Эмпатический уровень чтения — презентация
logo
Эмпатический уровень чтения
  • Эмпатический уровень чтения
  • Мелета - это не только чувственное восприятие, но и обнаружение единства с видимым
  • Вчувствование ( Erf ü h lung ),как проецирование себя
  • «Сладостная боль соприкасания»
  • Природа - есть движение нашей собственной души
  • Со-чувствовать всему. Встречать всё. Приблизиться вплотную ко всему. Перевоплотиться.
  • 入 - «войти внутрь»
  • Мелета, как эмпатия
  • Эмпатия и её определения
  • Виды эмпатии
  • Эмоциональная эмпатия (общение с близкими)
  • Когнитивная эмпатия
  • Любовь – единственный путь познания и достижения в искусстве
  • Метод Михаила Чехова
  • Личные чувства превращаются в равностную близость, эмпатию
  • Равностная эмпатия – почва для искусства
  • Как найти баланс между рациональным и художественным?
  • «Как равнодушие в себе нас согревает»: равностность в близости (равностная эмпатия), а не в отчуждении.
  • Авторы перевоплощаются в персонажей. А читатели?
  • Арсений Тарковский «Белый день»
  • Арсений Тарковский «Поэт начала века»
1/21

Первый слайд презентации: Эмпатический уровень чтения

.

Изображение слайда

Слайд 2: Мелета - это не только чувственное восприятие, но и обнаружение единства с видимым

Изображение слайда

Слайд 3: Вчувствование ( Erf ü h lung ),как проецирование себя

Теодор Липпс  (1851 – 1914) - немецкий философ, автор эстетической концепции вчувствования, эмпатии ( Einfühlung)  определяемой как "проецирование себя на объект восприятия» Вчувствование, как эмоционально-чувственное проникновение в объекты. Основным понятием эстетической концепции Т. Липпса является понятие «вчувствование», которое понимается автором как следствие жизненной активности человека, его деятельности, стремление к совершенствованию. Вчувствование есть безраздельное растворение моего «Я» в визуально воспринимаемом и в переживании этого воспринимаемого». Благодаря вчувствованию, которое зарождается в созерцании объекта, мы оживляем предметы.

Изображение слайда

Слайд 4: Сладостная боль соприкасания»

«Человек должен был сознавать в себе свою личность не как нечто противоположное миру, а как малую часть мира, огромного и вечно живущего» («Освобождение Толстого») «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». (Бунин «Вечер») «Ей, господи, не даждь ми духа праздности, уныния. Больше мне ничего не надо. Все есть у меня, все в мире мое». (Бунин «Пост») «Как эта скорбь и жажда – быть вселенной // Полями, морем, небом – мне близка! <...> Та сладостная боль соприкасанья душой со всем живущим...» (Бунин,«Памяти друга») «Новизна «Жизни Арсеньева» еще и в том, что ни в одной из бунинских вещей не раскрыто с такой полнотой то явление, которое мы, по скудости своего языка, называем «внутренним миром» человека. Как будто есть ясная граница между внутренним и внешним миром? Как будто внешний мир не являет собой одно целое с миром внутренним?» (Паустовский) Михаил Пришвин «Я один. Я слышу, как бьется мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от его ударов. Я слышу дыхание лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром. Звезды зажглись. Тайна легла над землей. Господи! Оставь так! Оставь меня таким, как я есть, как я сейчас. Господи, дай мне силы не оторваться и встретить вместе со всеми Солнце!»

Изображение слайда

Слайд 5: Природа - есть движение нашей собственной души

«Я часто читал ей стихи. Послушай, это изумительно! - восклицал я. – «Уноси мою душу в звенящую даль, где, как месяц над рощей, печаль!»; Но она изумления не испытывала: - Да, это очень хорошо, - говорила она, уютно лежа на диване, подложив обе руки под щеку, глядя искоса, тихо и безразлично. - Но почему «как месяц над рощей»? Это Фет? У него вообще слишком много описаний природы. Я негодовал: - описаний! - пускался доказывать, что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни. Она смеялась: - Это только пауки, миленький, так живут!» (Бунин, «Жизнь Арсеньева»)

Изображение слайда

Слайд 6: Со-чувствовать всему. Встречать всё. Приблизиться вплотную ко всему. Перевоплотиться

Сэами Юсаки Мотокие (1363 – 1443) – основоположник японского театра Но. Иметь душу, как зеркало. Равно- душие. И чистый и бесцветный дух Когда мы говорим, что переживание близости протекает целиком в области души, или связано с любовью, или когда говорим, что «все вещи ждут от нас прикосновенья» – мы понимаем, что речь идёт о сфере наших взаимоотношений с вещами или живыми существами. Взаимоотношений эмоционально-чувственных, на очень короткой дистанции. Когда актер проникает в образ, в свою роль, мы можем говорить о его перевоплощении в эту роль, т.е. об отсутствии дистанции между ним и его ролью. Леонардо да Винчи: « Живописцу необходимы:... мозг, способный изменяться в зависимости от разнообразия предметов, перед ним находящихся... Но прежде всего – иметь душу, подобную поверхности зеркала, которая преобразуется во столько разных цветов, сколько цветов у противостоящих ей предметов ». Сэами Юсаки Мотокие : « Художник способен передать все краски и настроения природы, – говорит основоположник японского театра Сэами, – заставив свой дух сделаться бесцветным и невосприимчивым. Его дух, превратившись в ничто, станет способным объять все явления вселенной, ибо тогда его творческая сила станет равной энергии вселенной» Японский театр

Изображение слайда

Слайд 7: 入 - «войти внутрь»

Ван Вэй Цветы груши у левых ворот дворца Свободно упали цветы возле груши, бок о бок легли на траву и ступени, легки и послушны движениям ветра снаружи дворцовых ворот с позолотой. Оранжевой иволге мало здесь счастья слияния ветра, цветов и полёта, берёт лепесток она в само сердце и с ним залетает в дворец Вейянг Цю Вэй Цветы груши у левых ворот дворца Холодная чистая прелесть опасного цвета оставит свой запах в душе, на одежде надетой. Изменчивый ветер весны создаёт перемены, цветы полетят - и в нефрит превращают ступени. Хуанфу Ран Мастерство применив к переменам, и поэт смеется от счастья, и себе вернёт он способность мотыльком летать произвольно. Благотворный ветер весенний переходит в сердце поэта, лепестков упало немного на имперскую форму одежды.

Изображение слайда

Слайд 8: Мелета, как эмпатия

Изображение слайда

Слайд 9: Эмпатия и её определения

Эмпатия ( с древнегреческого) – «сильное эмоциональное возбуждение», «страсть». Эмпатия – это воображаемое переселение себя в мысли, чувства и действия значимого другого и структурирование мира по его образцу. Розалин Даймонд Эмпатия – это способ существования с другим человеком или возможность войти в его внутренний мир и быть в нём, как дома Карл Роджерс Эмпатия – это эмоциональная связь с другим, разделение состояния с другим человеком, или с группой; понимание чувств и потребностей другого; вчувствование в событие, объект искусства, природу. Гаврилова Т.П. Со слов М.М. Ковальзона, « эмпатия предполагает умение вступать в диалог с автором, а для этого необходимо научиться думать, чувствовать и переживать так, как это было свойственно данному автору в данной культурно-исторической ситуации» Художник Уолтер Лэнгли

Изображение слайда

Слайд 10: Виды эмпатии

Вид целостного познания другого человека : поведенческая эмпатия – это перенимание у другого поведенческих стереотипов, мимики, походки; эмоциональная эмпатия – это сочувствие, сопереживание и сострадание другому; когнитивная эмпатия – это способность целостно переживать внутренний мир другого, его состояние, его мировоззрение, мировосприятие, мотивы и систему ценностей

Изображение слайда

Слайд 11: Эмоциональная эмпатия (общение с близкими)

Эмоциональная эмпатия – самый понятный, но все же нелёгкий для читателя вид эмпатии, понятный из нашего повседневного опыта общения с близкими людьми, с которыми мы позволяем себе сочувствовать, сопереживать и сострадать. Не каждому читателю удаётся применить свою способность к эмоциональной эмпатии в чтении, потому что не так просто применить к действующим лицам художественного произведения личные стандарты близости. Не так просто так сократить дистанцию между собой и героями произведения. Кроме того переживание сострадания – это тяжёлое переживание, и у нас есть привычка оберегать себя от таких переживаний

Изображение слайда

Слайд 12: Когнитивная эмпатия

Когнитивная эмпатия — это способность войти во внутренний мир другого человека, понять его точку зрения, его мотивацию, его цели и стремления. Когнитивная эмпатия – это способность понять и прочувствовать мировоззрение и мировосприятие человека, его индивидуальную картину мира, его систему ценностей. Когнитивная эмпатия – это способность понимать, почему человек поступил так или иначе, какие потребности или ценности обуславливают его поведение Когнитивная эмпатия – это один из древнейших стилей обучения человека, обучения у мастера какой-либо профессии, способ передачи многомерного целостного знания и навыков какого-либо мастерства. Так например обучался подмастерье Леонардо да Винчи в художественной мастерской Андреа дель Вероккья Художник Томаш Аллен Копера

Изображение слайда

Слайд 13: Любовь – единственный путь познания и достижения в искусстве

Томмазо Сальвини – великий итальянский актер «школы переживаний» Чувствовать всё, что читаешь Эрих Фромм : « Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, когда жажда познания удовлетворяется благодаря единению. В акте слияния я познаю тебя, я познаю себя, я познаю всех. Любовь – единственный путь познания, на котором посредством единения возможно найти сакраментальный ответ. В процессе отдавания себя и проникновения вглубь другого человека, я открываю нас обоих и узнаю Человека »; К. Станиславский: «Нет подлинного искусства без переживания. Поэтому оно начинается там, где чувство входит в свои права… Для того чтобы передать чувства роли, необходимо познать их, а для того, чтобы их познать, надо самому испытать аналогичные переживания». К. Станиславский: « Каждый великий актер должен чувствовать и действительно чувствует то, что он изображает», – говорит старик Томмазо Сальвини, лучший представитель этого направления. – Я нахожу даже, что он не только обязан испытывать это волнение раз или два, пока он изучает свою роль, но в большей или меньшей степени при каждом исполнении ее в первый или в тысячный».

Изображение слайда

Слайд 14: Метод Михаила Чехова

«В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него. Все четыре действия, составляющие процесс внимания совершаются одновременно и представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физического усилия и протекает целиком в области души»

Изображение слайда

Слайд 15: Личные чувства превращаются в равностную близость, эмпатию

Михаил Чехов говорил, что образы могут воспламенить наше творческое чувство, если обладать силой удержать их перед нашим внутренним взором, так долго, как мы этого захотим. «Сила эта есть способность сосредоточить своё внимание», - говорил он. Обычный повседневный уровень внимания недостаточен для этого. Мы расширяем и углубляем своё внимание с помощью четырех действий. Во-первых, мы держим незримо объект нашего внимания. Во-вторых, мы притягиваем его к себе. В-третьих, сами устремляемся к нему. В-четвертых, мы проникаете в него. Читатель ошибается, когда думает, что произведение можно прочитать на уровне своих личных чувств. Личные чувства говорят нам только о нас самих, но ничего не могут сказать о произведении автора. Только со-чувствие, со-радость, со-страдание способно проникнуть в душу другого. Прочитать можно только на уровне эмпатии, когда привычные личные оценочные чувства превратились в сочувствие, в равностную близость. Михаил Чехов в роли Гамлета

Изображение слайда

Слайд 16: Равностная эмпатия – почва для искусства

Вальтер Молино «Жизнь в 2022 году» (1962 г.) Освобождение эмпатии от оценочной рассудочной блокировки «В сущности, современный человек в настоящее время утрачивает эмоциональные чувства. То есть, говоря словами Т.М. Шатуновой, он теряет способность «глубоко чувствовать» и становится «бес-чувственным», «не-чувственным», мы добавляем – не-эмпатичным. По мнению автора, именно наличие подобных эмоционально-чувственных способностей предполагает наличие сложного, развитого внутреннего мира». Мы должны понимать, что наше сильное оценочное чувство делает нас эмоционально и когнитивно герметичными и не позволяет нам выходить из состояния рациональности в сферу художественного равностного эмпатического восприятия литературы. Оценочное чувство жёстко регламентирует нашу эмоционально-чувственную сферу своими оценочными суждениями и блокирует нашу эмпатию, а значит и художественное восприятие. Эмпатический уровень чтения подразумевает под собой открытое, свободное, сострадающее и сопереживающее чтение, когда жёсткое оценочное мышление вынесено за скобки.

Изображение слайда

Слайд 17: Как найти баланс между рациональным и художественным?

Ингмар Бергман Управление вниманием: художественное переживание - затем рациональные суждения Ингмар Бергман: «Искусство должно потрясти, попадая в сердце и душу, делая промежуточную остановку в области интеллекта». Никита Михалков: «Как сказал Чехов, все виды искусства стремятся быть похожими на музыку. Именно музыка проникает в душу и сердце в обход наших тревог об обыденном. И это касается всего: литературы, изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, да чего угодно. Поэтому произведение искусства — симфония, которая должна потрясти, и выводы будут сделаны после, и во многом они будут зависеть от интеллекта человека, которого потрясло увиденное или услышанное». Михаил Пришвин: «Талант именно и есть способность приблизить другого к себе и за него выступать, как за себя. Значит, талант поэта есть та же сила любви, превращенная в слово. Поднимать свои чувства от сердца вверх к голове, там их рассматривать, прояснять, проявлять, дополнять, так разделенные мертвой водой головы опять опускать, опять соединять в живой воде сердца и потом, подняв вверх, стальным пером черным по белому начертать узоры мыслей, – вот в чем искусство писателя». Михаил Пришвин

Изображение слайда

Слайд 18: Как равнодушие в себе нас согревает»: равностность в близости (равностная эмпатия), а не в отчуждении

Тихон Шевкунов : " Слово РАВНОДУШИЕ - принципиально важно! Давайте различим. Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца, - слова А.С.Пушкина. Это старинный смысл этого слова: равнодушие - с равной душой. Принимай хвалу и клевету с равной душой. Тебя хвалят - не услаждайся, на тебя клевещут, тебя поносят - не унывай. Не равнодушно в нашем понимании, т.е. безразлично, а спокойно... Равнодушие - почти совершенство! Если мы с равной душой относимся к любящим нас и к ненавидящим. Если мы любим всех. Это то, к чему нас призывал Спаситель. Другое дело, как до этого дойти?» Журнал «Фома»: В церковнославянском же « равнодушный » имеет значение близкого человека, единомышленника, того, кто равен душой. Например, в Псалтири встречаем: «Ты же человече равнодушне ». Это как раз значит, что кто-то кому-то является близким человеком, другом. Учиться равностному отношению у своего собственного созерцания природы; Тогда мы обнаружим, что в наших отношениях с природой в нас может отсутствовать оценочное мышление, что мы можем быть совершенно открыты к восприятию всех явлений природы. Однако по отношению к людям мы обычно пристрастны: к каким-то людям мы позволяем себе испытывать близость, какие-то люди вызывают у нас отторжение, ну а к третьей группе людей мы не испытываем никаких чувств, мы их просто не воспринимаем, не видим, они как будто для нас не существуют. С таким устоявшимся отношением к людям мы и читаем художественную литературу. В своём привычном состоянии душевной герметичности. На эмпатическом же уровне мы учимся равностно сопереживать страданиям и радостям всех героев произведения, независимо от их мировоззрения и способа жизни.

Изображение слайда

Слайд 19: Авторы перевоплощаются в персонажей. А читатели?

Флобер Г.: « Меня увлекают, преследуют мои воображаемые персонажи, вернее я сам перевоплощаюсь в них. Когда я описывал отравление Эммы Бовари, у меня во рту был настоящий вкус мышьяка, я сам был отравлен, что у меня два раза подряд сделалось расстройство желудка, самое реальное, потому что вырвало весь обед » Сальвадора Дали: « Неожиданно я перестал писать (картину) и закрыл глаза. Мне потребовалось напрячь всю свою волю, чтобы не двигаться… Сердце же в страхе колотилось с бешеной скоростью, и я вдруг осознал, что отождествляю себя с той протухшей рыбой и уже чувствую во всем своем теле ее застылость. «О Боже, я превращаюсь в рыбу!» – вскричал я. И мгновенно в голове у меня возникли подтверждения правдоподобности этого превращения. Чешуйка, упавшая с трещинки, жгла мне колено и размножалась. Я чувствовал, как покрываются чешуей мои ляжки – одна, – а следом живот. Я хотел до конца изведать это чудо и с четверть часа сидел с зажмуренными глазами» 23 М.М. Пришвин писал: « Читаю Робинзона и чувствую себя … как Робинзон» Гюстав Флобер Сальвадор Дали

Изображение слайда

Слайд 20: Арсений Тарковский «Белый день»

Камень лежит у жасмина. Под этим камнем клад. Отец стоит на дорожке. Белый-белый день. В цвету серебристый тополь, Центифолия, а за ней — Вьющиеся розы, Молочная трава. Никогда я не был Счастливей, чем тогда. Никогда я не был Счастливей, чем тогда. Вернуться туда невозможно И рассказать нельзя, Как был переполнен блаженством Этот райский сад. (1942) Арсений Тарковский с сыном

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Эмпатический уровень чтения: Арсений Тарковский «Поэт начала века»

Твой каждый стих - как чаша яда, Как жизнь, спаленная грехом, И я дышу, хоть и не надо, Нельзя дышать, твоим стихом. Ты - бедный мальчик сумасшедший, С каких-то белых похорон На пиршество друзей приведший Колоколов прощальный звон. Прости меня, я как в тумане Приникну к твоему плащу И в черной затвердевшей ткани Такую стужу отыщу, Такой возврат невыносимый Смертельной юности моей, Что разрушенье Хиросимы Твоих созвучий не страшней. Тогда я простираю руки И путь держу на твой магнит. А на земле - "В последней муке Внизу душа моя скорбит". 1959 14:34. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. (Евангелие от Марка)

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено