Эшреф Шемьи-заде — презентация
logo
Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
  • Эшреф Шемьи-заде
1/17

Первый слайд презентации: Эшреф Шемьи-заде

Выполнил ученик 8-Бкласса Яркополенской ОШ Билялов Амет 2014г

Изображение слайда

Слайд 2

Эшреф Абдураман–огълы Шемьи–заде родился  21 июня 1908 года    г. Евпатория в семье народного учителя. Стихи он начал писать очень рано. В 1923 году из под его пера       вышло прекрасное стихотворение «Летний вечер в степи». Молодого поэта заметили выдающиеся поэты Бекир Чобан–заде,  Абдулла Лятиф–заде и пригласили его в Симферополь, где он приобщился к литературным кругам. В сентябре 1927 года молодой одаренный поэт выдвигается ответствен­ным секретарем, затем редактором молодежного журнала «Козь айдын» («Радостная весть»), В том же году он назначается ученым секретарем комис­сии по переходу крымскотатарской письменности с арабского алфавита на латинский. В 1930 году направляется на учебу в Москву, где в 1932 году оканчивает литературно–сценарный факультет (ВГИК).

Изображение слайда

Слайд 3

С 1928 года Э Шемьи–заде состоял членом Крымского отделения Рос­сийской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В 1934 году был делега­том Первого съезда писателей СССР и в том же году одним из первых стано­вится членом Союза писателей СССР. Тогда же избирается членом Президиума и секретарем только что созданного Союза писателей Крыма. Неоднократно встречался с М. Горьким, В. Маяковским, К. Чуковским, С. Маршаком и другими видными деятелями литературы и искусства.

Изображение слайда

Слайд 4

73 года тому назад, в январе 1925 года, слушатель крымской республи­канской Совпартшколы Эшреф Шемьи–заде написал стихотворение «Ленину», посвященное первой годовщине со дня смерти Ильича, стихотворение, ставшее затем хрестоматийным и непревзойденным по своим художественным досто­инствам и силе воздействия. Уже в довоенные годы имя Э. Шемьи–заде, как глубоко лирического по­эта, мастера художественного слова ставилось в один ряд с такими классиками крымскотатарской литературы как Б. Чобан–заде, Ш. Бекторе, А. Лятиф–заде, А. Гирайбай.

Изображение слайда

Слайд 5

Блестящий критик, литературовед, переводчик Э. Шемьи–заде с ранних лет творчества связан с Украиной. В 1930 году поэт создает свою знаменитую поэму «Днепрельстан», посвященную строителям Днепрогэса. Поэма имела та­кой успех, что поколение молодежи, комсомольцев 30–х годов невозможно представить без этой поэмы. Им осуществлен замечательный перевод стихо­творения Т. Шевченко «Завещание». Творчество Э. Шемьи–заде широко освеща­лась в украинской печати (журнал «Червоний шлях» 1927 г. 11, стр.196–201, статья академика А. Е. Крымского «литература крымских татар» в сборнике «Студии з Криму», Киев, 1930 г. стр. 188. и др.).

Изображение слайда

Слайд 6

Творчество Э. Шемьи–заде отражалось как в «Малой Советской Энцик­лопедии», изданной в 1931 году, так и в «Большой Советской Энциклопедии». В 62–ом томе этой энциклопедии, изданной в 1933 году, в статье, посвященной поэту, подчеркивается:  «...Стихи Шемьи–заде последних лет (эпопея«Днепрельстан» и другие),... отличаются лирической напряженностью и ху­дожественным мастерством. Деятельность Шемьи–заде имеет огромное значение для развития крымскотатарского языка»

Изображение слайда

Слайд 7

Следует отметить, что в 65–ти томах «Большой Советской Энциклопедии» (1926–1974), помещены лишь 5 портретов деятелей литературы, искусства и науки мусульманского и советского Востока всех времени народов: 1. народного поэта Татарстана Абдуллы Тукая, 2. выдающегося иранского по­эта–революционера Абулкасема Лахути; 3. классика татарской литературы Галимджана Ибрагимова; 4. народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского и 5. Эшрефа Шемьи–заде.

Изображение слайда

Слайд 8

Э.Шемьи–заде перевел на крымскотатарский язык произведения А.С. Пушкина, в том числе и поэму «Бахчисарайский фонтан», А. Твардовского, Т. Шевченко, А. Мицкевича, В. Шекспира, В. Маяковского, С. Есенина, А. Навоий, К. Кулиева, Р.Гамзатова и др. Стихи самого Шемьи–заде переведены на русский, украинский, узбекский, армянский, венгерский языки. Народный поэт Венгрии Эмиль Мадарас в стихотворении «Песня», посвященному Крыму, писал о нем.

Изображение слайда

Слайд 9

Как в предвоенные годы, так и после войны в годы депортации Э.Шемьи–заде неоднократно подвергался арестам, преследованиям, репрессиям со сторо­ны властей, около 8 лет провел в тюрьмах и сталинских лагерях. В своем послевоенном творчестве в высокохудожественной форме писал о бедах, обрушившихся на свой народ. Особое место в послевоенном творчестве имеет лирико–эпическая поэма «Козьяш дивар» («Стена слёз»), ко­торую критики назвали «Энциклопедией крымскотатарского языка». При жиз­ни поэта удалось опубликовать только часть поэмы под названием «Тогъан къая» («Орлиный залет»). Полностью поэма была опубликована лишь спустя 10 лет после смерти автора, уже в годы перестройки в журнале «Йылдыз». А в Симферополе в 1996 году поэма «Стена слёз» издана отдельной книгой.

Изображение слайда

Слайд 10

Неоценим вклад Эшрефа Шемьи–заде в сохранение и развитие крымско­татарской литературы, особенно литературоведения. Несмотря на тяжелейшие гонения, поэт сумел издать ряд стихотворных книг и сборников литературных статей. Впервые он собрал, изучил и опубликовал исследование о жизни и творчестве выдающегося поэта XVII века Ашика Умэра. За огромный вклад в развитие как крымскотатарской, так и узбекской литератур, в дни чествования его 60–летия, Э.Шемьи–заде было присвоено почетное звание Заслуженного ра­ботника культуры Уз.ССР.

Изображение слайда

Слайд 11

Э Шемьи–заде, не дожив три месяца до своего 70–летия, которое готови­лись широко отметить, скончался 11 марта 1978 года в Москве. Похоронен в Крыму на мусульманском кладбище в селе Ак–Чора (Долинное) Кировского района. Родная земля приняла своего славного сына 14 марта 1978 года. Бессмертные произведения поэта и сейчас служат делу духовного роста, воспитания поколений, делу возрождения и развития национальной литературы и культуры.

Изображение слайда

Слайд 12

Основные издания Э. Шемьи–заде: «Днепрельстан»  (Поэма о Днепрострое.   Симферополь, 1935 г.), «Къавал»   Ташкент, 1965 г.),  «Тогъан къая»   ( «Орлиный залет», сборник стихов и  поэм, Ташкент, 1969 г.),  «Дарю вам свои песни»  (Переводы произведений народной по­этессы Узбекистана Зульфии. Ташкент, 1972 г.),  «Омюр ве яратыджылыкъ»  («Жизнь и творчество», сборник литературоведческих статей.(«Свирель», сборник стихов.

Изображение слайда

Слайд 13

Ташкент, 1974 г.),  «Халкъ хызметинде»  («На службе народу», сборник литера­турных, критических статей.   Ташкент, 1977 г.), «Шиирлер ве поэмалар»  («Стихи и поэмы». Ташкент, 1978 г.),  «Козьяш дивар»Аслыхан : Поэма–дестан. (Акъмесджит: Тарпан, 2007г.) («Стена слёз», поэма–дестан, Симферополь, 1995 г.),

Изображение слайда

Слайд 14

Изображение слайда

Слайд 15

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Эшреф Шемьи-заде

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено