Первый слайд презентации
Эмоциональный интеллект как важный критерии компетенции современного педагога Носкова Наталья Анатольевна- Педагог-психолог ФГКОУ «Петрозаводское ПКУ»
Слайд 2: Интеллект: - способность эффективного решения задач в заданных условиях; - качество психики приспосабливаться к новым ситуациям
когнитивный интеллект социальный интеллект эмоциональный интеллект (общий интеллект имеет биологическую основу, то эмоциональный только социальную)
Слайд 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - это умение управлять собой и отношениями с другими людьми
Слайд 4: Эмоциональный лидер
50-70% психологического климата в организации зависит от одного человека — лидера формальный — эмоциональный лидер эмоциональное состояние лидера реально играет существенную роль на психологическое самочувствие подчиненных Заразительные эмоции (исследование Йельского университета: жизнерадостность и добросердечие распространяются быстрее в трудовых коллективах, раздражительность менее заразительная, а депрессия вовсе не популярна. Скорость диффузии позитивных эмоций оказывает прямое воздействие на результаты
Слайд 5: Эмоциональный интеллект педагога: исследования
Чем выше эмоциональный интеллект педагога, тем выше: На 30% уровень психологического благополучия На 48% уровень удовлетворенности работой и жизнью На 76 % эмоциональный интеллект связан с вовлеченностью На 21% высокая вовлеченность связана с продуктивностью Чем выше уровень развития эмоционального интеллекта педагогов, тем ниже у них уровень эмоционального и профессионального выгорания на работе
Слайд 6
Человеку Лидеру/ педагогу Чувствовать себя уверенно Вдохновлять на труд Владеть собой и анализировать свои эмоции Создавать благоприятный эмоциональный климат Понимать чужие чувства и, как следствие, поведение Стимулировать творчество Спокойнее действовать в стрессовых ситуациях Способствовать максимальным результатам Улучшить качество общения Создавать теплые отношения с окружающими Развитие эмоционального интеллекта позволяет
Слайд 7
Педагог как эмоционально – интеллектуальный лидер: • Использует «эмоциональные» слова, весь спектр эмоций, знает «Азбуку эмоций», идентифицирует и называет эмоции («кажется, что ты рассердился», «заметно, что вы довольны и радостные» и т.п.) для того, чтобы дать оценку происходящему, показать детям, что понимает их. Может привести примеры из собственного опыта; • Озвучивает свои собственные эмоции, применяя правило, которое «отсекает крайности» (никогда не рассказывать о своих эмоциях, либо говорить о них всегда); • Демонстрирует искренний интерес по отношению к ученикам. Ученики, которые чувствуют интерес к себе со стороны преподавателя, чувствуют себя принятыми и более мотивированы к обучению; • Способствует осознанию учениками их собственных эмоций и чувств, пониманию причин и последствий эмоций, что ведет к успешности управления эмоциями.
Слайд 9: История появление феномена
Д. Майер, П. Саловей Эмоциональный интеллект – это способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин, возникновения проблем с последующим их решением Д. Гоулмен Эмоциональный интеллект – способность понимать себя и других людей, контролировать свои и чужие эмоции, формировать, сплачивать и мотивировать команду на достижение цели
Слайд 10: Гендерные особенности
Строение головного мозга ( мозолистое тело, эмоциональные центры) Гендерные различия носят больше качественный характер, чем количественный. Во многом обусловлены путем воспитания
Слайд 11
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ составляющие по Дэниэлу Гоулману САМОСОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ / ЭМПАТИЯ САМОКОНТРОЛЬ УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ Умение понимать управлять себя других
Слайд 13
САМОСОЗНАНИЕ – это способность прислушиваться к своим внутренним чувствам, осознавать свои сильные и слабые стороны, пределы своих возможностей. Люди с развитым самосознанием относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Точное знание своих способностей позволяет им полноценно использовать свои стороны, придает уверенности в себе. СОЦИАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ / ЭМПАТИЯ - это понимание своих эмоций и контроль над ними помогают развить навык сочувствия и сопереживания окружающим людям. Социальная восприимчивость позволяет понимать невысказанные чувства других людей. Благодаря такой эмпатии легко находить общий язык с людьми из разных социальных слоев и даже разных культур. САМОКОНТРОЛЬ – это объективное представление о своих сильных и слабых сторонах, способность прислушиваться к своим эмоциям позволяют повысить уровень самоконтроля. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои негативные эмоции, сохранять спокойствие и рассудительность даже во время кризисов и сильных стрессов. Они гибко приспосабливаются к сложностям, в трудных обстоятельствах всегда видят благоприятную возможность, а не угрозу. УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ - это умение использовать свою способность воспринимать эмоции (как собственные, так и чужие), чтобы эффективно выстраивать отношения. Это способность оказывать влияние на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Люди, обладающие этим навыком, неизменно убедительны и обаятельны.
Слайд 15: Диагностика способности произвольно управлять своими эмоциями (Д. Гоулман)
полностью не согласен -3 балла в основном не согласен - 2 балла отчасти не согласен - 1 балл отчасти согласен +1 балл основном согласен +2 балла полностью согласен +3 балла 1. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни 2. Когда необходимо, я могу вызвать у себя спектр положительных эмоций ( веселье, радость, внутренний подъем и юмор) 3. Я могу себя заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствий 4. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески 5. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности 6. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действоват ь
Слайд 18: Распознавание эмоций
Внешние признаки: ‣ Мимика (брови, губы, расположение глаз (зрачки)) ‣ Тело, поза (положение головы относительно тела, плечи, положение рук, положение ног, спина) ‣ Жесты (скорость, размах) ‣ Голос (тембр, скорость, интонирование, высота, громкость) ‣ Речь ‣ Дыхание ‣ Вегетативные проявления (покраснение, побледнение частей тела)
Слайд 22
Эмоциональная реакция Скрытая причина поведения партнера ГНЕВ Противостояние РАЗОЧАРОВАНИЕ Ограниченность ресурсов партнера РАЗДРАЖЕНИЕ Недостаток внимания Осознание собственных эмоций и управление
Слайд 23: Схема распознавания собственных эмоций
Как я испытываю злость(другую эмоцию)? Почему я испытываю злость? Когда я уже испытывал злость? Как часто я злюсь? Чем злость мне помогает? Чем злость мне мешает? Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции
Слайд 25
В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято. «Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?» «Я чувствую __, потому что __». ! Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение Социальная чуткость /эмпатия Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания
Слайд 27: Список литературы:
1Шабанов С., Алешина А. «Эмоциональный интеллект», российская практика 2. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства: учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование" 3. Дубравин Д. «Психология эмоций: чувства под контролем» 4. Быкова А. «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» 5. Ю.Б. Гиппенрейтер «Чувства и конфликты» 6. Хэссон Д. «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники « 7. Гоулман Д. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» 8. Дэвид С. «Эмоциональная гибкость» 9. Селигман М. «Ребенок-оптимист проверенная программа формировании характера» 10. Готтман Д., Деклер Д. «Эмоциональный интеллект ребёнка» Практическое руководство для родителей 11. Пол Экман “Психология эмоций» 12. Корнелия Спилман “Когда я боюсь. Сказки для эмоционального интеллекта” 13. Виктория Шиманская “Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими”
Последний слайд презентации: Эмоциональный интеллект как важный критерии компетенции современного: Техника «Я-сообщения»
наблюдение ( факты) - когда я вижу…. чувства, которые появляются во время наблюдения за этими действиями - я чувствую... потребности, которые связаны с чувствами — для меня важно... конкретная просьба, пожелание - прошу тебя...