Первый слайд презентации: Эмоциональное выгорание педагога
Путкова Татьяна 1802(1)
Слайд 2
- это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться. Эмоциональное выгорание
Слайд 3
являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов ; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление пассивности; чувство вины. Основными признаками эмоционального выгорания
Слайд 4
Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих: 1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. 2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми 3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений)
Слайд 5
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания. личностные факторы Статусно-ролевые факторы Корпоративно (профессионально-организационным ) факторы
Слайд 6
К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии ; реактивность ; низкая или чрезмерно высокая эмпатия ; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др.
Слайд 7
Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом ( самоактуализацией ); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой ( референтной ) группе; негативные полоролевые ( гендерные ) установки, ущемляющие права и свободу личности.
Слайд 8
К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Слайд 9
Внутренние (личностные) ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. К ресурсам личности относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию: Физиологический Психологический Эмоционально-волевой. Когнитивный. Поведенческий ( деятельностный ) Социальный Духовный
Слайд 10
Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
Слайд 11
Психологический уровень. Он включает в себя три подуровня: Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного реагирования и другое. Когнитивный. Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Поведенческий ( деятельностный ). Поведенческое ( деятельностное ) противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности.
Слайд 12
Духовный К этому уровню относятся три психологических ресурса. Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Душевная сила – мужество. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.
Слайд 13
Внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию. Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания. Хорошее здоровье Опыт успешного преодоления профессионального стресса Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности
Слайд 14
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием. Относитесь к жизни позитивно Ведите разумный образ жизни Будьте внимательны к себе: Заботьтесь о себе Высыпайтесь! Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться Находите время для себя
Слайд 15
«Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой Научитесь жить с юмором. Снизьте темп жизни! Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу
Слайд 16
Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения. Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей
Слайд 17
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания. Дышите по схеме «4 + 4 + 4» Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения).
Слайд 18
Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения: - при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского; - при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, - при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского; - при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана; - расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского; - тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, « Кумпарсита » Родригеса, « Шербурские зонтики» Леграна.