальше бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти. В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений 6. Поэтизмы, высокая лексика: «сулит», « други », «ведаю», «треволненья». 7. Риторическое обращение («о други »). 8. Ассонансы: сУлит мне трУд и горе грядУщего волнУемое море Аллитерации: Над вымыСлом СлеЗами обольюСь .
Слайд 16
9. Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица. Его признания глубоко личны, исповедальны. Гениальность поэта проявляется в том, что практически каждый читатель, перешагнувший за порог тридцатилетия, может прочесть «Элегию» как стихотворение о себе самом. Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.
Последний слайд презентации: Элегия и послание как поэтические жанры в творчестве А.С.Пушкина
10. Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе. Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье. Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим. 11. Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Поэт верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни